Лента новостей
0

Аманжол НУРМАГАМБЕТОВ: Казахстан однозначно узнаваем в мире

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 15.12.2011 23:11 Zakon.kz
Аманжол НУРМАГАМБЕТОВ член Конституционного Совета.

Аманжол НУРМАГАМБЕТОВ: Казахстан однозначно узнаваем в мире

 

Аманжол НУРМАГАМБЕТОВ, фото - Новости Zakon.kz от 15.12.2011 23:11У нас в гостях - Аманжол НУРМАГАМБЕТОВ, член Конституционного Совета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель РК, член Академии социальных наук.

Zakon.kz: - Аманжол Магзумович, как-то Вы сказали, что одним из самых светлых и счастливых событий в Вашей жизни был  момент, когда Вы присутствовали в зале заседания Верховного Совета Казахстана при провозглашении государственной независимости. Вспомните, пожалуйста, как это было…

А. Н.: - Как Вы понимаете, это событие свершилось 16 декабря 1991 года. В то время я работал заведующим сектором  Аппарата Президента и Кабинета министров. В Алма-Ату с регионов съехались представители творческой,  научной элиты и весь чиновничий аппарат. Это был особый день, чувствовалось, что происходит что-то действительно важное, историческое. Особенно волнительным был момент, когда наш первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев торжественно объявил о государственной независимости Республики Казахстан. В зал внесли Государственный флаг, и глава государства прикоснулся к новому еще полотну нашего стяга. Такое  забыть невозможно.

Выступили многие известные личности. В своих речах они отмечали особую значимость этого дня не только для казахского народа, но и для всех других народов, проживающих в нашей стране. После были приняты соответствующие документы, закрепляющие нашу независимость.

Zakon.kz: - На Ваш взгляд, Казахстан в тот момент был готов к своей независимости?

А. Н.: - Вы знаете, в последние месяцы перед распадом Советского Союза на всей его территории, в том числе в Казахстане, сформировалась атмосфера некоего перелома, ожидания особых перемен. Ожидание это усилилось после того, как в декабре 1991 года в Беловежской пуще собрались главы трех республик, основателей СССР - Белоруссии, России и Украины, которые  констатировали, что СССР прекращает свое существование. Восьмого декабря было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), а через три дня на встрече президентов в Алма-Ате к СНГ присоединилось еще восемь республик - Казахстан, Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.  Именно в нашей столице (тогда еще) было подписано всем известное, ставшее отправным, ключевым Алмаатинское соглашение, которое, по сути, заложило основу Содружества.

Небезызвестным является тот факт, что глава нашего государства до последнего момента принимал меры для сохранения Союза, но не в прежнем качестве, а в новом - как Содружество на равноправной основе, желая сохранить экономическое единство наших стран. Тут нельзя было упускать из виду то, что наши народы были связаны многовековой дружбой, и никто не хотел утратить общее прошлое, прочную связь, которая сформировалась уже несколькими поколениями, в один миг. Но исторически сложилось так, что все союзные республики фактически раньше нас встали на самостоятельный путь развития. И 16 декабря наша республика, приняв как данность, объявила себя независимым самостоятельным государством.

Zakon.kz: - То есть из всех союзных республик Казахстан последним вышел из состава СССР, и последним объявил себя независимым государством?

А. Н.: - Да. Глава нашего государства всегда стремился к интеграции, к сохранению всех связывающих республики звеньев. А после Беловежской пущи необратимость процесса распада стала очевидной, и, как результат, возникло новое самостоятельное государство -  Республика Казахстан.

Zakon.kz: - Согласны ли вы с тем, что День независимости отмечается 16 декабря, что он совмещен с датой декабрьских событий 1986 года?

А. Н.: - Считаю, это мнение ошибочным. Исторически сложилось так, что вся непростая политическая ситуация и ее развязка свершились к 16 декабря.

Zakon.kz: - Большая часть Вашей сознательной жизни прошла в советское время, сейчас Вы живете в эпоху независимости.  Хотели бы Вы вернуться назад в СССР, хотели бы возрождения Союза? Когда, по-вашему мнению, было лучше - при Союзе или сейчас?

А. Н.: - Возвращаться в Союз в том виде, в котором он был, я бы не хотел,  об этом сегодня и речи быть не может. Другое дело, что я за то, чтобы между постсоветскими государствами были сохранены прочные экономические, политические связи и просто общечеловеческие отношения. Самостоятельность,  независимость - это, безусловно, огромное достижение, к которому стремились наши предки, но нам, бывшим союзным республикам, необходимо сохранять добрые отношения, развивать взаимодействие, всестороннее сотрудничество. И тем более, сегодня, когда сотрясает экономику, не исключен мировой кризис, то там, то здесь происходят стихийные бедствия,  природные катаклизмы…

И потому именно сейчас, со стороны Казахстана, по инициативе главы нашего государства создан Таможенный Союз, Единое экономическое пространство. В этой инициативе - намерение Казахстана создавать и укреплять добрые как при Союзе, но теперь еще и эффективные связи, обусловленные глобальным рынком, что не имело место в прежнем формате тандема государств. Здесь возникает синергия нового качества.  Такие отношения более жизнеустойчивы в силу обоюдной продуктивности, построенной на честных, добрых взаимных отношениях-ожиданиях. Это один из положительных жизнеутверждающих шагов Казахстана, как молодого, но надежного партнера.

Zakon.kz: - Как Вы считаете, что позволяет нам на протяжении двадцати лет сохранять мир, покой, благополучие?

А. Н.: - Да, приятно признать - это удается, и тут ряд составляющих, в том числе выверенная внутренняя и внешняя политика Казахстана, дальновидная политика Президента, экономическая стратегия, построенные на понимании, что только в условиях мира возможно процветание. Данный принцип сосуществования присущ нашей культуре, и потому органично проявляется в политике и характере государства. Эта нацеленность позволяет сохранять мир и покой, созидать и быть востребованными, уважаемыми, а в чем-то и законодателями.

Zakon.kz: - За годы независимости Казахстан провел ряд реформ, в  том числе в политической, экономической, образовательной, социально-правовой сферах. Какие из них Вы считаете наиболее успешными?

А. Н.: - В принципе во всех этих направлениях у нас есть успехи, но особенно они заметны в экономической, политической и образовательной системах. К примеру, в последние годы принимаются весьма эффективные меры по совершенствованию образования. Как известно, с 1993 года работает госпрограмма «Болашак» - детище Президента, благодаря которой на сегодня  получило образование за рубежом более четырех тысяч казахстанских детей.

Сравнительно недавно создан «Назарбаев Университет», который, надо полагать, принесет свои плоды. Как бывший преподаватель КазНУ, я всегда проявляю живой интерес к ситуации в образовательной системе, и меня искренне радует, что у нас целенаправленно идет оптимизация вузов, повышаются требования к качеству обучения и к знаниям в целом, ведь конечные цели образования - это востребованность, отдача, служение.

Zakon.kz: - Какова, по Вашему мнению, репутация Казахстана в мире, стал ли Казахстан влиятельным игроком на международной арене?

А. Н.: - Риторический вопрос. Последние десять лет я довольно часто бываю за границей и могу сказать, что если раньше Казахстан многие не знали, то теперь знают, и знают его определенно положительно. Казахстан однозначно узнаваем в мире, у нас налажены крепкие экономические, политические, культурные связи с ведущими странами Европы, Азии и Америки, и, конечно же, с нашими крупнейшими соседями - с Китаем и Россией. Активная конструктивная внешняя политика Казахстана позволяет ему быть признанным мировым сообществом.  Год назад, к примеру, в Астане прошел саммит ОБСЕ, на который съехались представители из более чем пятидесяти стран. Это один из ярких показателей признания Казахстана на международной арене как самостоятельного, самодостаточного  и развитого государства. Наш Президент всегда стремится к эффективной интеграции, и это, на мой взгляд, является одной из самых сильных сторон проводимой им политики.

Zakon.kz: - Есть мнение, что из-за Таможенного союза, ЕврАзЭС и Единого экономического пространства Казахстан может потерять свою независимость. Это возможно?

А. Н.: - Это, думаю, досужие разговоры, не более того. Во-первых, все главные политические и экономические рычаги сосредоточены в руках государства. Во-вторых, сейчас интегрируется весь мир. Обратите внимание, сейчас даже Европа и многие развитые страны за Евразийский Союз. Региональные экономические сообщества постепенно стали играть ведущую роль в мире, и мы не исключение. Я уверен, что Таможенный Союз и Единое экономическое пространство дадут новый импульс развитию наших экономик, развитию наших стран.

      Zakon.kz: - Можно ли считать Евразийский союз единственным путем развития Казахстана или есть альтернатива?

А. Н.: - Как мы все помним, идея Евразийского Союза принадлежит Нурсултану Абишевичу, он с ней выступил в Московском государственном университете весной 1994 года, то есть спустя два с половиной года после провозглашения независимости. Тогда некоторые восприняли эту идею весьма насторожено, другие стали предполагать возможность  возрождения Союза, но не об этом шла речь. Наш Президент говорил об образовании принципиально нового евразийского сообщества, и эта идея стала реализовываться через много лет. Последние годы она находит свою реализацию на территории ряда постсоветских государств в формате Таможенного Союза, Единого экономического пространства.

Можно ли считать, что Евразийский союз - единственный путь развития Казахстана? На данном этапе, да.  Пока евразийское экономическое сообщество признается наиболее эффективным, потому что государства-члены имеют много общего. В перспективе, конечно, могут быть другие региональные интеграционные образования, это я не исключаю.

Zakon.kz: - Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Как развивался у нас институт президентства?

А. Н.: - Раньше, до принятия Конституции 1995 года, у нас были апробированы парламентская и полупрезидентская формы республиканского правления. Пост Президента с достаточно ограниченными полномочиями в этот период был единственный путь мягкого перехода от старой советской системы к демократической. Свои решения, в частности, кадровые Президент должен был принимать с согласия либо совместно с Верховным Советом. Кабинет Министров подчинялся Верховному Совету. В принятии концептуальных решений в государстве решающую роль играл Верховный Совет. До принятия Конституции 1993 года Верховный Совет выступал в качестве единственного высшего органа власти и реально располагал возможностью оказывать влияние на законодательство, внутреннюю и внешнюю политику, контролировать Кабинет Министров. Данное обстоятельство дает повод говорить о существовании в этот период парламентской республики.

Унитарным государством с президентской формой правления Казахстан стал согласно Конституции 1995 года. Глава государства является центральной фигурой в системе государственного строя и наряду с народом Казахстана и от его имени представляет суверенную власть республики. Президент наделен конституционными полномочиями по обеспечению согласованных действий всех трех ветвей власти в стране, также имеет широкие полномочия и оказывает фактически равнозначное влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти. Это  достигается за счет определения основных направлений внутренней  и внешней  политики, формирования правительства и отставки Премьер-Министра и министров, права законодательной инициативы, права вето на принятые Парламентом законы, назначение председателя и членов Конституционного Совета, вынесение вопросов на  референдум и так далее.

Zakon.kz: - С чем Вы в целом связываете становление Казахстана как независимого государства?

А. Н.: - С действующей Конституцией, с ее демократическим содержанием, рыночной, социальной, нормативно-стратегической основой. Конституция создает плюрализм в обществе, является первоисточником таких главных устоев современного казахстанского общества как строительство демократического, правового, социального и светского государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Казахстан - перспективное и надежное государство, и мы считаем, что наш опыт конституционного строительства служит примером для других стран. В этой связи вспомнил слова председателя Конституционного Совета Франции Пьера Мазо, когда он еще в 2005 году отметил, что «странам «старой демократии» есть чему поучиться у Казахстана».

Как известно, в Казахстане проведено несколько этапов конституционной реформы и вот на первоначальном этапе был учрежден пост Президента, приняты Декларация о государственном суверенитете и Конституционный закон о государственной независимости, провозгласивший Республику Казахстан государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории.

Следующим этапом стало принятие в 1993 году первой Конституции независимого Казахстана, которая юридически закрепила независимость Республики Казахстан. Однако этот документ в основном сохранил методологическое родство с прежними советскими конституциями. Многие принципиальные вопросы остались нерешенными. Так, отсутствовало четкое представление о форме правления в государстве, не был урегулирован правовой механизм функционирования системы сдержек и противовесов, имели место конкурирующие нормы, в частности, референдум вправе были объявлять Президент и Верховный Совет.

Завершающим этапом в конституционном становлении является принятие народом на республиканском референдуме Конституции 1995 года, в которую были внесены изменения и дополнения в 1998, 2007 и 2011 годах. Все поправки продиктованы объективной необходимостью дальнейшего развития институтов гражданского общества, либерализации политической системы и продолжения демократических реформ.

Вместе с тем отмечу, что конституционная реформа требует особой осмотрительности и продуманности, так как изменение норм Основного Закона, пусть даже и незначительное, влияет на все общество и само государство.

Zakon.kz: - Какова  роль первого Президента страны в конституционном реформировании?

А. Н.: - Роль Президента в этом огромна. На всех этапах развития казахстанской модели конституционного строительства глава государства руководил конституционными реформами и всецело претворял их в жизнь. Он возглавлял консультативно-совещательные органы и рабочие группы по разработке проектов конституций, конституционных изменений и политико-правовых актов высочайшего государственного значения. Им изданы программные документы, нацеленные на коренное изменение всей правовой системы. Целый ряд действующих конституционных законов, кодексов и законов принят именно в первые годы независимости. Так, после делегирования Верховным Советом законодательных полномочий в течение 1995 года Президентом было издано около 140 указов, имеющих силу закона. В основном они касались экономического блока.

Zakon.kz: - Как Вы думаете, построена ли в нашей стране новая правовая система?

А. Н.: - Безусловно, за двадцать лет независимости в Казахстане создана новая политико-правовая система, но, скажу сразу, трансформация советского общественно-государственного устройства, в котором основой взаимоотношения государства и личности являлись принципы тоталитарной системы, отсутствие каких-либо признаков демократии и гражданского общества, давалась нелегко. В некотором смысле в первые годы независимости приходилось использовать приемы «шоковой терапии», особенно при реформировании экономики и переходе на рыночные условия, при переформатировании социальной сферы.

В построении и развитии правовой системы Казахстана огромную роль сыграла Конституция. Она установила систему действующего права, закрепила политику верховенства права, четко отрегулировала основные вопросы нормотворческой компетенции Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов.

Важное значение в создании и совершенствовании правовой системы имеет Закон «О нормативных правовых актах». На постсоветском пространстве Казахстан одним из первых принял такой закон, о необходимости которого много писали еще в советское время. Закон позволяет избежать многих юридических коллизий, он упорядочил технологию правотворческого процесса, разграничил сферы действия и установил иерархию действующего права.

В целом современная политико-правовая система Казахстана, созданная за годы независимости, способна и дальше развивать нашу страну по пути демократии, строительства правового, социально развитого государства.

Zakon.kz: - В новом году будет новое правительство. Можете спрогнозировать, каким оно будет?

А. Н.: - Мне трудно об этом судить, но скажу, что наше действующее еще правительство в полном объеме справилось с теми задачами, которые были перед ним поставлены. В частности, Казахстан достойно преодолел последствия мирового кризиса, который затронул и нас. А дальше как будет сформировано правительство - будут решать глава государства и Парламент. Поживем - увидим.

Zakon.kz: - Ваши пожелания нашим читателям и всем казахстанцам?

А. Н.: - Желаю всем встретить в добром настроении и здравии 20-летие независимости нашей страны и Новый год.

Торгын НУРСЕИТОВА

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: