Лента новостей
0

Ухудшит ли предлагаемый проект закона «О недрах и недропользовании» инвестиционный климат в Казахстане?

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.08.2010 22:14 Фото: zakon.kz

В поисках путей защиты своих национальных интересов, правительство Казахстана пересматривает существующий инвестиционный режим и намеревается ужесточить требования к недропользователям. Авторы Партнер Абылхаир Накипов и старший юрист Тогжан Ибраева юридической фирмы «SIGNUM» анализируют вопрос.

Ухудшит ли предлагаемый проект закона «О недрах и недропользовании» инвестиционный климат в Казахстане?

 

В поисках путей защиты своих национальных интересов, правительство Казахстана пересматривает существующий инвестиционный режим и намеревается ужесточить требования к недропользователям. Авторы Партнер Абылхаир Накипов и старший юрист Тогжан Ибраева юридической фирмы «SIGNUM» анализируют вопрос.

 

В настоящее время в Парламенте активно обсуждается проект Закона «О недрах и недропользовании» (далее - проект Закона).

Изменения проекта Закона затронут в первую очередь положения, касающиеся приоритетного права государства, передачи права недропользования и связанных с ним объектов, реквизиции полезных ископаемых, подписания, прекращения и возобновления контрактов на недропользование, стабильности контрактов и разрешения споров по контракту, что может существенно повлиять на инвестиционный климат в Казахстане.

 

I. ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВА

 

Существенным изменением является то, что согласно проекту Закона приоритетное право государства будет распространяться на любые виды следок, когда право недропользования или доля участия (акций) в недропользователе или лице, влияющем на его решения, будут отчуждаться как по возмездным, так и по безвозмездным основаниям. При этом при отчуждении по безвозмездным основаниям, приобретение государством будет осуществляться по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Данное приоритетное право государства распространяется на следующих лиц:

- отчуждающих право недропользования;

- передающих право недропользования или связанного с ним объекта в уставный капитал юридического лица;

- отчуждающих объекты, связанные с правом недропользования.

К объектам, связанным с правом недропользования, относятся доли участия (пакеты акций) в недропользователе, а также доли участия (пакеты акций) в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан.

Проект Закона не содержит критериев для определения, что понимать под «основной деятельностью компании, связанной с недропользованием в Республике Казахстан». Более того, сама процедура реализации приоритетного права государства также не предусмотрена в проекте Закона.

Установлен срок приобретения права недропользования или связанного с ним объекта со дня принятия решения о приобретении государством, который не должен превышать 6 месяцев.

 

II. ПЕРЕДАЧА ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

И СВЯЗАННЫХ С НИМ ОБЪЕКТОВ

 

Проектом Закона предусмотрены случаи передачи права недропользования, не требующие разрешения компетентного органа. Так, разрешение компетентного органа не требуется, в частности, при совершении сделок по отчуждению акций или производных от них ценных бумаг юридического лица, обладающего правом недропользования, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Разрешение не требуется при передаче всего или части права недропользования, доли участия (пакета акций) в юридическом лице, являющемся недропользователем, в пользу стопроцентной дочерней организации, а также при передаче всего или части права недропользования, доли участия (пакета акций) в юридическом лице, являющемся недропользователем, между юридическими лицами, являющимися стопроцентными аффилированными лицами.

 

III. РЕКВИЗИЦИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

 

В проекте Закона изменены условия реквизиции.

Во-первых, если согласно действующему Закону «О недрах и недропользовании» реквизиция должна осуществляться у каждого недропользователя, то согласно проекту Закона реквизиция может производиться у любого недропользователя. То есть, существует риск того, что Правительство может принять решение о реквизиции полезного ископаемого у отдельного/ых, конкретного/-ых недропользователя/-ей.

Во-вторых, если согласно действующему Закону «О недрах и недропользовании» компенсация за реквизируемые полезные ископаемые должна исчисляться по ценам мирового рынка, то в проекте Закона не уточняется, по каким ценам (мировым или внутренним) будет исчисляться компенсация.

 

IV. КОНТРАКТ НА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ

 

а) Сокращены виды заключаемых контрактов.

Проектом Закона не предусматривается возможность заключения таких видов контрактов на недропользование, как соглашение о разделе продукции, о концессии и сервисного контракта. Также, согласно проекту Закона исключается заключение контракта на совмещенную разведку и добычу.

б) Изменены условия продления оставшихся видов контрактов.

Проектом Закона изменены условия продления сроков действия контрактов. Так, срок действия контракта на разведку остался неизменным (6 лет). А вот его продление возможно только в случае коммерческого обнаружение на период, необходимый для его оценки. Контракт на разведку при проведении нефтяных операций на море может быть продлен до двух лет.

Для контрактов на добычу конкретный срок продления не устанавливается. Оговаривается только право недропользователя обратиться за продлением контракта на добычу в компетентный орган.

в) Обязательные условия.

Проект Закона определяет подробный перечень обязательных условий, которые должны быть включены в каждый контракт на недропользование, отсутствие которых может повлечь признание контракта недействительным.

Одним из таких обязательных условий является требование о наличии в контрактах размеров неустойки (штрафов, пени) за неисполнение недропользователем принятых им обязательств, в том числе по казахстанскому содержанию, по платежам неналогового характера, предусмотренным контрактом.

г) Сокращено количество экспертиз.

Количество экспертиз, которым подлежит проект контракта перед подписанием, сократилось до трех: правовой, экологической и экономической. Также, проект контракта подлежит согласованию с уполномоченным органом по изучению и использованию недр.

д) Изменен порядок выплаты подписного бонуса.

Проект Закона предусматривает положения о поэтапной выплате подписного бонуса:

- 50% в течение месяца с даты опубликования результатов конкурса или получения уведомления заключить контракт на основе прямых переговоров;

- 50% в течение одного месяца с даты регистрации контракта.

е) Заключение контракта на добычу с лицом, которое произвело коммерческое обнаружение по контракту на разведку.

Контракт на добычу с лицом, которое произвело коммерческое обнаружение по контракту на разведку, заключается путем прямых переговоров. При этом при заключении данного контракта компетентный орган в одностороннем порядке определяет:

- размер подписного бонуса;

- размер казахстанского содержания в отношении: товаров, работ и услуг, а также казахстанских кадров;

- размер отчислений в местный бюджет на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры.

В случае несогласия заявителя с предложенными компетентным органом условиями (в проекте не уточняется, какими именно условиями), соответствующий участок недр выставляется компетентным органом на конкурс.

 Тем не менее, проект Закона предусматривает, что в таких случаях заявителю будут возмещены его затраты, произведенные им по контракту на разведку на данном участке недр в связи с коммерческим обнаружением за счет лица, победившего в конкурсе.

ж) Досрочное прекращение контракта.

Согласно проекту Закона количество оснований для досрочного прекращения контракта по инициативе компетентного органа сокращено до 3 оснований:

а) при неустранении недропользователем в установленный срок нарушений, указанных в трех и более письменных уведомлениях;

в) при несоблюдении положений о приоритетном праве государства;

с) неисполнение требований по внесению изменений и (или) дополнений в контракт в целях восстановления экономических интересов РК.

При этом следует отметить, что проект Закона дает компетентному органу право одностороннего расторжения контракта при любом нарушении контракта, рабочей программы или проектной документации, в то время как согласно действующему закону односторонний отказ применим только в отношении существенного нарушения контракта и программы работ.

Проектом закона также предусмотрено право недропользователя:

- досрочно расторгнуть контракт в судебном порядке или

- отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.

При этом реализация таких прав недропользователем возможна только по основаниям, установленным в контракте.

з) Возобновление ранее расторгнутых контрактов.

Проектом Закона предусмотрено право компетентного органа во внесудебном порядке возобновить действие ранее прекращенного по его инициативе контракта в следующих случаях:

- установление факта принятия решения о прекращении действия контракта на основании недостоверных данных, которые значительно повлияли на принятие решения о прекращении действия контракта, в том числе, если на дату принятия решения о прекращении действия контракта у недропользователя по уважительным причинам отсутствовали документы, подтверждающие выполнение контрактных обязательств;

- установление и подтверждение не зависящих от воли недропользователя причин, вследствие которых произошло неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в том числе действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные явления, военные действия и т.п.), оказавших непосредственное влияние на неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.

 

V. СТАБИЛЬНОСТЬ КОНТРАКТОВ

 

В ныне действующем Законе «О недрах и недропользовании» предоставлены гарантии от изменения законодательства в случае ухудшения положения недропользователя.

В проекте Закона такие гарантии относятся только к случаям, когда изменения и дополнения законодательства непосредственно ухудшают результаты коммерческой деятельности недропользователя по контрактам. Кроме того, проект Закона прямо отменяет стабильность контрактов в области налогообложения и таможенного регулирования.

 

VI. МЕСТНЫЕ СУДЫ ЗАМЕНЯТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

 

Относительно потенциального влияния проекта Закона на инвестиционный климат в Казахстане по вопросам разрешения споров необходимо обратить внимание на следующее.

Проект Закона оговаривает, что споры между недропользователем и правительством должны разрешаться только в судах Республики Казахстан и не предусматривает право недропользователя обращаться в международный арбитраж.

Известно, что международный арбитраж является основным средством защиты для иностранных инвесторов. Возможность обращаться в международный арбитраж была изначально предусмотрена отечественной правовой системой, так же как и признание и исполнение его решений осуществлялось в Казахстане с первых дней независимости. В настоящее время, возможность обращения предусмотрена основополагающими нормативными правовыми актами в сфере договорных отношений, такими как Гражданский кодекс, Закон об инвестициях и т.д. Кроме того, Казахстан является участником Нью-йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.

Международный арбитраж предполагает независимое коллегиальное решение и является важным фактором для иностранных инвесторов при принятии решения о ведении своего бизнеса в Казахстане или любой другой стране.

Ограничивая право лица в разрешении споров только в казахстанских судах, Казахстан может потерять свою репутацию страны с положительным инвестиционным климатом. Данное изменение может быть серьезным политическим риском для компаний, работающих и инвестирующих в казахстанскую экономику. Негативные последствия могут проявиться, например, в решениях местных судов, не всегда являющихся независимыми или имеющими должные знания и опыт по международным правилам и принципам осуществления недропользования.

Таким образом, предложенные изменения проекта Закона, отменяющие стабильность в области налогообложения и таможенного регулирования, предоставляющие государству право досрочного расторжения контракта на недропользование, а также лишающее иностранных инвесторов возможности обращаться в международный арбитраж для защиты своих интересов, могут ухудшить инвестиционный климат в Казахстане. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране, данные положения проекта Закона, который еще не был окончательно одобрен, следует пересмотреть для сохранения благоприятного инвестиционного климата в Казахстане, что должно быть приоритетом в экономической политике.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: