Лента новостей
0

Становление института алеаторных договоров в Республике Таджикистан /Т. Султонова/

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 13.10.2012 18:56 Фото: zakon.kz

Автор кандидат юридических наук, доцент российско-таджикского  (славянского) университета  Т. Султонова о взаимосвязи между гаданием и азартной игрой

Становление института алеаторных договоров в Республике Таджикистан

Исторический аспект

 

Автор кандидат юридических наук, доцент российско-таджикского  (славянского) университета  Т. Султонова о взаимосвязи между гаданием и азартной игрой

 

Существует предположение, что современные алеаторные договоры произошли из гаданий, совершавшихся с использованием жребия, поскольку в них, как и в алеаторных правоотношениях, исход предрекает воля случая, а не человеческое воздействие. В частности, взаимосвязь между гаданием и азартной игрой обнаруживает И.В. Миронов, прослеживая генезис игры через гадания, жребий и ордалии /1/. Еще раньше такую взаимосвязь усмотрел нидерландский историк и культуролог Й. Хейзинга. В своей книге «Homo ludens» («Человек играющий»), посвященной всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному ее значению в человеческой цивилизации, ученый путем приведения множества исторических примеров обращает внимание на связь жребия, права и азартной игры в архаических культурах /2/. «Элемент случая и тем самым игры, - пишет он, - все больше и больше выступает на первый план, по мере того как мы перемещаемся в более примитивное правосознание. Перед нами будто предстает сфера мышления, где понятие о решении, источниками которого могли быть предсказание оракула, божий суд, выпавший жребий, иными словами - игра (ибо непреложность решения вытекает лишь из правил игры), а вместе с ним и сам приговор, воспринимались еще как единое целое» /3/.

И действительно, в истории человечества во все времена найдутся свидетельства того, что люди, не приходя к соглашению по возникшему вопросу и не желая обращаться к содействию третьих лиц или же когда в случаях неопределенности требовалось принять какое-либо решение, признавали над собой, судьею именно случай. Путем случайного определения жребия решались многие жизненно важные вопросы.

Взять, к примеру, игральную кость, которую использовал перед пересечением реки Рубикон Гай Юлий Цезарь для того, чтобы узнать Высшую волю, после чего стала крылатой произнесенная им известная фраза «Alea jacta est» («Жребий брошен»).

Даже в Библейских писаниях упоминается 77 случаев бросания жребия: при распределении Ханаанских земель между коленами Израиля (Числа 26:52-56), при выборе ополченцев на войну или иные предприятия (Книга Судей Израилевых 20:9), при выявлении (определении) виновного (Первая книга Царств 14:41-42), при выборе священников на служение (Первая книга Паралипоменон 24:3,5), при делении одежд Иисуса бросали жребий солдаты (Матфея 27:35) и т.д. Уместно здесь также упомянуть о библейских камнях уриме и туммиме, по-другому называвшимися «судом сынов Израилевых» и являвшимися символом справедливого суда Бога. Большинство богословов считают, что урим и туммим были предназначены для того, чтобы первосвященник мог кидать жребий, решение которого было Божьей волей для народа Божия. При этом считается, что урим и туммим выполняли роль слов «да» и «нет» или «истинно» и «ложно» /4/.

Об использовании жребия имеется немало сведений и в Коране. К примеру, находясь на корабле, груженном товаром, бросал жребий во время бури Йунус (библейский Йона) вместе с другими путниками, чтобы определить, кому пожертвовать собой и быть брошенным в морскую пучину (Сура 37, аят 141). В послекоранических преданиях рассказывается о том, как для выбора опекуна Марйам (библейская Дева Мария) бросали жребий, и как выбор пал на Закарийю (Сура 3, аят 37) /5/. Метание жребия имеет отношение и к рождению пророка Мухаммада. Дед Мухаммада Шейба (Абд аль-Мутталиб) долго не имел сыновей. Тогда он поклялся принести одного сына в жертву, если у него их родится десять. Один за другим у него стали рождаться сыновья.

Когда их число достигло 12, он объявил им о решении исполнить клятву. Жребий пал на младшего, самого любимого сына Абдаллаха («раба бога»). Народ, взволнованный происходящим, настоял на совете с прорицательницей, которая сообщила, что жертву можно заменить по цене крови (платы за неумышленное убийство). Повторно метали жребий, выбирая жертву между Абдаллахом и десятком верблюдов. Только на десятый раз жребий пал на 100 верблюдов, которые были заколоты вместо Абдаллаха. Жена Абдаллаха Амина («верная») 29 августа 570 года родила Мухаммада /6/. Сам Мухаммад, по словам одной из его жен Айши, когда собирался в путь, то бросал жребий между женами /7/.

Все приведенные эпизоды свидетельствуют о том, что бросанию жребия придавалось сакральное значение как беспристрастному способу, позволяющему показать истину и определить божественную волю. «В полу бросается жребий, но все решения его - от Господа», - говорится в Книге Притчей Соломоновых (Притчи 16:33), «Жребий прекращает споры и решает между сильными» (Притчи 18:18). «Жребии - это наше божественное право», - пишет П.П. Глоба, подчеркивая сакральный характер принципа жребия /8/.

Полагание при принятии жизненно важных решений на волю случая прослеживается и в зороастрийской культуре. Некоторые из таких обычаев сохранились в Таджикистане вплоть до сегодняшнего дня. Так, жизненный строй таджиков верховьев Пянджа (Памир) поныне наполнен верой в важность определения правильного «счастливого часа» («соат») для начинания того или иного важного дела.

Горцами определяется «соат» для положения новорожденного в колыбель, для сватовства, для отправления жениха за невестой, для совершения брачного обряда, для обрядового укладывания спать молодых, для начала пахоты и т.д. «Счастливый час» определяется местным халифой /9/, который руководствуется при своих определениях нумерологией чисел рождения и имени, положением луны, звезд и другими астрологическими соображениями, основывающимися на предположении, что небесные тела оказывают влияние на происходящие с людьми жизненные ситуации /10/.

Иными словами, время какого-либо важного для памирцев начинания определяется не самостоятельно, а зависит от ответа небесных тел. «Счастливый час» может приходиться на любой день и на любое время суток: все зависит от того, «как карта ляжет, как звезды покажут».

Приведем другой пример: еще в начале XX века равнинные таджики при приближении родов к беременной приглашали повитух - момо, выбор ремесла которых также определял случай. По существующим поверьям, особые мифические существа женского рода, выбрав ту или иную женщину, насылали на нее болезнь и, тем самым, давали знать об избрании ее на служение ремеслу повитухи /11/.

Такое отношение к воле случая во многом связано с особенностями так называемого магического мышления, представляющего собой веру в существование душ и духов и в их способность сверхъестественным путем влиять на людей и явления природы и показывать божественную волю.

Доверие своей судьбы воле случая действительно имеет своего рода сакральное значение даже для современного, не склонного к предрассудкам человека, поскольку, как полагал Й. Хейзинга, «понятия шанса и судьбы в человеческом сознании лежат особенно близко к сфере священного» /12/.

Надо полагать, именно сакральное понимание всего случайного явилось причиной использования жребия в судопроизводствах различных государств, чему есть множество исторических примеров. Несколько таких примеров использования жребия в судопроизводствах древних государств (Древней Индии, Древ- нем Вавилоне, Древней Руси и т.д.) приводит в своем исследовании И.В. Миронов /13/. В средние века также был известен божий, обвинительный суд (accusatio), когда в основу приговора ставились не выводы конкретных судей, а результаты ордалии, т.е. божьего провидения относительно виновности или невиновности обвиняемого. Если, например, у испытуемого после того, как он пронесет в руках брусок раскаленного железа от притвора до алтаря церкви, через несколько дней не обнаруживали ожога, он считался невиновным /14/.

Впрочем, история Таджикистана тоже богата фактами использования жребия в отправлении правосудия. Еще в авестийской правовой системе был известен древний способ судебного доказательства, опиравшийся на представление возможности призвать божество к участию в разрешении споров, возникающих в гражданско-правовых и иных отношениях, - ордалии («божий суд» в авестийском «вар») /15/. В самых древних частях Авесты есть упоминания о различных видах ордалий: ордалии с использованием расплавленных металлов, именующееся горячими ордалиями («вари гарм»), ордалии с использованием воды, ордалии с помощью барсама («барсамаквар»), ордалии с использованием яда как средства оправдания («паурвахурон»), ордалии огнем («вари оташ»), ордалии кипящим маслом («вари равган») /16/.

Целью и особенностью такой формы судопроизводства являлось установление истины с помощью сакральной церемонии, в которой предполагалось участие божественной силы, специально призываемое обрядами. Данный архаический институт был законной формой разрешения тяжбы, если в рамках обычного процесса принятие решения оказывалось невозможным /17/.

Как следует из положений Сасанидского судебника, только в случаях, когда обычный судебный процесс заходил в тупик, судьями выносилось решение о применении ордалии /18/.

Суть зороастрийских ордалий, как и любых других, заключалась в том, что в случаях отсутствия свидетелей и невозможности доказать вину подозреваемого при отправлении правосудия прибегали к помощи различных божеств и ангелов. Так, в авестийской правовой системе особо почиталась богиня вод Ардви Сура, которая, как считалось, не только способна предоставить воду и исполнить желания, но и, как всевидящая и всезнающая, способна творить справедливость. Она совершала правосудие в отношении поступков конкретных людей, процедура которого заключалась в выявлении вины подозреваемого посредством ордалии, исполняемой водой. В тех случаях, когда арийцы совершали преступление, подтверждением чему не находилось свидетелей, в качестве такового выступала сама Ардви Сура. Через пытки и испытания водой доказывалась виновность или невиновность подозреваемого.

Доказательство вины или же оправдание осуществлялись через питье сернистой воды или горячей кипящей воды, после чего по состоянию подозреваемого определялась его вина или невиновность. Таким же способом разрешался вопрос исполнения гражданско-правовых договоров, характеризующихся отсутствием свидетелей при их заключении /19/. Сходным образом отправлял правосудие авестийский ангел правосудия и справедливости Рашн /20/.

Аналогии применения ордалий встречаются в элефантинских папирусах ахеменидского периода /21/. Отдельные аспекты ордалии, как местное обычное право (адат), широко применялись на многих окраинах Саманидского государства /22/. Применение ордалий (в виде горячего - огонь, кипяток, расплавленный металл, и холодного - вода) не было чуждо и судебной системе Бухарского эмирата после присоединения Средней Азии к России. Так, по сведениям А. Шишова, в некоторых местностях Туркестанского края практиковалось судебное разбирательство при помощи испытания огнем. Отмеривалось расстояние в семь шагов и на зеленый лист, лежащий на ладони обвиняемого, помещался раскаленный докрасна обух топора. Обвиняемый должен был положить топор на назначенное место в семи шагах от него. В случае если у испытуемого оказывался ожог, это служило доказательством его вины /23/. Как пишет А. Шишов, Векиль тзума Хунзы однажды предлагал подвергнуть себя такому испытанию в присутствии г. Биддельфа, чтобы очистить своего господина от ложного обвинения /24/.

Ордалии как судебный способ определения вины (невиновности) использовались даже в таких деликатных ситуациях, как доказательство невинности невесты.

Так, в случаях, если хуфец при сближении с молодой женой обнаруживал, что она была лишена невинности, а сторона невесты, в свою очередь, считала такое обвинение клеветой, прибегали к ордалии посредством испытания раскаленным железом, называемым «отихай» /25/.

Таким образом, судебные ордалии являются ярким примером обнаружения первых прецедентов использования элемента случая в праве. Помимо судопроизводства элемент случая позже стал использоваться также в земельных, наследственных и иных правовых вопросах. Однако если первоначально жребий являл собой средство постижения Божьей воли, то впоследствии сакральное его понимание уходит на второй план, и жребий начинает сводиться не более чем к своеобразному техническому приему избежания споров и ссор и, как высказывался Л.А. Камаровский, выполнять функции «сподручного средства для избежания щекотливых прений» /26/. Использование принципа жребия при принятии решений начинает основываться на чувстве справедливости и желании избежать недовольств со стороны лиц, в отношении которых принимается решение.

Применение жребия становится особенно удобным в таких ситуациях, когда идет речь о предоставлении каждой заинтересованной стороне известной доли в общей собственности или спорной вещи. В связи с этим широкое распространение получат способ раздела недвижимого имущества (в частности, земельных участков) между совладельцами посредством метания жребия. Возьмем, к примеру, Древний Египет, где при XIX династии распределению между жрецами по жребию подлежали земли, переданные храмам /27/.

В Древнем Вавилоне земля, составлявшая собственность общины, делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителями данной местности опять-таки по жребию /28/.

Распределение земельных участков посредством жеребьевки получило столь массовое распространение, что сам земельный участок стал называться жеребьем. К примеру, в афинской правовой системе само название земельных участков происходило от слова «жребий» (клеры), т.е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки /29/.

Помимо распределения земельных участков жребий активно использовался также при разрешении вопросов о порядке пользования водой. В Средней Азии, например, даже в период распространения на ее территории имперского законодательства важнейшие вопросы водного права разрешались обычаями и религиозными воззрениями народа, согласно положениям одного из которых в случае неодинаковости условий относительно времени заселения и расстояния от водного источника преимущество в праве пользования между многими претендентами разрешалось судьбой, т.е. посредством жребия /30/.

Посредством жребия также определялось, кому из наследников должна принадлежать та или другая часть наследства. С.В. Пахман даже описывает сам процесс жеребьевки при разделе наследственного имущества, применяемого в дореволюционной России: в шапку кладут «цифирки» или «грошики» по числу тяжущихся, и затем постороннее лицо вынимает для каждого из них одну цифирку, какую кто получит цифирку, такая часть ему и присуждается /31/.

Помимо наследственных отношений С.В. Пахман приводит ряд других ситуационных примеров активного применения принципа жеребьевки волостными судами: по поводу вопроса, кому из товарищей, как участников общего владения, должна достаться общая мельница; кому из нескольких лиц должен достаться огород; которая из двух частей десятины, засеянной одним из сохозяев, должна достаться каждому из них /32/.

Однако среди всех имеющихся в истории юриспруденции фактов использования элемента случая, пожалуй, самым ярким из них являются договорные правоотношения. Применение случайного элемента в договорных правоотношениях получило столь широкое распространение, что для некоторых из договорных конструкций случай стал иметь определяющее, квалифицирующее значение. Впоследствии возрастание количества таких договорных конструкций позволило выделить их в самостоятельный договорной институт - институт алеаторных договоров.

Отдельные разновидности алеаторных договоров были известны еще римскому праву. Среди них можно назвать описанный Д.Д. Гримом алеаторный заем - особый вид процентного займа, где кредитор, давая деньги взаймы, соглашается на то, что сохраняет право требовать возврата долга только при известных условиях. В случае ненаступления их он теряет означенное право. Принимая на себя таким образом в тех или иных пределах риск (periculum), кредитор взамен этого в качестве премии (periculi pretium) имеет право выговорить себе процент выше нормального. В доюстиниановском праве для этих случаев не существовало никакого законного максимума, Юстиниан установил для них законный максимум в 12%.

Наиболее раннюю форму алеаторного займа составляет морской заем (pecunia trajecticia или foenus nauticum), заимствованный из греческого права. Сущность его заключается в том, что деньги даются лицу в связи с отправкой корабля под условием, что они подлежит возврату только в случае благополучного прибытия корабля к месту его назначения /33/. Подобного рода заем - бодмерейный - был известен также русскому гражданскому праву. Вот что о нем писал К.П. Победоносцев: «Бодмерейный заем делается ввиду известного морского перехода, и уплата предполагается лишь в случае благополучного перехода в место назначения; в противном случае, т.е. при случайной гибели корабля и груза, теряется право на уплату занятых денег. За этот риск кредитор выговаривает себе усиленные проценты или премию» /34/.

Подобного рода договор был известен также правовой системе Ирана в сасанидский период. В частности, в Судебнике Ишобохта имеется упоминание о рискованных ссудах, применение которых было вызвано отсутствием в древности страхования морской и караванной торговли, обусловленных большим риском.

Должником тут выступал купец (или товарищество), которому необходимы были деньги для закупки партии товара или переброски этого товара в пункт его коммерческой реализации, либо владелец корабля, совершавший коммерческие операции с доставкой товаров в дальний порт и занимавший деньги для закупки товаров. В займах такого типа товару отводилась роль залога (ценность его обычно значительно превосходила стоимость ссуды). Кредитор брал на себя риск, но только на время путешествия товара. В связи с большим риском потери ссуженного им капитала кредитор устанавливал очень высокие проценты и при благополучной доставке товара получал с должника как сумму ссуды, так и проценты - премию за риск /35/.

Помимо разновидностей рискового займа истории цивилистики известны также такие алеаторные договоры, как продажа дома за пожизненную ренту продавцу (передача имения при жизни с обязательством производить пожизненный доход): страхование, в том числе взаимное страхование пенсий и пожизненных доходов: пари, заклад, срочные сделки о поставке товаров и биржевых бумаг, основанные, под влиянием биржевой спекуляции, на расчете разницы цен: «покупка на счастье» - купля-продажа вещи, ценность которой не может быть заранее определена либо периодически изменяется (например, продажа будущего урожая (жатвы), открывшегося наследства, процесса, покупка рыбной тони и т. д.); договор о передаче прав, по поводу которых спор рассматривается в суде /36/.

Однако самое древнее происхождение из всех существующих на сегодняшний день алеаторных договоров имеют, конечно же, азартные игры. «Игра старше культуры», - говорил Й. Хейзинга, обращая внимание на давность данного явления /37/. И в самом деле, игральные кости, олицетворяющие собой «генератор» случайности в чистом виде, с возникновением которых, собственно, и связано появление азартных игр, были обнаружены еще при раскопках древнего шумерского города Ур и насчитывают возраст около 5 тысяч лет. Самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-Сухте) и датируется III тыс. до н.э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (IV в. до н.э.).

Существует множество преданий о происхождении нард. По одной из легенд, описанной в источниках сасанидского периода, игра в нарды появилась в Древней Персии. Легенда гласит следующее: «Индийский царь Девсарм, желая испытать мудрость персов, прислал Хусраву Ануширвану на верблюдах и слонах вместе с драгоценностями игру чатранг (шахматы). Если персы не сумеют разгадать суть этой игры, они должны будут послать в Индию налог и подать. Визир Хусрава Важургмихр Бохтак разгадал правила игры и в свою очередь изобрел нарды (невардашир - в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I). Хусрав послал своего визира вместе с новой игрой в Индию, где разгадать ее не могли 12 лет» /38/.

Игра в нарды была широко распространена на территории Средней Азии в V-VII вв. в эпоху Сасанидов /39/. В Персии она стала настолько популярной, что даже мудрейшие мужи пытались предсказывать по ней будущее и судьбу династий. Об этой увлекательной игре писали, в частности, Шах Исмаил Хатаи - основатель государства Сефевидов, такие великие поэты, как Фирдавси, Саади, Навои, Физули, Хагани, Насими, Низами и др. Сюжет об игре в нарды имеется в живописи Пенджикента /40/.

Помимо игры в нарды на территории Средней Азии во все времена популярностью пользовались другие виды азартных игр, пристрастие к которым испытывали не только народные массы, но и «сильные мира сего», чему имеется немало исторических фактов /41/. Во все времена с особенной страстью таджики предавались игре в кости (кимар), для чего служили кости бараньих суставов (os talus). По законам анатомии бока бараньей косточки отличаются один от другого различной конфигурацией. Игра в эти кости состоит в том, что один из участников берет четыре косточки и, подняв их на половину аршина от земли, выпускает из рук. Если все кости при падении лягут на один и тот же бок, то бросивший их получает выигрыш; в противном случае - проигрывает /42/.

Жители Средней Азии также были страстными любителями боев различных животных и птиц: верблюдов, баранов, петухов, рябчиков и перепелов. Местом этих забав являлись особые дома - каландархона, где заключались пари, иногда на довольно крупную сумму /43/.

Одну из распространенных азартных игр - игру в кувшины описывает в своих «Воспоминаниях» Садриддин Айни /44/.

Особо пристрастное отношение таджиков к азартным играм было настолько очевидным, что не осталось незамеченным в народном фольклоре Средней Азии. В частности, в начале ХХ в. была широко распространена следующая поговорка: «Sart (Цzbek) pыl topsa, uj solar, Qazaq pыl topsa, xatun olar, Taрik pыl topsa, qimвr цjnar» - «Если деньги заводятся у сарта (узбека), он строит дом. Если деньги заводятся у казаха, он берет жену. Если деньги заводятся у таджика, он играет в азартные игры» /45/.

Однако азартные игры - пожалуй, единственный современный алеаторный договор, который был известен истории права Таджикистана издревле. Отдельные виды современных алеаторных договорных конструкций стали известны правовой системе Таджикистана лишь во второй половине XIX века в связи с присоединением Средней Азии к России и распространением на ее территории имперского законодательства. В частности, речь идет об институте страхования. Даже в период функционирования Великого шелкового пути данный правовой институт не нашел своего развития на территории современного Таджикистана, несмотря на известную опасность, подстерегающую купцов во время далеких перевозок своих грузов. Очевидно, это связано с тем, что существовавшая на тот период мусульманская правовая система содержала ряд запретов, продиктованных положениями шариата, к числу которых относятся:

- риба - запрет процентной ставки. Под риба понимается любое неоправданное приращение капитала при займе или при осуществлении торговой сделки. Таким образом, любая заранее определенная ставка, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от успешности инвестиций, подпадает под понятие риба и, как следствие, является запрещенной;

- гарар - запрет на наличие излишней неопределенности, случайности или неясности условий контракта. Неопределенность гарар происходит от информационных проблем и относится к любой случайности или неясности условий контракта, возникшей в результате отсутствия информации или контроля в договоре. Наличие избыточного гарар в контракте приводит к его несостоятельности и аннулированию с точки зрения мусульманского права;

- майсир - запрет спекулятивного поведения и принятия избыточных рисков /46/.

Становление института страхования на территории современного Таджикистана приходится на период господства над ней Российской империи, когда в результате проведения некоторых аграрных реформ в области землепользования, строительства железных дорог, открытия фабрик и заводов, учреждения отделений банков, установления экономических связей с Российской империей, развития производства хлопка-сырца и хлопкоочистительной промышленности получили определенное распространение кредитно-расчетные, вексельные, в том числе страховые правоотношения, призванные регулировать зарождавшиеся в Туркестанском генерал-губернаторстве и входившим в него Северном Таджикистане капиталистические отношения /47/.

От страховых отношений, начинающих развиваться в дореволюционном Таджикистане, отдельные торговцы даже ухищрялись извлекать незаконную прибыль посредством совершения различных манипуляций, направленных на умышленное наступление страхового случая. Одни из таких манипуляций, названные Садриддином Айни страхованием по-байски, описаны им во второй книге «Воспоминаний» /48/.

 

Литература

1. Миронов И.В. Проблемы алеаторных правоотношений в российском праве: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 12-13.

2. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. Пер. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997. С. 86-94.

3. Хейзинга Й. Указ. раб. С. 86.

4. URL://https://www.cogmtl.net/Articles/071.htm (дата вхождения: 15 сентября 2011 г/).

5. Пиотровский М.Б. Прозоров С.М. Закарийя. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. С. 74.

6. Панова В.Ф. Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990. С. 98.

7. Сборник достоверных хадисов Муслима. Номер хадиса 7020. С. 1205.

8. Глоба П.П. Мантика. Спецкурс в 2-х ч. Киев: НТУ, 2005. С. 5.

9. Халифа - духовный руководитель местной исмаилитской общины.

10. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). Вып. 1. Сталинабад: Изд-во Академии наук Таджикской ССР, 1953. С. 128, 157, 169, 174, 128; Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков (по материалам конца XIX - начала XX века). М.: АН СССР, 1959. С. 55; Каландаров Т.С. Шугнанцы (историко-этнографическое исследование). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2004. С. 71.

11. Кисляков Н.А. Указ. соч. С. 50.

12. Хейзинга Й. Указ. раб. С. 68.

13. Миронов И.В. Проблемы алеаторных правоотношений в российском праве: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 10-13.

14. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб.: Альфа; Равенна, 1995. С. 81.

15. Халиков А.Г. Гражданское право зороастризма: (древнее право). Душанбе, 2003. С. 28.

16. Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М.: Наука, 1983. С. 288-289.

17. Периханян А.Г. Указ. раб. С. 288.

18. Периханян А.Г. Сасанидский судебник («Книга тысячи судебных решений»). Ереван, 1973. С. 56.

19. Халиков А.Г. Правовая система зороастризма (древнее право). Душанбе: Маориф ва фарханг, 2005. С. 263-266.

20. Халиков А.Г. Указ. раб. С. 99.

21. Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М.: Наука, 1983. С. 290, 36.

22. Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов (IX-X вв.). Душанбе, 1999. С. 173.

23. Шишов А. Таджики. Этнографическое исследование. Алматы, 2006. С. 277-278.

24. Шишов А. Там же (ссылка на: Биддельф М. Народы, населяющие Гинду-Куш. Ашхабад, 1886. С. 124).

25. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). Вып. 1. Сталинабад: Изд-во Академии наук Таджикской ССР, 1953. С. 176.

26. Камаровский Л.А. О международном суде. М.: Типография T. Малинского, 1881.

27. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Т. 1. Древний мир и средние века. Под ред. В.А. Томсинова. М.: ИКД Зерцало-М, 2002. С. 24.

28. Указ. раб. С. 56.

29. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М.: Норма (Издательская группа Норма-ИНФРА-М), 2001. С. 165.

30. Шишов А. Таджики. Этнографическое исследование. Алматы, 2006. С. 180.

31. Пахман С.В. Обычное гражданское право в России (юридические очерки). Т. I-II. СПб.: Типография II отделения собственной Е.И. В. Канцелярии, 1877-1879.

32. Там же.

33. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. [Электронный ресурс]. М.: Зерцало, 2003. Доступ из справочно-правовой системы «Га- рант».

34. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. [Электронный ресурс]. СПб.: Синодальная типография, 1896. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

35. Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М.: Наука, 1983. С. 236-237.

36. Годэмэ Е. Общая теория обязательств. М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1948. С. 3-33; Саватье Р. Теория обязательств. М.: Прогресс, 1972. С. 223; Победоносцев К.П. Курс гражданского права. [Электронный ресурс]. СПб.: Синодальная типография, 1896. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»; Яновский А. Рисковые сделки. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 26-А. СПб., 1899. С. 804.

37. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. Пер. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс - Традиция, 1997. С. 20.

38. Семенов Г.Л. Сюжет из «Махабхараты» в живописи Пенджикента. Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. Л., 1985. С. 220.

39. История Таджикского народа. Том II. Эпоха формирования таджикского народа. Под ред. Р.М. Масова, Н.Н. Негматова. Душанбе, 1999. С. 316.

40. Семенов Г.Л. Указ. раб. С. 216.

41. Ибн ал-Асир. Китаб ал-камил фи-т-та’рих (Полный свод истории). Пер. с араб. П.Г. Булгакова, Ш.С. Камолиддина. Ташкент - Цюрих, 2005. С. 386, 388; Рахманилиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. М.: РИПОЛ классик, 2009.

42. Шишов А. Таджики. Этнографическое исследование. Алматы, 2006. С. 355.

43. Шишов А. Указ. раб. С. 354-355.

44. Айни Садриддин. Бухара (Воспоминания). В 2-х кн. Кн. 2. Пер. с тадж. С. Бородина. Душанбе: Ирфон, 1981. С. 50, 368.

45. Камолиддин Ш.С. Культура оседлых тюрков Средней Азии. [Электронный ресурс]. Полный текст публикации: URL://https://www. eurasica.ru/articles/uzbeks/shskamoliddin_kultura_osedlyh_tyurkov_sredney_azii/1/.

46. Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдинова М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. М.: ИЭПП, 2009. С. 72.

47. Тахиров Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана. Душанбе: ТГНУ, 1998. С. 21.

48. Айни Садриддин. Указ. работа. С. 63-66.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: