Лента новостей
0

Иностранный правовой опыт привлечения рабочей силы

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 07.07.2010 20:48 Фото: zakon.kz

США, Канада, Австралия и ЮАР - традиционные страны иммиграции. В течение многих десятилетий их политика была ориентирована на увеличение численности иммигрантов и расширение круга стран-доноров. В последние годы их иммиграционная политика меняется. Аспирант Института Философии, социологии и права Национальной Академии Наук Азербайджана Мушфиг Джафаров проанализировал общие тенденции, характерные для развития рынков труда других стран.

Иностранный правовой опыт привлечения рабочей силы

 

США, Канада, Австралия и ЮАР - традиционные страны иммиграции. В течение многих десятилетий их политика была ориентирована на увеличение численности иммигрантов и расширение круга стран-доноров. В последние годы их иммиграционная политика меняется. Аспирант Института Философии, социологии и права Национальной Академии Наук Азербайджана Мушфиг Джафаров проанализировал общие тенденции, характерные для развития рынков труда других стран.

В соответствии с законом об иммиграции 1991 г., годовая квота на общее число иммигрантов, прибывающих в США, начиная с 1995 г., - 675 тыс. человек. Иммиграционный акт предусматривает временную трудовую миграцию квалифицированных кадров дефицитных специальностей. К ним относятся высококвалифицированные рабочие, инженеры, менеджеры, медицинские работники, ученые - исследователи в фундаментальных отраслях науки (2, с.6). В то же время на рынке труда США требуются малоквалифицированные группы работников. Так, мужчинам предлагается работа автозаправщика. В Америке по-прежнему нужны домработницы в семьи, персонал в гостиницах, разнорабочие (1, с. 407). На сегодняшний день США продолжает оставаться крупным импортером рабочей силы. В соответствии с инструкциями Службы иммиграции и натурализации Министерства Юстиции США процедура допуска иностранцев на временную работу следующая. В данную службу подается заявка на классификацию (В США в соответствии с законом об иммиграции иностранец, прибывающий на работу, классифицируется Службой иммиграции и натурализации). Потенциальный работодатель в заявке должен указать основной характер будущей деятельности временно въезжающего в США; данные на подателя заявки (потенциального работодателя), включая его имя, адрес, характер предпринимательской деятельности, число наемных работников, общий годовой доход. Требуется также указать наименование и адрес предприятия, где будет занят въезжающий, период найма, величину недельной зарплаты, количество рабочих часов в неделю, размер оплаты труда за сверхурочную работу, другие выплаты, а также ряд дополнительных данных (7, с. 98). Как правило, отдельная заявка подается на каждого претендента на въезд. Однако в том случае, если въезжающие предполагают заниматься сходным видом деятельности, получать визу в одном и том же консульстве за границей и работать в США на территории одного иммиграционного района, допускается включение в заявку нескольких лиц. Специальность и вид работы должны быть идентичными. Законом США «Об иммиграции» предусмотрено, что въезжающие на временную работу в США «не иммигранты» квалифицируются по следующим категориям виз: Н-1 - для лиц, обладающих выдающимся способностями и исключительными заслугами; Н-2 - для лиц, въезжающих на временную работу по контрактам с американскими предпринимателями; Н-3 - стажеры, приезжающие по приглашению американских компаний; L-1 - для лиц, более года являющихся у себя на родине сотрудниками представительства и филиала американской компании или сотрудниками национальной фирмы, открывающей свое представительство или филиал в США.

При подаче заявки на въезд временного работника в США по категории Н-2, а именно к этой категории относятся трудящиеся-мигранты, к ней должны прилагаться следующие дополнительные документы:

• сертификат Министерства труда, удостоверяющий, что работник данной специальности и квалификации не может быть найден американским работодателем в США и что трудоустройство иностранца не повлияет неблагоприятным образом на заработную плату и условия труда американских работников аналогичной специальности; или уведомление Министерства труда, что такой сертификат не может быть выдан;

• заявление работодателя, содержащее полное и детальное описание ситуации и причин, делающих необходимым приезд на работу в США иностранного гражданина или граждан, а также разъяснение, являются ли эти причины временными, сезонными или постоянно действующими. Если же данные причины носят сезонный или временный характер, необходимо сообщить, насколько вероятно, что они возникнут в будущем (7, с. 99).

 Для получения упомянутого сертификата Министерства труда потенциальный работодатель должен прежде всего доказать невозможность привлечения на данное рабочее место и на данную зарплату американского гражданина или лица, постоянно проживающего в США. Для этого он обязан подать заявку на рабочую силу в местное отделение Службы занятости. Заявка должна содержать точное описание имеющихся в наличии рабочих мест. Кроме того, Министерство труда через свои региональные отделения требует, чтобы работодатель перед наймом иностранного работника опубликовал объявления о наличии у него свободных мест в местной печати, ждать в течение определяемого Министерством труда периода поступления предложений от американских претендентов и затем провести собеседование с каждым из них.

В том случае, если ни один из претендентов не удовлетворяет требованиям работодателя, он должен представить в Министерство труда подробное объяснение причин, по которым никто из них не прошел собеседование. Далее Министерство труда принимает окончательное решение о выдаче сертификата. Окончательное решение о допуске иностранца на временную работу в значительной степени зависит от Службы иммиграции и натурализации Министерства юстиции, рассматривающей заявку на въезд вместе со всеми прилегающими документами, главным из которых является сертификат Министерства труда.

В Австралии массовая иммиграция имела поддержку политических партий с начала 70-х и до конца 80-х - начала 90-х. В конце 90-х годов иммиграционная политика изменилась. Произошло значительное сокращение приема мигрантов. Так, в 1989-1990 гг. Австралия приняла 140 тыс. человек, в 1991-1992 гг. - 111 тыс. человек, в 1992-1993 гг. - 80 тыс. человек (2, с. 7). Наряду с произошедшим сокращением приема мигрантов иммиграционная политика переориентировалась в соответствии с профессионально-квалификационными критериями. Если ранее привлечение квалифицированных трудовых кадров сопровождалось в основном предоставлением постоянного места жительства, то в последние годы растет доля временных трудовых мигрантов, имеющих высокую квалификацию. Трудящиеся-мигранты должны иметь гарантии в отношении их трудоустройства со стороны австралийского работодателя. В некоторых случаях такие временные работники направляются в Австралию зарубежными агентами по найму рабочей силы.

Спонсор (гарант) должен:

а) показать, что предпринятые им попытки нанять работников из числа австралийцев положительных результатов не дали, ввиду отсутствия на данный момент подходящей кандидатуры на внутреннем рынке рабочей силы;

б) доказать, что в данном случае привлечение работника из-за рубежа выгодно для Австралии;

в) показать, что выполнение обязанностей по должности, которую будет занимать работник, потребует от него высокой ответственности и занятости в течение всего рабочего дня;

г) подтвердить, что условия работы и предполагаемая оплата соответствует требованиям австралийского законодательства;

д) подписать гарантийное обязательство (6, с. 31-32).

В соответствии с Иммиграционным актом Канады и дополнениями к нему, въезд в Канаду для временного трудоустройства возможен на срок до года (с возможным последующим продлением) для занятия вакантного рабочего места, на которое по каким-либо причинам оказалось невозможным подобрать гражданина Канады или лицо, имеющее статус постоянного проживающего.

Для въезда в Канаду трудящемуся-мигранту необходимо найти канадского работодателя, который бы имел законные основания для оформления разрешения на работу.

С целью оформления разрешения для приема на работу иностранного работника работодателю необходимо обратиться в местный центр по трудоустройству и представить информацию о характере и размере своего бизнеса, обоснование необходимости найма иностранного работника, подробное описание работы, которая будет ему поручена, и документальные подтверждения попыток нанять для этих целей гражданина или постоянного жителя Канады.

Рассмотрение заявления работодателя в центре по трудоустройству ведется с целью установить:

• достаточность усилий заявителя по приему на вакантное рабочее место или по обучению кандидатов из местных граждан;

• возможную угрозу перспективам граждан Канады получить работу или решить в свою пользу трудовой спор в результате приема на работу иностранца;

• квалификационные данные иностранного работника;

• размер предполагаемой заработной платы и оценку условий труда, чтобы решить, могут ли они привлечь кандидатов из числа канадских граждан или постоянно проживающих в стране лиц (8, с. 41).

США, Канада и Австралия - страны, имеющие большой опыт регулирования труда работников-мигрантов на современном этапе. Акцент их иммиграционной политики делается на защите трудовых прав собственных граждан и лиц, постоянно проживающих в данных странах, поэтому процедура въезда довольна сложна. Наиболее удачным является то, что прежде, чем привлечь иностранных работников, проводится тщательный анализ рынка труда и экономической ситуации, участие в этом принимают одновременно несколько ведомств. Это позволяет поддерживать баланс в различных сферах экономики, а также обеспечивать права на труд собственным гражданам и лицам, постоянно проживающим в данных государствах.

 Азербайджанское законодательство также указывает на необходимость подобного мониторинга трудового рынка и устанавливает принцип приоритетного права граждан АР на занятие вакантных рабочих мест. Это закреплено в статье закона АР «О трудовой миграции». Но данная статья не указывает на распространение приоритетного права на занятие вакантных рабочих мест на лиц, постоянно проживающих в АР. Такое указание должно быть, иначе имеется возможность для дискриминации иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории АР. В АР немного расплывчат и круг вопросов, необходимых для дачи предложения (заключения) органа исполнительной власти субъекта АР при получении разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. В этой связи примечателен канадский опыт. Такая позиция поддерживается в законодательстве Российской Федерации (3, с. 17).

Для некоторых категорий потенциальных трудовых мигрантов из Азербайджана существуют перспективы трудоустройства в рассмотренной группе стран. Прерогатива отдается мигрантам, обладающим высоким уровнем образования или дефицитными специальностями. Следует отметить, что квоты, на которые можно рассчитывать, невелики.

Особенностью трудовой миграции в данный регион является заинтересованность этих стран реципиентов в привлечении высокообразованных кадров, так называемом «привлечении мозгов». Несмотря на то, что в текущем периоде США и Канада продолжают являться крупными импортерами иностранный рабочей силы, их иммиграционная политика еще продолжает основываться на привлечении высококвалифицированных кадров на постоянной основе, то есть, предоставляя им постоянное место жительства, как это происходит в основном в Австралии.

Следующим направлением для трудовой миграции, которое можно выделить, являются страны Северо-западной и Западной Европы (прежде всего Германия, Великобритания, Франция, Швейцария, Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция).

Основные сферы занятости мигрантов - обрабатывающая промышленность, строительство, сфера обслуживания (розничная торговля, гостиничное хозяйство, коммунальное хозяйство и т. д.). Например, в Ирландии мужчинам можно трудоустроиться строителем и дорожником, а женщинам - обслуживающим персоналом в ресторанах, гостиницах и офисах. Нужны в основном высококвалифицированные рабочие - на стройки, в пищевую промышленность, гостиничный и ресторанный бизнес. Необходимы инженеры, механики, младший и средний медицинский персонал, компьютерные специалисты (5, с. 9).

Согласно Кодексу Труда Франции, для въезда во Францию с целью поступления на работу по найму иностранец должен представить кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу и медицинский сертификат (ст. 341). Без предварительного получения разрешения на работу осуществлять профессиональную деятельность иностранец не может. В разрешении точно указывается профессия и зона, в которой иностранец может осуществлять свою деятельность (ст. 341-4). Опыт Франции в сфере привлечения иностранной рабочей силы отличен от других государств. Он предоставляет трудящемуся-мигранту больше свободы, так как изначально работник не связан никакими отношениями с будущим работодателем и не зависит от него, поскольку здесь первично получение разрешения, а не заключение трудового договора.

Кодекс труда Франции запрещает любому лицу нанимать или продолжать пользоваться услугами иностранцев, не имеющих документа, разрешающего ему работать по найму во Франции, когда обладание этим документом необходимо на основании либо законодательных или регламентационных положений, либо международных договоров или соглашений. Также запрещается нанимать или продолжать пользоваться услугами иностранцев по профессиональной категории, профессии или зоне, отличающихся от тех, которые упомянуты в разрешении (ст.341-6).

В то же время, иностранец, нанятый с нарушением этих запретов, должен встречать такое же обращение, как работник, принятый с соблюдением установленного порядка (ст.341-6-1). Он имеет право на единовременное пособие в размере его месячного заработка, если его договор найма не прекращен, за исключением тех случаев, когда он имеет право на более выгодные условия, установленные Кодексом труда или договором.

Приведенные выше положения о правах трудящегося-мигранта, содержащиеся в Кодексе труда Франции, целесообразно было бы воспринять в законодательстве АР.

Большинства мигрантов (60%) в АР планируют мигрировать в Западную Европу. По статистике в 2000 г. более чем 4000 азербайджанцев обратились для миграции в Европейские страны (4, с. 15). Новым направлением трудовой миграции для Азербайджана являются: Греция, Италия, Испания, Португалия, Кипр.

По мнению А.И. Алиева, для трудящихся-мигрантов из Азербайджана в странах Южной Европы условия более благоприятны, чем в Северо-западной Европе. Тому существует ряд причин. Например, в этой группе стран дефицитны высококвалифицированные кадры, прежде всего в промышленности. Велик спрос на работников гостиничного хозяйства, средний и младший медицинский персонал. Также существуют ниши для неквалифицированного тяжелого труда, например, в металлургической промышленности, предполагающей работу в три смены (1, с. 404). Возможным направлением внешней трудовой миграции для азербайджанцев являются страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Оман, Катар, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Египет, Израиль, Сирия) (15%). Крупными импортерами азербайджанской рабочей силы являются Египет, Сирия, Израиль, Турция. Трудовая миграция в эти страны во многом зависит от политической стабильности и безопасности в этих государствах.

Внешняя трудовая миграция в страны Ближнего Востока обладает некоторыми специфическими чертами. Эти страны заинтересованы в том, чтобы у трудящихся-мигрантов были твердые гарантии возвращения на родину после завершения трудового договора. Здесь широко распространена ценовая конкуренция. Условия экспорта рабочей силы жестко не закреплены в законодательстве, а в каждом конкретном случае становятся предметом торга.

Определенное место в трудовой миграции за рубеж занимают страны Латинской Америки, такие как Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Чили, Парагвай, Либерия, Гондурас, Панама, которые субсидируют программы по привлечению на свой рынок труда работников из Восточной Европы. Здесь существует спрос на нефтяников, инженеров-химиков.

Таким образом, трудовая миграция граждан АР и стран СНГ за рубеж - явление уже распространенное. Список стран - реципиентов иностранный рабочей силы довольно широк. При этом трудовая миграция охватывает разные категории трудящихся: от высококвалифицированных работников до работников без специальной профессиональной подготовки.

 

Список использованной литературы

 

1. Алиев А.И. Проблемы прав человека, народонаселения и миграции в современном международном праве: Учебник. Баку: 2007

2.       Виноградова Е.В. Международный рынок труда и перспективы российской трудовой эмиграции // Труд за рубежом, № 4, 1996

3. Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений работников-мигрантов. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002

4.       Из родины за рубеж. Мотивы, маршруты и методы миграции в Азербайджане. Баку, 2001, с. 15 (на азербайджанском языке)

5.       Москаленко А. Иралндия готова принять 500.000 иностранных рабочих. Иностранец. № 45, 2005

6.       Халевинский И. В. Трудоустройство иностранной рабочей силы в Австралии. Труд за рубежом. № 4, 1996

7.       Халевинский И. В. Трудоустройство иностранной рабочей силы в США // Труд за рубежом, №3, 1996

8.       Халевинский И.В. Иммиграционная политика Канады. Труд за рубежом. № 2, 1997

 

Резюме

 

Анализ общих тенденций, характерных для развития рынков труда стран -импортеров рабочей силы, показывает, что в ряде стран спрос на труд мигрантов действительно сокращается. Но по-прежнему существуют секторы экономики, притягивающие иностранных работников. Основная причина - диспропорции на рынке труда.

 

Д.ю.н. М.Н. Алиев

 

Summary

 

 The given article highlights the foreign legal experience of involvement of labour force.

 

 

 

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: