Интеграция РК в мировое образовательное пространство требует модернизации системы ТиПО
Интеграция РК в мировое образовательное пространство требует модернизации системы ТиПО
Критика Главы государства в адрес Правительства, всех министерств и
ведомств является, безусловно, верной и обоснованной. Она носит конструктивный
характер, нацеливает на исправление ошибок. Об этом корреспонденту Казинформа
сказал главный научный сотрудник Института философии, политологии и
религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки РК, доктор
философских наук, профессор Мухтар Изотов.
«Главной целью стратегического развития Казахстана является его вхождение в тридцатку наиболее развитых государств мира к 2050 году. Система образования рассматривается Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым как основополагающее звено в формировании человеческого капитала в нашей стране. Это же является основой инновационного развития независимого Казахстана в XXI веке», - сказал он.
Эксперт считает, что формирование человеческого капитала, как установлено мировой социально-гуманитарной наукой, начинается с дошкольного возраста. «Обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением и равного доступа к нему является непременным и важнейшим компонентом первоначального накопления человеческого потенциала. Запросы казахстанского общества в условиях форсированного индустриально-инновационного развития экономики, а также интеграция в мировое образовательное пространство требуют модернизации системы технического и профессионального образования (ТиПО)», - отметил профессор.
По его мнению, существующая инфраструктура и материально-техническое оснащение казахстанской системы ТиПО не обеспечивают качество подготовки кадров и привлекательность обучения для молодежи. «Низкая мотивация инженерно-педагогических работников для преподавания на высоком уровне вызывает отток высококвалифицированных кадров в другие сферы экономики. Здесь не удается достичь адекватности содержания подготовки кадров потребностям индустрии и работодателей», - подчеркнул ученый.
В то же время М.Изотов отметил, что конкурентоспособность современной социально-экономической системы РК все больше определяется процессами в ТиПО, качеством профессиональных кадров, уровнем их компетенции, моральных ценностей, культуры труда, рационализаторского профессионализма.
По словам доктора философских наук, казахстанская система ТиПО должна стать максимально открытой для всех желающих и обеспечить возможность для каждого гражданина получить базовую профессию на желаемом уровне. «Это могут быть и короткие программы профессиональной подготовки, а также регулярно обновляемый и оптимизированный по сроку обучения набор модульных программ для эффективной адаптации к запросам рынка труда», - сказал он.
«Развитие человеческого капитала в Казахстане есть расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности, интенсификация профессиональных переходов и формирование продуктивной ментальности у казахстанцев. В посткризисный период программы развития человеческого капитала должны быть связаны, с одной стороны, с созданием объективных возможностей и условий для населения, а с другой - должны появиться программы, формирующие современные компетенции, такие, как высокий профессионализм, трудолюбие, коммуникация, идентификация, самоорганизация», - заключил М.Изотов.