Конституционные основы оперативно-розыскной деятельности

С принятием в августе 1995 года Конституции Республики Казахстан[1] надежно закреплены основные приоритеты и ценности, касающиеся прав человека и гражданина в обществе и государстве. ОРД является важной составной частью системы государственно-правовых мер борьбы с преступностью и охраны правопорядка. Поэтому оперативная работа имеет правовой характер, в связи с чем весьма важно постоянное укрепление ее правовых основ. Начальник адъюнктуры Академии КУИС МЮ РК, кандидат юридических наук, подполковник юстиции Е.Е. Каймульдинов рассматривает вопрос о содержании понятия «правовые основы оперативно-розыскной деятельности».

Конституционные основы оперативно-розыскной деятельности

 

С принятием в августе 1995 года Конституции Республики Казахстан[1] надежно закреплены основные приоритеты и ценности, касающиеся прав человека и гражданина в обществе и государстве. ОРД является важной составной частью системы государственно-правовых мер борьбы с преступностью и охраны правопорядка. Поэтому оперативная работа имеет правовой характер, в связи с чем весьма важно постоянное укрепление ее правовых основ. Начальник адъюнктуры Академии КУИС МЮ РК, кандидат юридических наук, подполковник юстиции Е.Е. Каймульдинов рассматривает вопрос о содержании понятия «правовые основы оперативно-розыскной деятельности».

Прежде всего, необходимо отметить, что термин «основа» употребляется для обозначения определенного источника или главного начала, на чем строится социальная действительность[2, С. 422].

Исследование юридических аспектов ОРД позволяет обнаружить, что эта деятельность базируется на весьма сложной системе правовых норм, предусмотренных многообразными источниками права. В этой системе, если рассматривать служебную роль правовых норм, прослеживается часть норм права, непосредственно не рассчитанных на правовую регламентацию ОРД, однако служащих основанием для решения организационных, правовых и тактических вопросов оперативно-розыскной работы в силу органической связи между собой различных правоохранительных функций. Принятие Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» 15 сентября 1994 года явилось началом реформы правового регулирования ОРД в Казахстане.

Вопрос о содержании понятия «правовые основы оперативно-розыскной деятельности» представляет не только теоретический, но и, главным образом, сугубо практический интерес.

Рассмотрим содержание ст. 4 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» «Правовая основа оперативно-розыскной деятельности». Она гласит:

«1. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон, а также другие законы и иные нормативные акты Республики Казахстан.

2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своей компетенции на основании настоящего Закона нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий»[3].

Из анализа данной нормы видим, что правовая основа ОРД, представляя собой единое целое совокупности нормативно-правовых актов ее регламентирующих, имеет и свою структуру. Структура состоит из четырех уровней:

- конституционный, который включает в себя Конституцию и конституционные законы Республики Казахстан;

- международно-правовой;

- законодательный, который следует разделить, в зависимости от юридической силы и значимости нормативно-правовых актов, на четыре подуровня: 1) кодифицированное законодательство (УК, УПК, УИК, ГПК); 2) Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; 3) нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности; 4) нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в иной сфере, но имеющие в своем содержании отдельные нормы имеющие отношения к отдельных положениям оперативно-розыскной деятельности;

- подзаконный, включающий в себя нормативные Указы Президента Республики Казахстан, постановления и распоряжения Правительства Республики Казахстан, акты Генеральной прокуратуры, межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в оперативно-розыскной деятельности.

Такая структура сформирована на основании положений Конституции Республики Казахстан и Закона Республики Казахстан «О нормативно-правовых актах» от 26 июня 1998.

Конституция Республики Казахстан в истории нашей страны в п. 2 ст. 12 впервые признала и нормативно закрепила «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов»[1].

Осуществление в любом государстве правоохранительной деятельности, в том числе ОРД, предполагает в той или иной мере ограничение прав и свобод его граждан. Развитие оперативно-розыскного законодательства должно осуществляется в строгом соответствии признания естественных, неотчуждаемых прав человека, и обеспечения системой гарантий и механизмов защиты, и только такое государство может быть признано правовым. Как справедливо отмечает К.В. Сурков «если говорить о роли Конституции в правовой основе оперативно-розыскной деятельности, то необходимо учитывать тот факт, что в ней зафиксированы общеправовые положения, а также нормы, непосредственно касающиеся правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и организации деятельности органов, ее осуществляющих»[4, С. 129].

Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» ни каким образом не противоречит Конституции Республики Казахстан, так в ст. 1 указанного закона прямо говорится, что «оперативно-розыскная деятельность - научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан…»[3]. Таким образом, Конституция Республики Казахстан является основным элементом правовой природы оперативно-розыскной деятельности.

Реализация конституционных норм, заключается в закреплении в соответствующих нормативных правовых актах с учетом особенностей каждого государственного органа или рода деятельности. При этом, надо принимать во внимание, что правовые нормы Конституции не регулируют подробно и всесторонне общественные отношения в указанных сферах. Они регулируют лишь существенные, главные стороны общественных отношений.

Прямое действие норм Конституции (п. 2 ст. 4) означает, что «государственные органы должны их применять непосредственно к тем общественным отношениям, которые они регулируют. Также прямое действие проявляется и в ее правосозидающей роли»[5, С. 29].

Статьи 17, 18, 25 входят в раздел 2 Конституции «Человек и гражданин», в котором определены основные права и свободы человека и гражданина, соблюдение которых является обязательным при осуществлении любого вида деятельности, в том числе и оперативно-розыскной. «Каждое из этих положений имеет гораздо большее политическое и юридическое содержание, ибо представляет составную часть правового статуса гражданина, регламентированного Конституцией. Это - прежде всего важнейшие субъективные права граждан, сохраняющие свое значение во всех сферах государственной и общественной жизни. Но именно поэтому, в интересах охраны государства и общества от преступных посягательств в сфере уголовного судопроизводства, необходимы определенные ограничения этих конституционных начал»[6, С.7]. В связи с чем, оперативно-розыскное законодательство предусматривает строго определенные условия, при которых возможно ограничение гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.

Одними из важных элементов соблюдения прав и свобод гражданина, уважения достоинства личности являются права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, и обязанность государственных органов, в том числе осуществляющих ОРД, обеспечить возможность каждому гражданину ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации (ч. 1 и 3 ст. 18), и неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 25). Частная жизнь - это область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, принадлежит и дорога только ему и поэтому, по общим правилам, не подлежит контролю со стороны общества и государства, и охраняется Конституцией, законами, в первую очередь нормами уголовного права. Ч. 3 ст. 18 реализовывается во многих отраслевых законодательных актах. Так п. ст. 5 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает: «Лицо, виновность которого в подготовке или совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения, послужившие основанием для его проверки и о характере имеющейся в отношении него информации, в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны» [3].

Принципиальное значение для определения пределов и условий, проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающие конституционные права граждан, имеют положения ст.ст. 18 и 25 Конституции Республики Казахстан, и только строго уполномоченными должностными лицами государственных органов и с санкции прокурора.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина может иметь место только на уровне законов и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (ч. 1 ст. 39). Однако, любое государство обозначает пределы ограничения этих прав и свобод, поскольку они не могут быть безграничными. Свобода человека кончается там, где начинается свобода другого человека, - гласит основной принцип права. В данной статье определяются обстоятельства, в пределах которых ограничиваются права и свободы человека. Вместе с тем, Конституция Республики Казахстан, международное право и законодательная практика многих государств устанавливают, что ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, не подлежат ограничению. Не подлежат ограничению «права и свободы, предусмотренные ст.ст. 10, 11, 13-15, п. 1 ст. 16, 17, 19, 22, п. 2 ст.26» (п. 3 ст. 39 Конституции). Данные положения нашли свое отражение в оперативно-розыскном законе в ст.ст. 1 «Оперативно-розыскная деятельность», 2 «Задачи оперативно-розыскной деятельности», 3 «Принципы оперативно-розыскной деятельности, 5 «Соблюдение прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», 12 «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий», 15 «Ограничения в оперативно-розыскной деятельности» Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» [5].

На формирование правовой основы ОРД оказывают влияние нормы Конституции, закрепляющие осуществление правосудия. Так, не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом (ч. 9 ст. 77). Объективность сотрудников, осуществляющих ОРД, обеспечивается конституционной нормой о запрещении их участия в деятельности политических и общественных партий, организаций (ч. 2 ст. 23).

В прежней редакции Конституции Республики Казахстан была норма непосредственно указывающая: «… вопросы оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан регулируются законом» (п. 2 ст. 84), что позволяло говорить о ее прямых конституционных основах, которая, к сожаленью, была отменена.

Задачи ОРД наиболее четко соединяются с отраслью конституционного права на основе правила: то, что закреплено Конституцией и конституционным правом в целом, подлежит неукоснительной защите силами, средствами и методами оперативно-розыскной деятельности. Прежде всего, это сферы жизни, здоровья населения, собственности, общественного порядка и многие другие.

 

Список использованных источников:

 

1.       Конституция Республики Казахстан, от 30 августа 1995 г.

2.       Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 3‑е. М. 1973 г. с. 422.

3.       Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года № 154-XIII // Правоохранительные органы: Сборник законодательных актов.

4.       Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. - М.: Новый Юрист, 1997. - 576 с.

5.       Конституция Республики Казахстан: Комментарий. / Под ред. Г. Сапаргалиева. - Алматы: Жете Жаргы,1998. - С. 29.

6.       Шуменова Р.Т. Система процессуальных гарантий обеспечения принципов уголовного судопроизводства / Дисс. … к.ю.н.. - Алматы: Академия МВД РК, 2001. - С. 7.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления