Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Понятие и состав культурного наследия Республики Казахстан /И. Мартыненко/

И. Мартыненко, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Гродненского государственного университета имени Я. Купалы (Республика Беларусь), кандидат юридических наук, доцент, чле

Фото : 11 апреля 2013, 01:44

И. Мартыненко, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Гродненского государственного университета имени Я. Купалы (Республика Беларусь), кандидат юридических наук, доцент, член Международного совета по памятникам и достопримечательным местам (ICOMOS)

В статье рассматриваются проблемы определения состава историко-культурного наследия Республики Казахстан. Автор на основе исследования научных и нормативных источников излагает особенности законодательства об охране культурного наследия, приводит классификацию памятников. Статья подготовлена по результатам реализации образовательной программы «Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия государств - участников СНГ».

Казахстанский народ имеет многовековую историю, является обладателем культурных ценностей, вошедших в сокровищницу мировой цивилизации. По количеству и разнообразию памятников Казахстан не уступает многим государствам Средиземноморья и Ближнего Востока. Археологические находки подтверждают высокий уровень развития цивилизации оседло-земледельческой и кочевой культур древних племен, населявших территорию Казахстана - скифов, саков, савроматов, гуннов, усуней, канглы (I тысячелетие до н.э.), а затем тюрков, карлуков, огузов, кипчаков.

Экономические, политические, социальные изменения, происходящие в Республике Казахстан в конце XX - начале XXI вв., привели к качественным изменениям в отношении государства и общества к историко-культурному наследию.          Охрана исторического и культурного наследия, создание правовых гарантий для сохранения исторического наследия казахстанского народа и этнических диаспор являются одними из основных принципов государственной политики Республики Казахстан в области культуры.

Памятники являются связующей нитью между поколениями через сохранение и приумножение традиций и ценностей самобытной культуры. Они как одна из важнейших составляющих культурного наследия выполняют важные социальные функции, служат целям развития науки, образования и культуры, формирования чувства патриотизма, идейно-нравственного и эстетического воспитания. Не случайно Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан»/4/, принятый в 2012г., в числе основных угроз национальной безопасности называет утрату культурного и духовного наследия народа Республики Казахстан (ст.6).

Современное состояние историко-культурного наследия Казахстана характеризуется предпринимаемым государством комплексом мер по сохранению и развитию многовековых традиций, открытием новых памятников истории и культуры, реставрацией мавзолеев, старинных мечетей, созданием новых историко-культурных музеев-заповедников, выявлением архивных документов, имеющих историческое значение в культурном наследии народов Казахстана.

Основные документы, определившие государственную политику в данной сфере, были разработаны и приняты на рубеже XX-XXI вв./7/.

Так, в декабре 1996г. был принят Закон «О культуре», 15 декабря 2006г. - его новая редакция/3/, 2 июня 1992г. - Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»/6/, который действует в настоящее время с учетом определенных изменений.

Разработаны и приняты другие нормативно-правовые акты, направленные на сохранение, использование и восстановление культурного наследия Казахстана, к числу которых относятся Законы «О Национальном архивном фонде и архивах» (1998г.), «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (2001г.), «Об особо охраняемых природных территориях» (2006г.).

В апреле 1994г. Казахстан присоединился к Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», Законом от 21 декабря 2011г. №514-IV ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия»/5/.

Начнем с понятийного аппарата, рассмотрим понятия, используемые в законодательстве Республики Казахстан. Для этого обратимся к Законам «О культуре» и «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия». В законодательстве Республики Казахстан используются следующие понятия: «культурное наследие народа Республики Казахстан», «культурные ценности», «национальное культурное достояние», «памятники истории и культуры», «объекты историко-культурного наследия».

Культурное наследие народа Республики Казахстан представляет совокупность культурных ценностей, имеющих государственное значение, принадлежащих исключительно Республике Казахстан без права их передачи иным государствам. Такое определение приведено в п.3 ст.1 Закона «О культуре».

Обратим внимание, что определения «историко-культурное наследие», несмотря на название закона, в нормативных актах нет.

Культурные ценности - это предметы культурного наследия светского и религиозного характера, а также иные ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение (ст.1 Закона «О культуре»). К культурным ценностям относятся, например, археологические памятники, археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия; редкие рукописи, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный), отдельно или в коллекциях; старинные и уникальные музыкальные инструменты; объекты, связанные с историческими событиями в жизни народа Республики Казахстан, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также жизнью выдающихся деятелей науки, государства, культуры, в том числе музейные предметы и музейные коллекции.

Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О культуре»» от 27 мая 2010г. №280-IV введено новое понятие «художественные ценности», под которыми понимаются произведения культуры, литературы и искусства, созданные в результате творческой деятельности.            

Объекты историко-культурного наследия - объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, прикладного искусства, науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (п.11 ст.3 Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»).

Объекты историко-культурного наследия приобретают статус памятников истории и культуры с момента признания их таковыми в порядке, установленном Законом «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».

Признание объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры закрепляется утверждением их в Государственном списке памятников истории и культуры международного, республиканского и местного значения, подлежащем обязательному официальному опубликованию. При этом следует иметь в виду, что памятники археологии приобретают статус памятников истории и культуры согласно положениям ст.5 Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» с момента их выявления.

Выявленные объекты историко-культурного наследия включаются в список предварительного учета и до принятия окончательного решения об их статусе подлежат охране наравне с памятниками истории и культуры. Лишение памятника истории и культуры его статуса и исключение из Государственного списка памятников истории и культуры допускаются лишь в случае полной физической утраты объекта и (или) утраты историко-культурного значения решением Правительства Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), согласованному со специальной комиссией уполномоченного органа на основании заключения историко-культурной экспертизы.

Памятники истории и культуры - отдельные постройки, здания, сооружения и ансамбли, историко-культурные ландшафты и другие достопримечательные места, созданные человеком или являющиеся совместным творением человека и природы, связанные с историческим прошлым народа, развитием общества и государства, включенные в Государственный список памятников истории и культуры (п.6 ст.3 Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»).

    Памятники истории и культуры подразделяются на следующие виды:    1) памятники археологии;

    2) памятники градостроительства и архитектуры;

    3) ансамбли.

    Раскроим содержание каждого вида памятников.

Памятниками археологии являются стоянки, городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения и надписи, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов и иные места, имеющие следы жизни и деятельности древнего человека

Археологические памятники демонстрируют активную преобразующую роль человека на протяжении самого длительного исторического периода общества - первобытно-общинного строя, но, подвергаясь угрозе разрушения, они демонстрируют, насколько необходимо распространять научную информацию об археологических памятниках и раскопках/1/.

Памятники градостроительства и архитектуры - это архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Ансамбли - группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, локализуемые на исторически сложившихся территориях.

По степени культурной значимости памятники подразделяются на следующие виды, что соответствует общепринятой классификации:

1) памятники истории и культуры международного значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, включенные в Список всемирного культурного и природного наследия. Так, уникальный памятник истории и культуры Казахстана - мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави в городе Туркестане в июне 2003г. включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2004г. в указанный список включены петроглифы археологического ландшафта Тамгалы;

2) памятники истории и культуры республиканского значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, имеющие особое значение для истории и культуры страны;

3) памятники истории и культуры местного значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, имеющие особое значение для истории и культуры областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Данная классификация совпадает с общепринятым делением памятников на виды.

Памятники могут быть движимыми и недвижимыми. Понятия движимых и недвижимых памятников соотносятся с общепринятыми в гражданском праве определениями движимого и недвижимого имущества с учетом специфики видов культурных ценностей.

Неразрывность связи между исторической недвижимостью и движимыми культурными ценностями можно проиллюстрировать на примере археологического наследия. Пока археологический предмет находится в кургане, он считается неотъемлемой частью этого памятника. Как только он извлекается в результате раскопок, то переходит в разряд движимых и его дальнейшая судьба определяется научным ведомством.

Недвижимые памятники, будучи в большинстве случаев археологическими и архитектурными памятниками, хранятся в местах нахождения и создания.

Основная специфика правового режима недвижимого имущества состоит в том, что его отчуждение и установление на него вещных прав происходят в особом порядке, который требует соблюдения обязательной письменной нотариальной формы и регистрации в органе учета недвижимости. Тем самым обеспечивается гласность вещных прав на недвижимость/1/.

Недвижимыми памятниками являются здания, их ансамбли и комплексы, как сохранившиеся полностью в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

Территория недвижимого памятника представляет собой земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально. Она подлежит охране и использованию вместе с памятником как единый земельно-имущественный комплекс.

Ансамбль недвижимых памятников - это группа объектов одного или нескольких видов, возникших одновременно или дополнивших друг друга в течение времени, объединенных общностью территории и исторического развития, образующих единство градостроительной и архитектурно-художественной композиции.

Следовательно, историческая недвижимость - это земля с установленными границами; здания-памятники и сооружения над и под этими землями; природное окружение. Будучи носителем культуры, недвижимое историко-культурное наследие содержит информационный потенциал, обеспечивающий прогрессивное развитие общества.

Очевидно, что элементы памятника, отделенные от недвижимости, в определенной степени утрачивают свою культурную ценность в самостоятельном существовании. Именно поэтому необходимо сохранять контекст памятника вместе с окружающей его обстановкой.

Движимые памятники хранятся в музеях, архивах, фондах, на выставках. Движимыми культурными ценностями являются антикварные предметы.

Понятие «антиквариат» имеет различное значение. С точки зрения этимологии, антикварным определяется характер старины и ценности предметов. Это означает, что доминантами в данной дефиниции выступают временной и ценностный факторы. Антиквариат, в отличие от других вещей, не теряет с годами своей ценности, а только приумножает ее/2/.

Ансамбли и комплексы недвижимых историко-культурных ценностей, имеющие особую историческую, научную, культурную и художественную значимость, могут быть объявлены:

- историко-культурными заповедниками;

- заповедниками-музеями.

    В Республике Казахстан действуют следующие историко-культурные музеи-заповедники:

- Национальный историко-культурный заповедник-музей «Ордабасы»;

- Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»;

- Государственный историко-культурный заповедник-музей «Берел»;

- Отрарский государственный археологический заповедник-музей;

- Национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау»;

- Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан»;

- Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борили»;

- Государственный историко-культурный заповедник-музей «Памятники древнего Тараза»;

- Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей «Тамгалы».

Национальное культурное достояние - культурные ценности, имеющие особое значение для истории и культуры страны, включенные в Государственный реестр объектов национального культурного достояния [3] (п.14 п.3 ст.1 Закона «О культуре»).

Памятники истории и культуры в Республике Казахстан (объекты культурного наследия) подлежат обязательной защите и сохранению в порядке, предусмотренном Законом «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», обладают особым правовым режимом использования.

Особый режим объектов национального культурного достояния - это, согласно ст.34 Закона «О культуре», меры, которые принимаются государством по сохранению, содержанию, восстановлению, охране и использованию объектов историко-культурного наследия. Проявляется этот режим в следующем.

Во-первых, коллекции или собрания предметов, в комплексе представляющие особый художественный или исторический интерес, не могут быть разрознены.

Уничтожение, перемещение, изменение, воспроизведение или реставрация объектов национального культурного достояния, внесенных в Государственный реестр, не допускаются без специального разрешения уполномоченного органа, выдаваемого на основании рекомендации экспертной комиссии, создаваемой по каждому конкретному объекту.

Во-вторых, не допускается использование объектов национального культурного достояния каким-либо образом, не совместимым с их историческим, художественным и религиозным назначением. Предметы, принадлежащие религиозно-культовым организациям и являющиеся объектами национального культурного достояния, могут использоваться с учетом их культового назначения.

В-третьих, особый режим объектов национального культурного достояния не распространяется на объекты авторского права и смежных прав.

В-четвертых, преимущественное право использования архитектурных памятников принадлежит организациям культуры.

В-пятых, обязанности по надлежащему поддержанию состояния и сохранению объектов национального культурного достояния возлагаются на их пользователей или собственников. Несоблюдение указанной обязанности влечет изъятие предоставленного права в судебном порядке на возмездной основе. При отсутствии у собственников или пользователей материальных или иных возможностей на содержание объекта национального культурного достояния расходы несет государство.

Реализация прав собственника объекта национального культурного достояния осуществляется под контролем и в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан с приоритетным правом приобретения государством объектов национального культурного достояния Республики Казахстан в случае их продажи.

В-шестых, объекты национального культурного достояния, находящиеся в государственной собственности, не подлежат отчуждению.

В-седьмых, за умышленное уничтожение, разрушение или порчу объектов и предметов национального культурного достояния физические и юридические лица несут уголовную и административную ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Государство обеспечивает защиту, сохранение и использование памятников истории и культуры. В соответствии с международными договорами защите, сохранению и использованию подлежат также памятники истории и культуры:

    1) являющиеся собственностью Республики Казахстан, но расположенные на территориях других государств;

    2) являющиеся собственностью других государств, но расположенные на территории Республики Казахстан;

    3) являющиеся собственностью других государств, расположенные на их территориях, но исторически связанные с Республикой Казахстан.

Новая редакция Модельного закона «Об объектах культурного наследия» от 17 мая 2012г. №37-14, принятого Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, вводит понятие территория объектов культурного наследия. Для Республики Казахстан - это территория памятников истории и культуры, которыми является земля, связанная с ним функционально, архитектурной планировкой, устройством инженерных сетей и изначально установленными границами владения). Территория памятников истории и культуры является их неотъемлемой частью, не подлежащей дроблению на участки и отчуждению.

Границы территорий объектов культурного наследия определяются историко-культурной экспертизой на основе исторических и правовых документов (архитектурных проектов, описаний, планов межевания земель, официально заверенных документов, закрепляющих право на владение или пользование объектом культурного наследия), утверждаются органом охраны памятников и вносятся в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

На территории объекта культурного наследия запрещается строительство новых объектов, правовой режим ведения хозяйственной деятельности в границах территории также регулируется земельным законодательством.

Музеи и библиотеки как хранилища культурных ценностей. Музеи Казахстана содержат значительные собрания казахстанского искусства и истории, уникальные предметы древнего и современного ювелирного, декоративно-прикладного, изобразительного искусства. Многие из них являются историческими реликвиями, неотъемлемой частью национальной духовной традиции, самобытного уклада жизни, выражающими нравственные и эстетические идеалы народов Казахстана. Музеи активно содействуют развитию у граждан Казахстана чувства патриотизма и любви к своей стране/2/.

Согласно ст.25 Закона «О культуре», музеи - это организации культуры, созданные для хранения, изучения и публичного представления музейных экспонатов и музейных коллекций, призванные осуществлять культурные, образовательные, научно-исследовательские функции и обеспечивать популяризацию историко-культурного наследия Республики Казахстан.

Музейные экспонаты и музейные коллекции включаются в состав музейного фонда и являются неотъемлемой частью культурного наследия страны.

    Ансамбли и комплексы недвижимых историко-культурных ценностей, имеющие особую историческую, научную, культурную и художественную значимость, могут быть объявлены: 1) историко-культурными заповедниками; 2) заповедниками-музеями.

Все музейные экспонаты и музейные коллекции, находящиеся в музее, образуют его основной фонд, который входит в состав Национального музейного фонда Республики Казахстан.

Непосредственно связано с сохранением культурного наследия и библиотечное дело.

Согласно ст.24 Закона «О культуре», библиотечное дело - именно та отрасль культуры, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и информационно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Библиотека - учреждение, выполняющее информационные, культурные, образовательные функции, располагающее организованным фондом печатных и рукописных документов, а также графическими, аудиовизуальными материалами, документами на электронных носителях, предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Неотъемлемой частью историко-культурного наследия казахстанского народаявляется Национальный архивный фонд Республики Казахстан, который в соответствии со ст.2 Закона «О Национальном архивном фонде и архивах» от 22 декабря 1998г. №326-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27 мая 2010г.) охраняется государством в качестве национального достояния Республики Казахстан.

Национальный архивный фонд служит удовлетворению потребностей общества и государства, реализации прав и законных интересов граждан. Как определено в указанном Законе, государство берет на себя заботу о развитии и совершенствовании архивного дела.  

Национальный архивный фонд - это совокупность всех архивов, архивных фондов и коллекций, документальных памятников, документов, имеющих особое историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение, признанных в установленном законом порядке национальной ценностью.

Таким образом, в состав культурного наследия входят:      принятые на государственный учет объекты (памятники истории, архитектуры и градостроительства, археологии, искусства, т.е. материальные движимые и недвижимые ценности, воплощенные в памятниках, ансамблях и достопримечательных местах); элементы нематериального культурного наследия; вновь выявленные объекты, обладающие отличительными признаками для придания им статуса памятника; историко-культурные территории; музеи-заповедники; культурные ценности, составляющие музейный, библиотечный и архивные фонды (т.е. музейных ценностей, книжных и документальных памятников); объекты военно-исторического наследия (поля сражений, воинские захоронения, мемориальные комплексы); памятники подводного культурного наследия; земли историко-культурного назначения; объекты смешанного природно-культурного наследия (заповедные места, культурный ландшафт); антикварное и историческое оружие (оружейные памятники); произведения декоративно-прикладного и монументального искусства/2, с. 299/.

ЛИТЕРАТУРА

1.             Вишнёва О. Археологические памятники в системе охраны историко-культурного наследия СССР. О. Вишнёва. Археология и этнография азиатской части России (новые материалы, гипотезы, проблемы и методы): материалы XLIX региональной археолого-этнографической студенческой конференции,г. Кемерово, 31 марта - 3 апреля 2009г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. С. 205-206.

2.             Кайназарова А.Е. Музейное дело в Казахстане (1831-1925 гг.): автореф. дис. ... канд. ист.Наук. А.Е. Кайназарова. Алматы, 1995. 21 с.

3.             О культуре: Закон Республики Казахстан, 15 декабря 2006г. Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2006. №24. Ст. 147; Казахстанская правда. 2006. №271. - 26 декабря.

4.             О национальной безопасности Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан, 6 января 2012г., №527- IV. Казахстанская правда. 2012. №19-20. 17 января.

5.             О ратификации Конвенции об охране нематериального культурного наследия: Закон Республики Казахстан, 21 декабря 2011 года, №514-IV. Казахстанская правда. 2011. 23 декабря.

6.             Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия: Закон Республики Казахстан, 2 июня 1992г. Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1992. №15. Ст. 364; Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2004. №23. Ст. 142; 2007. №2. Ст. 18; №17. Ст. 139; 2009. №18. Ст. 84; 2010. №5. Ст. 23; 2011. №1. Ст. 2; №5. Ст. 43.

7.             Сборник нормативных правовых актов, регулирующих сферу культуры в Республике Казахстан. Сост.: Министерство культуры и информации Республики Казахстан. Астана, 2008. 165 с.

8. Мартыненко И.Э. Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия государств - участников СНГ: учеб. Пособие. И.Э. Мартыненко. Москва, ИКД «Зерцало-М», 2012. 943 с.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии