Горячие новости
Читайте также

Конституционная юстиция как правовой институт /З. Самедов, аспирант БГУ/

Прочность общественного и государственного строя и важность общественных отношений, регулирующихся Конституцией, требуют особой правовой защиты Основного закона, направленного на выполнение конституционных указаний со стороны всех субъектов конституционного права, считает аспирант БГУ

Фото : 20 апреля 2011, 11:59

Прочность общественного и государственного строя и важность общественных отношений, регулирующихся Конституцией, требуют особой правовой защиты Основного закона, направленного на выполнение конституционных указаний со стороны всех субъектов конституционного права, считает аспирант БГУ З. Самедов.

12 ноября 1995 г. предотвращение вмешательства как со стороны должностных лиц, так и со стороны государства в права и независимость граждан, а также развитие современной политической системы, начинающейся принятием Конституции Азербайджанской Республики в результате всенародного голосования (референдума) определяет укрепление и создание стабильного демократического механизма.

Наряду с этим прочность общественного и государственного строя и важность общественных отношений, регулирующихся Конституцией, требуют особой правовой защиты Основного закона, направленного на выполнение конституционных указаний со стороны всех субъектов конституционного права.

Необходимость защиты Основного закона с целью обеспечения непосредственной правовой силы и правового понятия конституции объективно по качеству характеризуется новым этапом. На таком этапе выдвигается на передний план регулирующая роль конституции как своеобразная макромодель общества. В это время в функциях защиты конституционных норм предусматривается взаимосвязанное диалектическое единство прав и независимости государства и личности. С одной стороны, защита Основного закона обладает жизненной необходимостью для граждан как основное условие, обеспечивающее права и независимость, изложенные государственными институтами, а с другой стороны, защита конституции, по сути, выступает как важная сторона, присущая любому демократическому государству для обеспечения политической стабильности и будущего политического развития.

В государственно-правовом механизме повышение роли судебной власти обуславливается непосредственным реальным контролем над правовым содержанием всех нормативных актов, выданных со стороны органов исполнительной власти. Традиционное правосудие, рассматриваемое в рамках правоприменяющей практики, как взаимодействие различных ветвей власти демонстрирует институт государственной власти. Настоящие полномочия, активно используемые судом, обуславливают защиту прав и независимости граждан, превратив его в реальную стабильную силу. Действуют наряду с законодательными и исполнительными ветвями их власти /1/. Конституционное правосудие, будучи признанным мировой общественностью, отвечает стандартам демократического общества, и неудивительно, что Азербайджанская Республика также учредила соответствующий институт. В это время, предусмотрев наличие органа конституционного контроля, была использована европейская модель конституционного правосудия. По нашему мнению, в избрании Европейской модели конституционного контроля была принята во внимание практика осуществления контроля в рамках «американской модели», представляющей деятельность судов общей юрисдикции. Как в нашей республике, а также в некоторых странах избрание европейской модели конституционного контроля обуславливается причинами, происходящими в послевоенной Европе в той или иной степени. В это время наблюдается укрепление исполнительных органов государственной власти, и в результате - уменьшение реальной необходимости судебных органов с представителем /2, с. 169-186/. Создание органов специализированного конституционного контроля в Азербайджанской Республике требует изучения теоретических и исторических вопросов государственно-правовой практики и особенностей создания и развития механизма конституционно-судебного контроля, сформированных в Западной Европе и Америке в течение последних 100-150 лет.

С другой стороны, практика конституционного контроля последних лет в некоторых случаях показывает, что осуществление функции контроля предотвращает нарушение конституционно-политического баланса между различными ветвями государственной власти. С другой стороны, следует признать, что розыск основного правонарушения приводит к непосредственному вмешательству политической сферы суда, и это приводит к негативным результатам. Потому что любая конституция в первую очередь выступает как акт политического характера /3/. В связи с вышеуказанным следует показать, что, несмотря на решение в данном и других государствах проблем защиты прав и независимости людей и граждан в конституции, конституционный контроль вызывает интерес в государствах, где имеются традиционные стабильные демократические ценности и институты.

В связи с этим одним из важнейших достижений в судебной системе Азербайджанской Республике является создание органа конституционной юстиции - Конституционного суда. С помощью конституционного правосудия осуществляется правовая защита Конституции Азербайджанской Республики, обеспечиваются конституционные права и независимость людей и граждан, осуществляется защита других конституционных ценностей.

Конституционная юстиция является новой формой правосудия для нашей страны. Существуют разногласия по поводу правовой природы конституционного закона о том, что она является неотъемлемой частью судебной власти, и входит она или нет в традиционную систему власти. Полностью выявляется проблема установления государственно-правовой природы судебной деятельности по осуществлению на основании конституции законов в странах американской модели организации судебной власти. Наличие различных основ, связанных с государственно-правовой природой их деятельности в европейской модели специализированного конституционного суда, характеризующегося организационной и функциональной независимостью, обуславливает проблему между правовым и политическим началом организации суда.

Считаем, что неправильно ставить в один ряд с законодательными, исполнительными и судебными властями деятельность конституционного суда по осуществлению соответствия конституции законам и другим нормативно-правовым актам. Несмотря на это, в странах специализированных конституционных судов есть основание говорить о дуализме системы единой судебной власти. Кроме того, в организации судебной власти вопросы полномочий различных судебных форм в условиях полуцентризма также являются одной из актуальных проблем. Так, А.Д. Бойков считает, что рассмотрение формы независимого правосудия конституционно-судебного исполнения является спорным. Можно согласиться с его мнением, что соответствующий вопрос «не исследовался» в теории. Наряду с этим вопрос о принадлежности судебного исполнения новой формы к правосудию имеет не только научное, но и практическое значение /4/.

Summary

The article highlights Constitutional justice as the legal institute in the Azerbaijan Republic. The importance of choosing the European model of Constitution Justice Judgment is grounded. The author tries to clarify such disputable as Execution of Constitution Court being of Justice Judgment in Law Theory.

Литература

1. Лебедев В. От идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству. Российская юстиция, 2000, № 9. С. 21.

2. Сравнительное конституционное право. Отв. ред. В.Е. Чиркина. М. Манускрипт, 1986.

3. Бойков Ф.В. Опасность негативного правотворчества. Уголовное право, 2000, № 4. С. 78-83.

4. Бойков А.Д. Третья власть в России. М., Норма, 1997.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии