Лента новостей
0

Не возврат долгов банкам в РК может превратиться в бизнес

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 05.12.2013 20:47 Фото: zakon.kz
Отдельные граждане пытаются монетизировать извечное недовольство населения банковскими процентами.
С тех пор, как в Казахстане стали выдавать кредиты населению, конфликты в этой сфере не прекращаются. Надо отдать должное грамотным заемщикам – с их помощью банковская система постепенно обретает цивилизованные рамки. Но время от времени отдельные граждане пытаются монетизировать извечное недовольство населения банковскими процентами.

Ермек Нарымбаев – далеко не единственный  борец за денежные знаки, собирающий публику под знамена квазисоциальной справедливости. Едва появились первые признаки кризиса ликвидности в мировой банковской системе, как в Казахстане возникла целая группа так называемых «общественных организаций», которые привлекали заемщиков банков для решения своих меркантильных задач.

Увы, в нашей стране взять кредит гораздо легче, чем вернуть.  В этом есть определенная вина банков, рекламирующих простоту доступа к красивой жизни, спекулируя на простых человеческих потребностях. Особенно в этом преуспел тот самый банк, который и стал первоначальной мишенью Ермека Нарымбаева. Чем больше рекламы и проще банковские продукты, тем больше людей берет кредиты – это аксиома.  

Банки делают вид, что финансовая грамотность населения достаточно высока, чтобы разобраться в кредитных договорах и просчитать последствия. Увы. Прошло уже 20 лет после краха финансовой пирамиды «МММ», но до сих пор люди готовы верить в высокие проценты и мгновенное обогащение таинственным способом. Буквально на днях мелькнуло сообщение о мошенниках, собравших деньги у знакомых. Якобы у мошенников был какой-то фантастический депозит с запредельными процентами. Да, их удалось задержать, но злодеям удалось собрать изрядную сумму денег. То есть клиенты у них были! Словом, можно дать объявление с обещанием 1000 процентов дохода в месяц, и отбоя от желающих не будет! По сути, это и есть самое точное определение уровня финансовой и юридической грамотности населения.

Собственно, все борцы с банками используют те же темные стороны человеческой психологии, что и банкиры, гоняющиеся за прибылью. Часть людей всегда одержима иллюзиями, как игроманы. Если есть люди, которые обещают высокие доходы при минимальных затратах, мгновенный доступ к новой бытовой технике, поездке к морю, машине и квартире, то уж и обещания найти возможность не возвращать кредиты обязательно  найдут отклик в сердцах. Схема довольно проста. У заемщиков всегда есть проблемы - как объективные, так и субъективные. К примеру, когда в 2007 году недвижимость перестала расти в цене, ряд активных участников надувания жилищного пузыря не успели зафиксировать прибыль. На руках остались неликвидные квартиры, залоговая стоимость которых была ниже, чем сумма взятых кредитов. Спекулянтам грозило разорение и долгие годы расплаты с банками. Вместе с тем, были и обычные люди, купившие одну-единственную квартиру в ипотеку, некоторые покупали в недостроенных домах. Кризис подкосил мелкий и средний бизнес, строительные компании – локомотив отечественной индустрии – приказали долго жить и перестали платить. Остановились сумасшедшие выплаты за сносимое жилье и земельные участки, изымаемые под строительство. Количество сумасшедших денег на  рынке резко сократилось. Таким образом, огромное количество людей столкнулось с серьезной проблемой – как платить кредит, когда доходы сократились или вообще нет работы? Одна за другой стали появляться душераздирающие истории о злобных банках, отсуживающих единственное жилье.

Спекулянты, обладающие природным чутьем, сразу сообразили, как можно поставить личные трагедии отдельных заемщиков на промышленные рельсы. Как грибы после дождя стали возникать многочисленные общественные организации. Благостную картинку немного портило то обстоятельство, что с граждан брали деньги вместе с заявлением о приеме в члены организации. Вдохновители решали двуединую задачу: набрать некую критическую массу, достаточную, чтобы напугать банкиров, и за счет реально нуждающихся граждан оплачивать все свои расходы на пиар-акции и юридические консультации. Всегда было любопытно, как журналисты узнавали о готовящемся самоподжоге, прыжке с крыши и прочих актах членовредительства. Ответ довольно прост – сотрудники организации типа «Оставим народу жилье» обзванивали все редакции. Документально известен случай, когда активистка подобной организации приезжала с канистрой бензина на одну из таких акций (https://www.time.kz/articles/strana/2013/05/18/vis-sokie-otnoshenija). Телевизионная картинка с горящей женщиной, катающейся по земле, или фото парня, летящего с крыши, – это мощное психологическое давление на банки и на политиков. К сожалению, методы, используемые для списания кредитов, чрезвычайно опасны для здоровья. Больше всего страдают те, чьими историями прикрываются так называемые общественники… 

Банки, как известно, связаны положением о банковской тайне. В той ситуации можно было бы легко вычленить наиболее активных «общественников» и показать реальную картинку происходящего.  Очевидная разница между владельцами нескольких квартир и единственным жильем сразу бы показала, кто и какие интересы преследует. Как известно, в Алматы больше месяца длится голодовка «ипотечников», но такого, как раньше, внимания прессы к ним нет. Трудно делать какие-то выводы, но теперь реально нуждающиеся люди, поверившие в миф о возможности не возвращать кредит, подвергают свою жизнь смертельному риску, оставшись наедине со своей проблемой. Не решив проблему несколько лет назад, банки вновь сталкиваются с аналогичными проявлениями спекуляций на не самых лучших человеческих качествах. 

 Итак, сегодня Ермек Нарымбаев активно продвигает тезис о недобросовестности банков. Надо отметить, что от его демаршей есть изрядная польза. Во-первых, вновь возникла идея принятия закона о банкротстве физических лиц. Этот закон может существенно оздоровить банковскую систему Казахстана. Во-вторых, граждане задумаются над необходимостью считать прежде, чем брать кредит. В-третьих, так называемые «скрытые проценты» действительно существуют, и если Ермеку удастся доказать этот факт, от этого выиграет все общество. Кстати сказать, за два месяца банк, подвергшийся публичной атаке, мог бы на пальцах  показать несостоятельность расчетов Нарымбаева по каждому отдельному случаю. Тут либо банк не понимает всю серьезность происходящего, либо Нарымбаев прав, и банку нечего сказать. Во всяком случае, вопросы о «скрытых процентах» и о Нарымбаеве вызывают крайне нервную реакцию у руководства банка.

Но есть в этой истории ряд очень сомнительных эпизодов, которые заставляют думать, что вся эта история разыграна более влиятельными людьми.

Сразу же после первых заявлений в конфликт включается известный представитель банковского сектора Жомарт Ертаев, чем придает вес Нарымбаеву и создает массу информационных поводов. Никому не известное судебное разбирательство Нарымбаева с Альянс Банком, в котором Ермек брал кредит, оказывается в фокусе общественного внимания. Вслед за этим сгорает машина Нарымбаева. Кто ее поджег – не ясно. Но вновь  общественный защитник оказывается в передовицах новостей и еще некоторое время может привлекать к себе внимание. Происходят информационные вбросы о двухстах долларах, взимаемых Ермеком у заемщиков. Вскоре Нарымбаев выигрывает суд у Альянс-банка, хотя целый год решения были не в пользу общественника. При этом сам Нарымбаев   оценивает этот судебный процесс, как «странный». По его словам, судья не затребовала ряд документов, подтверждающих доводы Нарымбаева. Если сам истец удивлен решением суда, какие выводы могут сделать наблюдатели?

И совсем уже непонятна история с Казкоммерцбанком. Выигранный против банка иск Ермек пытается представить как собственную заслугу. Если у него есть широкая общественная поддержка, зачем ему чужие лавры? Тем более, что Казком и сам охотно предоставляет всю информацию по этому делу. Возможно, Нарымбаев сейчас ищет новый информационный допинг, чтобы удержаться на плаву со своей идеей пересмотра банковских договоров и привлечь новых клиентов. Двести долларов – это хороший гонорар, если учесть, сколько заемщиков могут заинтересоваться возможностью списать проценты по своим долгам. Речь может идти о десятках тысячах долларов – ни один именитый адвокат в Казахстане не может похвастаться таким вознаграждением. Это бизнес – ничего личного. На своей страничке в фейсбуке Нарымбаев публикует призыв массово расторгать договоры со страховой компанией, обслуживающей kaspi bank. В тексте есть слова о «гигантских очередях на возврат страховки». Это не оговорка по Фрейду, а бизнес-стратегия продвижения – устроить массовую акцию и таким образом повысить свою капитализацию на политическом рынке. В условиях полного застоя в политической жизни даже такой неоднозначный персонаж, как Ермек Нарымбаев, может рассчитывать на успех.

Во всей этой истории важно оставаться в цивилизованных рамках. И банкам, и Нарымбаеву, и всем, кто в ней участвует: заемщикам, юристам и журналистам. Все вопросы должны решаться в суде. В свою очередь, разработчики законов должны рассмотреть эту ситуацию и использовать ее с максимальной пользой для всего общества. Пока нет массовых митингов и погромов, это еще возможно сделать. Стоит помнить, чем закончился социальный эксперимент в Венесуэле, когда власти отправили войска в розничную торговлю. Массовые беспорядки и гибель бизнеса – с этим венесуэльцам предстоит еще долго разбираться…

Алмас КЕНЕСОВ
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: