Проблемы в реализации ФИИР возникли из-за несовершенства программы
Проблемы в реализации ФИИР возникли из-за несовершенства программы
Проанализировав ситуацию вокруг реализации проектов в рамках
программы форсированного индустриально-инновационного развития, эксперты
Национальной палаты предпринимателей пришли к выводу, что возникшие проблемы
можно было предотвратить, если бы программа имела более системный и комплексный
инструментарий поддержки проектов, сообщает ИА Zakon.kz со ссылкой на
пресс-службу НПП.
В настоящее время проводится критический анализ итогов реализации ГПФИИР. Недавно в СМИ было выражено мнение о том, что в большинстве случаев неудачи в реализации проектов в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития, связаны с ошибками и просчетами самих предпринимателей. Вместе с тем необходимо понимать, что для успеха инвестиционного проекта необходима комплексная поддержка от государства.
«Проекты, вошедшие в карту индустриализации, по большому счету, имели только ограниченный круг преференций это гипотетическая возможность получить удешевленные кредиты в институтах развития через крайне забюрократизированные процедуры, туманная перспектива строительства инфраструктуры за счет госбюджета и административная поддержка местных органов власти. В дополнение к этому, предприниматели получали также обязанность представлять регулярные отчеты во все инстанции о ходе реализации проекта и повышенное внимание со стороны проверяющих органов. Но для успешной реализации проектов этого не достаточно. Нужен комплексный подход», - считает Член Правления НПП Рахим Ошакбаев.
Он также отметил, что проблемы, появившиеся при реализации проектов в рамках ГПФИИР, остаются актуальными до сих пор.
«По ряду проектов решение вопросов финансирования оборотного капитала было крайне затянуто в институтах развития. В итоге предприятия, имея новое оборудование, но не имея оборотного капитала, не могли полноценно работать и неизбежно стали проблемными. По некоторым проектам была необходима параллельная государственная поддержка в части технического регулирования, условий доступа на внешние рынки, предоставления возможности привлечения зарубежных специалистов и т.д. Например, ряд производств до сих пор не может полноценно работать из-за трудностей с получением разрешения на ввоз иностранных инженеров. И эти проблемы остаются актуальными. К примеру, если не будет политически решен вопрос о компенсации введенного в России утилизационного сбора на экспортируемые из Казахстана автомобили, то автосборочные предприятия Казахстана также могут стать «проблемными», - подчеркнул Рахим Ошакбаев.
Специалисты НПП считают, чтобы не допустить повторения проблем, выявляемых по текущим проектам, на этапе разработки программы «ГПФИИР-2» необходимо:
1) Провести комплексный анализ по всем проектам, находящимся сейчас в Карте индустриализации (более 870 проектов республиканского и регионального уровней);
2) Проанализировать систему принятия решений по оказанию господдержки, и выработать предложения по ее совершенствованию;
3) К проектам, которым оказывается государственная поддержка, необходимо применять подход проектного финансирования, который заключается в тщательной оценке технико-экономического обоснования (далее ТЭО) либо бизнес-плана (в зависимости от сложности проекта), с выдачей экспертного заключения на предмет экономической и финансовой проработанности;
4) В соответствии с законом «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», уполномоченной организацией по анализу экономической эффективности проектов Карты индустриализации является АО «Казахстанский институт развития индустрии» (далее - «КИРИ»). В связи с этим необходимо предусмотреть достаточный объем средств для финансирования «КИРИ» в части анализа экономической эффективности каждого инвестиционного проекта с целью недопущения включения непроработанных проектов в Карту индустриализации.
5) При включении проектов в Карту индустриализации необходимо учитывать положения Схемы рационального размещения производственных мощностей Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства от 14 апреля 2010 года № 304. Данная схема является основным ориентиром для планирования инвестиционных решений бизнеса и инструментом координации перспективных планов развития инфраструктурной и ресурсной базы страны с учетом проектов Карты индустриализации, а также отображает ресурсное и инфраструктурное обеспечение вновь вводимых производственных мощностей, что является результатом межведомственного согласования проектов Карты индустриализации в привязке к инфраструктурной и ресурсной базе страны;
6) Составить Карту индустриализации на основе перечня товарных групп (товаров и услуг) с ценовой разбивкой в разрезе отраслей, что позволит обеспечить потребности рынка соответствующей продукцией, а также выявить какая продукция не производятся в Казахстане, внедрить новые производства по импортозамещению. Решение данного вопроса будет служить новым инвесторам инструментом при вхождении на казахстанский рынок, который поможет найти потенциальных партнеров по сбыту и будет способствовать увеличению загруженности проблемных проектов Карты индустриализации.
7) Заключение меморандумов о взаимном сотрудничестве между предприятиями, отраслевыми государственными органами, акиматами областей, национальными компаниями по поставке сырья, оборудования и материалов;
8) Всестороннее содействие местных исполнительных органов предприятиям по размещению заказов в соответствии с потребностями объектов города и области для развития местного потребительского рынка;
9) Предоставление банками второго уровня и государственными фондами долгосрочных кредитов для предприятий с низким уровнем загруженности.