Модель местного самоуправления в Республике Казахстан: конституционно-правовой анализ

Кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Евразийской Академии о выявлении на теоретическом уровне всех возможных моделей взаимоотношений государства и местного самоуправления, установления особенностей казахстанской модели.

Модель местного самоуправления в Республике Казахстан: конституционно-правовой анализ

 

Кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Евразийской Академии о выявлении на теоретическом уровне всех возможных моделей взаимоотношений государства и местного самоуправления, установления особенностей казахстанской модели.

Проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей модели местного управления и самоуправления для нашей страны в настоящее время приобретает первостепенное значение. Этот вопрос после майских конституционных реформ 2007 года приобрел еще большую актуальность. В ежегодном Послании Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» было указано о необходимости принятия пакета законодательных актов, направленных на реализацию конституционных новаций, устанавливающих принципы формирования и осуществления местного самоуправления, порядок назначения акимов и полномочия маслихатов [1].

В свете принятия Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления»[2] значимым является вопрос о выявлении на теоретическом уровне всех возможных моделей взаимоотношений государства и местного самоуправления, установления особенностей казахстанской модели. Формирование местного самоуправления для Казахстана - это одна их трудных задач реформирования казахстанской государственности, поскольку опереться на аналогичный отечественный опыт не представляется возможным. Поэтому, как ученый-конституционалист, убежден, что принятие вышеназванного закона не снимает с повестки дня проблемы поиска оптимальной модели местного самоуправления.

Замечания по закону

В новом Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении», к сожалению, остается нерешенным вопрос формирования в стране реального института местного самоуправления в понимании Европейской Хартии местного самоуправления[3].

Во-первых, в Законе не определены четкие различия местного государственного управления и местного самоуправления, поскольку органы, через которые происходит осуществление или реализация местного государственного управления и самоуправления, совпадают.

Маслихат одновременно является органом местного государственного управления (ст. 85 Конституции РК) и органом, через который осуществляется населением местное самоуправление (п. 2 ст. 89 Конституции РК). Акимат - есть коллегиальный орган, возглавляемый акимом, осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории. Более того, в Законе определено, что как аппарат акимата, так и аппарат маслихата являются «государственным учреждением».

Во-вторых, в Законе остается до конца нерешенным вопрос, что относится к предметам ведения органов местного самоуправления, а что - органов государственной власти. Отсутствие четкой грани между «делами государства» и «делами местного сообщества», а также «раздвоение» акимов и «маслихатов позволяет прийти к выводу о наличии в правовой жизни Республики Казахстан признаков конституционно-правовых фикций.

В-третьих, редакция статьи 39-1 Закона наделяет иностранцев и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства на территории местного сообщества, правом на участие в осуществлении местного самоуправления, а статья 39-2 п. 1 пп. 2) наделяет правом члена местного сообщества правом избирать и быть избранным в выборные органы местного самоуправления. Эта норма вступает в явное противоречие с п. 3 ст. 86 Конституции РК, ибо депутатом маслихата может быть избран только гражданин Республики Казахстан. Необходимо отметить, что выборы являются не единственной формой осуществления местного самоуправления. При модели, когда маслихаты являются в том числе и государственным органом, норма, наделяющая «не граждан Казахстана» правом на участие в осуществлении местного самоуправления опасна с точки зрения политических рисков и национальной безопасности Республики Казахстан.

В-четвертых, исходя из отсутствия опыта существования местного самоуправления в нашей стране, в Законе следовало бы перечислить и уточнить формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата и члена выборного органа местного самоуправления, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрание граждан, собрание делегатов, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления и др.). Необходимость такого уточнения вызвано и тем, что в пункте 2 статьи 3 Конституции РК среди непосредственных форм реализации власти народом Казахстана, назван республиканский референдум, но - не местный референдум.

В-пятых, местное сообщество в законе определяется, в первую очередь, как «совокупность жителей (членов местного сообщества)». Вместе с тем, возникает вопрос в какой организационно-правовой форме будет выступать местное сообщество в гражданском обороте, если его не наделить правами «юридического лица», собственной экономической базой, как оно будет пополняться источниками дохода, как будет распоряжаться финансами? Этот вопрос выходит на несколько иную плоскость своей правовой институциализации - появлению муниципального бюджета, муниципальных налогов и необходимости разграничения государственного и муниципального бюджетов. Дальнейшая муниципализация должна привести к изменению недавно принятых Налогового и Бюджетного кодексов.

В-шестых, следует согласиться и с тем, что эффективность местного самоуправления во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих правовую, организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности реализации права на местное самоуправление[4]. Социально-психологическое состояние людей, их жизненный опыт, отношение должностных лиц к правам граждан, уважение к Конституции и ряд других психологических факторов являются важными посылами при реализации конституционных прав и свобод и конституционно-правового развития государства. Недопустим «отрыв юридической формы от политического содержания, ибо такой отрыв неминуемо приводит к формализму»[5].

Выводы

Таким образом, изменения законодательства по вопросам местного государственного управления и самоуправления при всем критическом подходе к новому закону, являются немаловажным событием в конституционно-правовой жизни Казахстана; убежден, что ныне действующая редакция этого закона является не последней. Местное самоуправление может и должно способствовать постепенному переходу Казахстана к демократическому политическому режиму.

Уровень доверия населения к государственной власти во многом зависит от доверия населения к органам местного самоуправления, которые решают повседневные проблемы граждан. Будучи связующим звеном между обществом и государством, выступающим органической частью системы сдержек и противовесов (работающих не только по горизонтали, но и по вертикали) местное самоуправление является необходимым этапом в строительстве правового государства.

 

 

Литература:

 

[1] См.: Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» //Казахстанская правда, 2008г. 28 июня.

[2] См.: Казахстанская правда, 2009г. 13 февраля.

[3] Европейская Хартия местного самоуправления //СЗ РФ. 1998. №36. Ст.4466.

[4] См.подр.: Канищев В.П. Конституционно-правовые гарантии деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2000. С.9-10.

[5] Фарбер И.Е. Сущность и способы применения советского закона. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - Москва, 1951. С.5.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления