Нужно принять закон «О юридической экспертизе в Республике Казахстан»

Нуртаев Р

Нужно принять закон
«О юридической экспертизе
в Республике Казахстан»

Конкретными условиями, способными обеспечить реальное повышение функциональной эффективности деятельности государства, следует признать создание такой системы управления, которая была бы быстродействующей, рациональной, результативной и перспективной. К этому мнению господина Б. Топорнина присоединяется доктор юридических наук, профессор Р. Нуртаев и в порядке обмена мнениями предлагает читателям концепцию и проект закона «О юридической экспертизе в Республике Казахстан».

Нужно принять закон


«О юридической экспертизе


в Республике Казахстан»

 

Конкретными условиями, способными обеспечить реальное повышение функциональной эффективности деятельности государства, следует признать создание такой системы управления, которая была бы быстродействующей, рациональной, результативной и перспективной. К этому мнению господина Б. Топорнина присоединяется доктор юридических наук, профессор Р. Нуртаев и в порядке обмена мнениями предлагает читателям концепцию и проект закона «О юридической экспертизе в Республике Казахстан».

 

Проводимый в настоящее время нашим государством политический курс на дальнейшее совершенствование и реформирование политического, социально-экономического и правового обеспечения жизни государства и общества - это курс на то, чтобы приспособить наше государство к условиям XXI века, характеризующимся глобальными переменами во всех сферах жизни в масштабах мирового пространства. В этой новой жизненной обстановке актуализируется объективная необходимость в приложении максимальных усилий к повышению функциональной эффективности деятельности нашего государства. Конкретными условиями, способными обеспечить реальное повышение функциональной эффективности деятельности государства, следует признать создание такой системы управления, которая была бы быстродействующей, рациональной, результативной и перспективной (Б. Топорнин).

Наряду с этими условиями между государством и обществом должна быть неразрывная связь и согласованность в магистральных направлениях их деятельности, объединенной стремлением к достижению единой конечной цели и решению единых принципиальных задач, в центре которых находятся цели и задачи, связанные с созданием надежной фундаментальной основы для обеспечения поступательного развития государства и общества на пути к прогрессу и процветанию.

Сам процесс движения государства и общества к прогрессу представляет собой прохождение многотрудного, сложного и противоречивого пути, полного различных испытаний и неожиданностей и для государства, и для общества, и для отдельных лиц. Поиск правильного пути, способного дать возможность государству не сбиться с основного курса, находится, на наш взгляд, в неразрывной логической взаимосвязи с конституционными идеями и принципами построения правового и социального государства в нашей республике. Идеи и принципы правового и социального государства получили широкое освещение и теоретическую разработку в фундаментальных научных работах в современной юриспруденции. Сформулировано множество весьма перспективных и ценных научных положений и рекомендаций. Эти научные положения и рекомендации адресовываются в первую очередь государству, ветвям его власти, госаппарату и госорганам. Конечно же, для молодого суверенного Казахстана такие понятия, как правовое государство, правовое гражданское общество, социальное государство, человек, возведенный в ранг наивысшей ценности государства и общества, - сравнительно новые понятия, категории и институты. Однако без их постоянного переосмысления и развития движение государства и общества к прогрессу может оказаться чрезмерно замедленным и малоперспективным. Поэтому вышеназванные фундаментальные понятия и институты должны быть постоянно в центре внимания нашей юридической науки и практики, поскольку они имеют повышенную актуальность в плане реализации мер по расширению масштабов демократических преобразований и либерализации государства и общества.

Сформулированные в философии права и юриспруденции фундаментальные положения, раскрывающие сущностные аспекты правового и социального (социетального) государства, правового гражданского общества, наводят на необходимость переосмысления этих фундаментальных понятий под углом зрения современной жизненной действительности. А жизненная действительность разворачивает перед нами следующую картину. Хотя в Конституции нашей республики и сформулировано фундаментальное начало об утверждении в республике правового и социального государства, однако в потоке волн политических, экономических, идеологических и иных настроений, подходов и чувств, ценности правового и социального порядка и содержания оказываются в ранге, несколько задвинутом на последующую ступень. Сказываются отрицательные последствия правового нигилизма, властвующие над умами и настроениями множества людей до настоящего времени. С другой стороны, игнорирование права, построение взаимоотношений с окружающими по своему усмотрению, а не правовому, оборачивается для множества людей определенными выгодами и преференциями. Недостаточно уважительное, а порой и пренебрежительное отношение к праву и соблюдению законов привели в конечном итоге к разрастанию коррупции, предкризисным метаморфозам в сфере экономики, усугублению тенденций к социальной напряженности в обществе.

Если напрячь внимание и подвергнуть более детализированному и тщательному переосмыслению на уровне достижений современной юридической герменевтики вопросы, связанные с раскрытием и правильным пониманием значения, содержания и наконец самого основного смысла фундаментального конституционного принципа, согласно которому в нашей республике провозглашается утверждение правового и социального государства, то логика такого переосмысления наводит на следующие выводы.

1. Впервые в Основном законе страны признание и защита правовых и социальных благ и ценностей возводятся в ранг магистрального направления в построении и проведении всей государственной политики страны.

2. Блага и ценности правового и социального порядка и содержания рассматриваются в качестве взаимосвязанных и в то же время равнозначных понятий и категорий.

3. Смысл и содержание фразы «правовое и социальное государство» сводятся к обозначению совокупного единства правовых и социальных начал в организации и функционировании государства и общества.

4. Целостное единство правовых и социальных благ, интересов и ценностей образуют саму сердцевину государства и общества.

5. Перспектива прогрессивного развития республики находится в неразрывной связи с совершенствованием как социальных, так и правовых институтов - в целостном их единстве.

В контексте приведенных положений недостаточно логичными и убедительными представляются научные подходы отдельных ученых, выдвигающих предложения о перспективности и целесообразности ориентации на социальное государство, социетальное государство и другие, не связанные с учетом целостного единства правовых и социальных понятий и категорий научные подходы. По инициативе специалистов из области истории, политологии, социологии и других гуманитарных наук выдвигается множество вариантов построения политической и социальной системы нашей республики, в которых тоже уделяется внимание конституционному принципу целостного единства правовых и социальных благ и ценностей, адресованный нашему государству в качестве фундаментальной основы для построения всей системы своих функций.

Вышеприведенные рассуждения дают основание к констатации выводов о том, что назрела актуальная объективная необходимость в логически последовательной переоценке всей системы правовых и социальных ценностей под углом зрения рассмотренных конституционных принципов. Принцип целостного единства правовых и социальных гарантий для функционирования государства и общества предоставляет реальную возможность для одновременного широкомасштабного развития и совершенствования в республике различных правовых и социальных институтов и структур в интересах построения правового государства, а в перспективе - правового гражданского общества. Целостное единство правовых и социальных благ и гарантий, провозглашенных Конституцией, выдвигает на повестку дня проблему создания социетально-правовой ориентации и содержания государства. Устойчивым фундаментом социетально-правового государства может стать совокупность цивилизованных институтов гражданского общества, объединенных идеями и принципами построения справедливого правового гражданского общества.

Значительным подспорьем решению проблемы построения в нашей республике социетально-правового государства послужило бы принятие конкретных мер, направленных на повышение авторитета и значимости права, правовой культуры и правового сознания наших граждан. Было бы перспективным и целесообразным для решения этих сложных правовых и социальных задач установление в республике правового мониторинга всех готовящихся и принятых законов и нормативных правовых актов, а также отчасти и мониторинга правоприменительной практики путем проведения юридической экспертизы. Принятие закона «О юридической экспертизе в Республике Казахстан» могло бы открыть большие перспективы для создания и дальнейшего функционирования в нашей республике социетально-правового государства.

 

 

К О Н Ц Е П Ц И Я

к проекту закона Республики Казахстан

«О юридической экспертизе в Республике Казахстан»

 

1. Название законопроекта

 «О юридической экспертизе в Республике Казахстан».

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

В соответствии с Конституцией наша республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Закрепленные в Основном законе страны принципы правового и социального государства, возведение человека в ранг наивысшей ценности выдвигают в свою очередь перед государством и обществом комплекс новых проблем, решение которых возможно при условии создания реальных основ для функционирования правового, демократического государства и гражданского общества. Создание фундаментальных основ правового государства и гражданского общества предполагает одновременное укрепление правовых гарантий обеспечения реальной защиты законных прав и свобод человека и гражданина.

В своем очередном Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года глава нашего государства акцентирует внимание на том обстоятельстве, что в условиях демократического общества особо важное значение приобретает борьба с преступностью и коррупцией. Правоохранительная и судебная система, по убеждению Президента Н.А. Назарбаева, должны обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев, оградить бизнес от незаконных вмешательств. Приоритетной целью в этой сфере должны стать предупреждение и профилактика правонарушений, а не карательные действия.

В Концепции правовой политики, одобренной главой государства 20 сентября 2002 года, констатируется утверждение о том, что действующее законодательство, обеспечивающее функционирование правовой системы страны в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, требует дальнейшего развития, в частности, поэтапного совершенствования действующих законов, а также принятия при необходимости новых нормативных правовых актов, отвечающих требованиям дальнейшей демократизации общества и задачам его социально-экономического развития.

Охватываемые предпринимаемыми комплексными мерами проводимой государством правовой политики цели дальнейшей демократизации, гуманизации и либерализации государства и общества, а также задачи реального обеспечения социально-экономического развития республики требуют соответственно внесения своевременных и качественных дополнений, изменений, обновлений и поправок в систему действующего законодательства. К тому же осуществляемая государством правовая политика, ориентированная на построение правового государства, получает, по сути, конкретизацию и реализацию как раз-таки через обновление, развитие и совершенствование действующего законодательства.

Решение проблемы построения основ правового государства и правового гражданского общества имеет особо повышенную актуальность для специфики нашей страны, состоящей в ее многонациональности, многоконфессиональности и многообразии постоянно обновляющихся в связи с прогрессивным развитием общественных отношений. Объективная необходимость в учете специфики складывающихся в нашей стране новых общественных отношений выдвигает на повестку дня и задачу по поиску новых путей и средств для эффективного правового регулирования постоянно изменяющихся и обновляющихся общественных отношений.

В свою очередь с решением задачи эффективного правового регулирования обновляющихся общественных отношений возрастает роль права в жизни государства и общества в качестве жизненно необходимого блага и ценности, все в большей мере обретающего значение глобалитета и всеобщности в процессе функционирования государства, общества, отдельных физических и юридических лиц, поскольку прогрессивные инновационные изменения в жизни республики нуждаются в своевременной их институционализации и юридической формализации. Институционализация и формализация общественных отношений приведет к тенденции постоянного увеличения масштабов нормотворчества и правоприменения в стране. Расширяющиеся масштабы правотворческого и правоприменительного процессов создают атмосферу расширения правового поля функционирования государства и общества, нуждающегося, в свою очередь, в проведении своевременного и высококвалифицированного правового мониторинга законодательных и нормативных правовых актов, начиная с подготовительных этапов нормотворческого процесса и охватывая последующее действие правовых норм в жизни. Реальным способом организации и проведения высококвалифицированного мониторинга правового поля деятельности государства и общества стала бы легализация в законе юридической экспертизы всей системы правотворческой и отчасти правоприменительной деятельности в республике.

В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах» предусмотрено проведение юридической экспертизы по проектам нормативных правовых актов, в главе 4 этого же закона регламентируется порядок проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Однако имеющее место ограничение регулирования отношений, связанных с организацией и проведением юридической экспертизы, рамками вышеназванных норм уже явно недостаточно и малоперспективно, поскольку, как отмечено выше, масштабы степени важности права для жизни государства и общества обретают все большую значимость, сравнимую с масштабами глобалитета и всеобщности феномена права, существующего для того, чтобы осуществляться в реальной жизненной действительности. Одновременно с возрастанием роли и значимости права в жизни республики открываются реальные возможности для преодоления остаточных отрицательных последствий правового нигилизма, бытующего и поныне в сознании у отдельной части наших граждан и проявляющегося в пренебрежительном отношении к праву, в игнорировании и нарушениях его установлений и запретов. В связи с приведенными положениями принятие закона «О юридической экспертизе» представляется вполне актуальным и перспективным правовым решением.

3. Цели принятия законопроекта

Целью принятия настоящего законопроекта является дальнейшее развитие и совершенствование законодательной основы для построения правового государства и правового гражданского общества, преодоления правового нигилизма и повышения правового сознания и правовой культуры граждан страны. Достижению поставленной цели служат следующие средства.

1. Установление законодательной регламентации вопросов организации и проведения юридических экспертиз законодательных и нормативных правовых актов, включающей в себя все этапы правотворчества и отдельную часть правоприменительной деятельности субъектов правоприменения.

2. Закрепление в законе правил обязательного проведения правовой, криминологической и антикоррупционной экспертиз всех законодательных и нормативных правовых актов в республике.

3. Констатация в законе порядка формирования корпуса специалистов по проведению юридической экспертизы законодательных и нормативных правовых актов.

4. Предмет регулирования законопроекта

Законопроект направлен на регулирование деятельности по организации и проведению юридической экспертизы законодательных и нормативных правовых актов путем производства правовой, антикоррупционной и криминологической экспертиз.

5. Структура законопроекта

Законопроект состоит из двух статей.

В первой статье приводится изложение основного текста проекта закона, состоящего из общих положений, особенностей создания и деятельности субъектов проведения юридической экспертизы. Во второй статье формулируется порядок введения закона в действие.

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

С принятием настоящего законопроекта и созданием атмосферы правового мониторинга по всему периметру правотворческого и отчасти правоприменительного поля деятельности государства и общества ожидается дальнейшее оздоровление правовой и криминологической обстановки в республике, а также всемерное повышение уровня авторитета права и уважительного отношения к его дозволениям, предписаниям и запретам всеми адресатами правовых установлений, к коим относятся государство, общество, отдельные юридические и физические лица.

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Закон «О лицензировании» необходимо дополнить новой статьей 30-1 «Лицензирование деятельности в сфере проведения юридической экспертизы».

Наличие лицензии требуется для занятия деятельностью по проведению юридической экспертизы.

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Имеется постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.03.2007 г.).

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

В конвенциях ООН по вопросам правотворческой и правоприменительной практики констатируются рекомендации, ориентированные на необходимость исследования законов и нормативных правовых актов с точки зрения их возможной потенциальной коррупциогенности, в целях своевременного устранения и недопущения проявления такого рода негативных последствий правотворчества в жизни страны.

В России и других странах СНГ широко используется юридическая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация законопроекта не потребует финансовых затрат из республиканского бюджета.

 

 Проект

 

ЗАКОН

Республики Казахстан

«О юридической экспертизе в Республике Казахстан»

 

В настоящем законе регламентируются общественные отношения, связанные с проведением научной юридической экспертизы законодательных и нормативных правовых актов в Республике Казахстан.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1. Научная юридическая экспертиза - комплекс научно-исследовательских и творчески-изыскательских мер, осуществляемых учеными-юристами в целях оценки качества, социальной обоснованности и эффективности законодательных и нормативных правовых актов на стадии правотворчества и последующего, при возникновении необходимости, правоприменения.

2. Научная правовая экспертиза - изучение и проверка экспертом-юристом законодательных и нормативных правовых актов на стадии их разработки и последующего действия с позиции соответствия Конституции Республики Казахстан действующему законодательству, международным обязательствам республики.

3. Научная криминологическая экспертиза - юридическая характеристика содержания законодательных и нормативных правовых актов с точки зрения оценки заложенных в них потенциальных возможностей по оказанию положительного либо отрицательного влияния на криминологическую обстановку в стране.

4. Научная антикоррупционная экспертиза - исследование официальных юридических документов различных видов и уровней с целью выявления и устранения из их содержания потенциальных факторов коррупциогенного свойства и направленности, способных к инициированию различных коррупционных злоупотреблений и правонарушений.

5. Специалист в области юридической экспертизы - лицо, обладающее специальными познаниями в области юриспруденции, имеющее диплом кандидата или доктора юридических наук либо имеющее диплом о высшем юридическом образовании и постоянно занимающееся научно-исследовательской работой.

6. Заключение научной юридической экспертизы - официальный документ, составляемый по результатам проведенной научной экспертизы и содержащий в себе разносторонне мотивированные, научно обоснованные, максимально полные и объективные выводы экспертов по материалам проведенной научной экспертизы.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о юридической экспертизе

Законодательство Республики Казахстан в области производства юридической экспертизы основывается на Конституции Республики Казахстан, Законе «О нормативных правовых актах», настоящем Законе и других нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере проведения юридических экспертиз.

 

Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона

1. Основной целью настоящего Закона является достижение состояния урегулированности и порядка в проведении государственной политики в организации и осуществлении правового мониторинга по всему периметру правового поля и создание тем самым реальной атмосферы для эффективного функционирования всей системы правотворческой и правоприменительной деятельности в Республике Казахстан.

2. В задачи настоящего законопроекта входят:

Характеристика уровня научной разработанности законодательных и нормативных правовых актов на стадии их подготовки и последующего применения.

Оценка законодательных и нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия нормам, институтам и принципам Конституции Республики Казахстан, действующему законодательству и международным обязательствам республики.

Проверка степени качества, обоснованности, своевременности и перспективности принятия тех или иных законов и нормативных правовых актов.

Оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных последствий принятия того или иного закона либо нормативного правового акта, прогнозирование степени эффективности его действия.

Проверка и устранение обнаруженных потенциальных коррупциогенных

факторов в тексте готовящегося либо уже принятого закона или нормативного правового акта.

Выявление и устранение возможных различных видов коллизий в готовящихся и действующих законах и нормативных правовых актах.

Проверка законов и нормативных правовых актов в процессе их разработки и дальнейшего действия на предмет выявления в них явного либо скрытого ведомственного или группового интереса.

Оценка готовящихся и принятых законов и нормативных правовых актов с позиции их потенциальных способностей оказания положительного или отрицательного влияния на криминологическую обстановку в республике или отдельном регионе.

Выявление и устранение возможных противоречий проектов и действующих законов и нормативных правовых актов институтам и принципам соответствующих отраслей права.

Проведение научной юридической экспертизы и выдача заключений по иным вопросам, инициированным организатором экспертизы.

 

Статья 4. Принципы юридической экспертизы

Проведение юридической экспертизы основывается на принципах:

- законности;

- научной обоснованности методов и средств проведения юридического исследования;

- независимости субъектов юридической экспертизы;

- компетентности, объективности, полноты и всесторонности исследования материалов, представленных для производства юридической экспертизы;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- демократизма;

- системности;

- авторитетности права;

- разделения властей;

- соблюдения норм профессиональной этики.

 

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Статья 5. Сфера действия Закона

Нормы и положения настоящего Закона обязательны для исполнения органами представительной, исполнительной и судебной власти республики, а также организациями, деятельность которых подвергается юридической экспертизе.

Настоящий Закон может применяться органами представительной, исполнительной и судебной власти в целях организации и производства юридических экспертиз по готовящимся и принятым законам и нормативным правовым актам.

Настоящий Закон распространяется на обращения физических и юридических лиц по вопросам проведения юридической экспертизы различных актов правоприменения.

 

Статья 6. Субъекты юридической экспертизы 1. Юридическую экспертизу проводят ученые-юристы, указанные в ст. 1 настоящего Закона.

2. Юридическая экспертиза может быть поручена одному, нескольким либо профессиональной организации специалистов экспертов-юристов, зарегистрированной в предусмотренном Законом порядке.

3. В необходимых случаях эксперты-юристы вправе обращаться за консультацией к специалистам других областей знаний и использовать их выводы для обоснования своего заключения с соответствующими ссылками.

4. При необходимости более расширенного исследования представленных организатором юридической экспертизы материалов специалист-юрист может поставить вопрос о проведении комплексной юридической экспертизы с привлечением специалистов других отраслей знаний.

 

Статья 7. Объекты юридической экспертизы

1. На юридическую экспертизу направляются находящиеся на стадии разработки, а также принятые Законы, нормативные правовые акты, Постановления Правительства, Нормативные Постановления Верховного Суда и другие подзаконные нормативные акты, принимаемые компетентными органами государства.

2. Проведение юридической экспертизы обязательно при рассмотрении и принятии проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, представляющим повышенную актуальность и важность с позиции защиты интересов национальной, экономической и экологической безопасности страны.

3. Обязательно проведение юридической экспертизы по готовящимся и принятым законам и нормативным правовым актам, касающимся жизненно важных интересов, прав и свобод человека и гражданина, предусмотренным в Конституции Республики Казахстан.

4. Обязательно проведение антикоррупционной экспертизы по разрабатываемым и принятым законам и нормативным правовым актам, ориентированным на регламентацию содержания полномочий государственных служащих и иных ответственных лиц, а также имущественных отношений в различных сферах жизни страны.

5. Обязательно проведение криминологической экспертизы по готовящимся и действующим законам и нормативным правовым актам, нацеленным на организацию правового воздействия на правонарушения, а также принятие мер по предупреждению конфликтности и социальной напряженности в республике.

 

Статья 7. Содержание деятельности по осуществлению юридической экспертизы

Содержание деятельности по осуществлению юридической экспертизы включает в себя:

- организацию деятельности субъектов юридической экспертизы;

- проведение научной правовой, криминологической и антикоррупционной экспертиз;

- научные исследования в области юриспруденции;

- научно-методическое обеспечение юридической экспертизы;

- подбор, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов в области юридической экспертизы.

 

Статья 8. Порядок назначения юридической экспертизы

1. Юридическая экспертиза назначается по решению должностного лица или органа, ответственного за подготовку и принятие решения о законодательной инициативе либо инициативе внесения проекта другого нормативного акта. Юридическая экспертиза может проводиться и по инициативе органа, рассматривающего законопроект или проект иного нормативного правового акта, уполномоченного законом на его принятие, а также по инициативе физического или юридического лица по интересующим их вопросам правоприменения.

2. Решение о назначении юридической экспертизы представляется в письменной форме с указанием вида юридической экспертизы, формулировкой вопросов, поставленных экспертам, субъекта юридической экспертизы, срока и условий ее проведения, размера оплаты связанных с ней расходов и услуг экспертов.

3. При процедуре подбора конкретных экспертов-юристов учитывается профиль их специализации, уровень профессиональной квалификации, личная незаинтересованность и объективность в подготовке научного заключения, способность к творческому научному осмыслению явлений правовой реальности в жизни государства и общества.

С получением письменного поручения о производстве юридической экспертизы специалист-юрист либо организация, осуществляющая проведение юридической экспертизы, обязаны в трехдневный срок сообщить организатору юридической экспертизы о принятии поручения к исполнению, либо о необходимости соблюдения дополнительных условий для качественного и своевременного проведения юридической экспертизы по представленным материалам.

Факт принятия поручения о производстве юридической экспертизы закрепляется договором, подписываемым обеими сторонами. Споры, возможные между сторонами этого договора, разрешаются в судебном порядке.

 

Статья 9. Заключение научной юридической экспертизы

1. По результатам проведенной научной юридической экспертизы составляется экспертное заключение, в котором должны содержаться мотивированные, научно обоснованные, полные и объективные положения и выводы экспертов по предмету проведения экспертизы. Текст заключения должен быть составлен на государственном языке и русском языке.

2. В случаях возникновения у организатора экспертизы вопросов по выводам экспертного заключения он может обратиться к эксперту за соответствующими разъяснениями либо обязать эксперта провести дополнительную или повторную экспертизу в установленные организатором сроки.

3. Экспертное заключение формулируется на фирменном бланке организации, проводившей научную юридическую экспертизу, а в случае проведения научной экспертизы физическим лицом в заключении указываются его фамилия, имя и отчество, а также данные, свидетельствующие о его компетентности.

4. В экспертном заключении научной юридической экспертизы должны быть указаны:

- организация или лицо, проводившее научную юридическую экспертизу;

- вид научной юридической экспертизы;

- организатор экспертизы;

- предмет и цели проведения научной экспертизы, вопросы, поставленные перед экспертами;

- наименование и основное назначение представленных на экспертизу материалов, обоснованные и полные ответы на поставленные вопросы.

 

Статья 10. Виды научной юридической экспертизы

К видам научной юридической экспертизы относятся правовая, криминологическая и антикоррупционная. Эти виды юридической экспертизы могут быть проведены в качестве самостоятельных, комплексных, первичных, дополнительных, повторных и комиссионных экспертиз.

 

Статья 11. Лица, которым может быть поручено проведение научной юридической экспертизы

1.       Проведение научной юридической экспертизы может быть поручено:

- сотрудникам организаций, созданных для проведения юридических экспертиз;

- лицам, осуществляющим проведение юридической экспертизы на основе лицензий;

- иным лицам, которым возможно поручить производство юридической экспертизы по разовым разрешениям.

2. Проведение научной юридической экспертизы не может быть поручено лицам:

- ранее судимым;

- уволенным по отрицательной характеристике со сферы деятельности, связанной с правотворчеством и правоприменением;

- лицам, признанным по заключению специалистов некомпетентными в проведении юридических экспертиз.

 

Статья 12. Обязанности эксперта-юриста

Эксперт-юрист обязан:

- формулировать научно обоснованное и объективное заключение по материалам, представленным Организатором для производства научной юридической экспертизы;

- отказываться от дачи заключения в случаях, когда поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний, либо представленные материалы недостаточны для производства экспертизы;

- представлять Организатору проведения экспертизы документы, подтверждающие степень своей компетентности;

- отказываться от дачи заключения в случаях, если имеют место очевидные обстоятельства, существенным образом воспрепятствующие констатации объективного заключения.

 

Статья 13. Права эксперта-юриста

Эксперт-юрист имеет право:

- получать необходимые для дачи полного, объективного и своевременного заключения материалы и объекты юридического исследования,

по согласованию с Организатором юридической экспертизы формулировать заключение не только по поставленным вопросам, но и другим обстоятельствам в интересах обеспечения полноты и всесторонности проводимой экспертизы;

- получать своевременную и полную оплату за проведенную юридическую экспертизу;

- пользоваться помещением, оборудованием, библиотекой и другими услугами, предназначенными для создания надлежащих условий исполнения поручений по производству юридических экспертиз.

 

Статья 14. Гарантии независимости проведения юридической экспертизы

Гарантиями независимости проведения юридической экспертизы являются:

1) недопустимость вмешательства в проведение экспертного исследования и подготовки заключения;

2) возможность назначения повторной или комиссионной юридической экспертизы;

3) системой аттестации и лицензирования специалистов, занимающихся проведением юридической экспертизы.

 

Статья 14. Аттестация эксперта-юриста

Аттестация эксперта-юриста осуществляется Аттестационной комиссией Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законом порядке.

 

Статья 15. Лицензирование деятельности по проведению юридической экспертизы

Лицензирование деятельности по проведению научной юридической экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В обязательном порядке лицензированию подлежит деятельность физических лиц по производству научной юридической экспертизы.

 

Статья 16. Финансирование проведения научной экспертизы

Финансирование проведения научной юридической экспертизы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Дополнительными источниками финансирования могут быть оплаты экспертных услуг отдельными физическими и юридическими лицами.

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления