О. Оксикбаев считает, что неосвоение администраторами бюджетных программ старая проблема
О. Оксикбаев считает, что неосвоение администраторами бюджетных программ старая проблема
Член
Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Омархан Оксикбаев на
сегодняшнем брифинге СЦК отметил, что проблемы повышения
эффективности использования бюджетных средств, его необоснованного
планирования, завышения стоимости проектов, неосвоения выделенных средств и др.
это проблема не сегодняшнего дня, она из года в год неустанно преследует
наше Правительство, передает ИА Zakon.kz.
По словам Оксикбаева, в бюджетном процессе существует ряд проблем, которые Правительством при его потенциале все еще никак не решается.
Среди проблем, он обозначил отсутствие на законодательном уровне ответственности администраторов бюджетных программ за обоснованность и достоверность информации, расчетов, включаемых в бюджетную заявку. «Как правило, при формировании бюджета на плановый период в бюджетную заявку включаются необоснованные, завышенные расходы, не учитываются результаты реализации бюджетных программ за предыдущие годы, итоги проверок контролирующих органов, не соблюдаются нормы и нормативы. Об этом признал в Парламенте и министр Досаев, когда бюджетные заявки на 2014 год превысили 9,5 триллионов тенге, при его параметрах 6 трлн. тенге. Результатом такого отношения администраторов бюджетных программ к бюджетным заявкам стало не освоение бюджетных средств и, как правило, не эффективное использование. Приведу пример: Республиканский бюджет в расходах в 2012 году исполнен на 98,8 %, а по оценке его эффективность составила лишь 86%. Что естественно свидетельствует о не достижении всех ожидаемых результатов. Сегодня в действующем бюджетном законодательстве нет понятий приписка. А к чему приводить приписка и искажение как отчетных, так и плановых данных говорит и те факты, которые привел на упоминаемом заседании Глава государства. Уполномоченным органом по бюджетному планированию не выработаны меры по проверке достоверности данных, включаемых в бюджетные заявки», - сказал член комитета.
Далее среди проблем Оксикбаев отметил, неосвоение администраторами бюджетных программ и местными исполнительными органами трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета.
Эта проблема не сегодняшнего дня, она из года в год неустанно преследует наше правительство. «И в этом году по результатам 9 месяцев всего не освоено 303 млрд. тенге из них 125 млрд. тенге АБП, 179 млрд. тенге местными исполнительными органами. Для сравнения скажу в 2011 году не освоено 166 млрд. тенге, а в 2012 году около 100 млрд. тенге.
Правительством несмотря на законодательное разграничение функций, и полномочий между уровнями государственного управления, происходит централизация принятия решений и их реализации посредством бюджетного процесса и межбюджетных отношений.Так, если в 2005 году из республиканского бюджета местным бюджетам выделено целевых трансфертов на сумму 138 млрд. тенге, субвенций - 133 млрд. тенге, то в 2013 году целевые трансферты составили 889,3 млрд. тенге, субвенции - 865,8 млрд. тенге (в среднем 61,7% в общем объеме доходов местных бюджетов).
При этом необходимо отметить, что решения о распределении целевых трансфертов принимаются местными исполнительными органами не самостоятельно, а по согласованию с центральными исполнительными органами. Эти процедуры требуют значительного времени и затрат, что в результате приводит к размыванию ответственности и позднему поступлению денег и как доказательство к не освоению выше названных 179 млрд. тенге. Такое положение приводить еще и к размытости ответственности между администраторами республиканской бюджетной программы и акимами», - отметил также член комитета.
По его словам также существует формальность трехлетнего бюджета, неоднократное его уточнение и корректировка в течение финансового года.
«На мой взгляд для устранения данных недостатков при планировании и исполнении бюджета Правительству следовало бы: предусмотреть в действующем законодательстве ответственность администраторов бюджетных программ вплоть до уголовного наказания за достоверность информации и расчетов, содержащихся в бюджетной заявке для предотвращения фактов умышленного формирования завышенных бюджетных заявок. Очень важным принципом бюджета, ориентированного на результат, является четкое распределение ответственности за каждую бюджетную программу. Иными словами, по каждой бюджетной программе должен быть назначен ответственный руководитель.
Кроме того, в странах, где успешно применяется БОР, очень важную роль в бюджетном процессе играет бюджетный аналитик.
Работа этих специалистов должна быть сосредоточена на анализе бюджетных заявок, эффективности расходов и программ. Результаты такого анализа должны учитываться при подготовке заключения по расходам государственных органов на бюджетную комиссию. По моему мнению давно настало время ввода норм предварительной экспертизы проекта бюджета Счетным комитетом. Это норма давно применяется во многих странах мира», - сказал О. Оксикбаев.