Лента новостей
0

В РК составлен рейтинг качества работы акиматов за 2013 год

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 05.02.2014 16:34 Zakon.kz
ВКО во главе с Б. Сапарбаевым, Астана с И. Тасмагамбетовым и Кызылординская область под руководством К.Кушербаева стали лидерами рейтинга работы акиматов в 2013 году.
С 12 по 22 января 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы акиматов областей и городов республиканского подчинения за прошедший 2013 год. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 40 экспертов, представляющих сферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество.
Восточно-Казахстанская область во главе с Бердыбеком Сапарбаевым, Астана с Имангали Тасмагамбетовым и Кызылординская область под руководством Крымбека Кушербаева стали лидерами рейтинга работы акиматов в минувшем году. В аутсайдерах оказались Западно-Казахстанская, Актюбинская и Северо-Казахстанская области. 

Работа акиматов оценивалась по 11 критериям. Ключевым эксперты признали способность местных властей поддерживать политическую стабильность, минимизировать социальную и трудовую конфликтность (7,7 баллов из 11 возможных). На втором месте значатся «успехи в экономическом развитии региона» (7,4), на третьем – «развитие малого бизнеса» (7,3), следом – «реализация региональных социальных программ» (7,2) и «развитие потенциала региона»  (7,1 балл).

Следующие по значимости критерии – «способность к взаимодействию с центральными органами власти» (6,9), «поддержание обратной связи с населением» (6,2) и «транспарентное взаимодействие с институтами общественного контроля» (6,2). Наименьшую значимость эксперты придали таким критериям, как «личные и профессиональные качества акима (5,8), «фигурирование региона в коррупционных скандалах» (4,4) и «перспективы дальнейшего карьерного роста акима» (4,3 балла).

 По результатам опроса в пятерку лидеров рейтинга вошли:
Восточно-Казахстанская область (Бердыбек Сапарбаев) – 4,25 балла из 7 возможных.
г. Астана (Имангали Тасмагамбетов) – 4,24 балла.
Кызылординская область (Крымбек Кушербаев) – 4,07 балла.
Мангистауская область (Алик Айдарбаев) – 3,61 балла.
Жамбылская область (Канат Бозумбаев, Карим Кокрекбаев) – 3,46 балла.

Восточно-Казахстанская область. В числе наиболее резонансных событий 2013 года, связанных с развитием области – дискуссии о создании Банка ядерного топлива и развернувшееся обсуждение возможной площадки для строительства в регионе новой АЭС. Особой заслугой Бердыбека Сапарбаева может считаться оперативное решение социальных проблем, возникающих в многочисленных моногородах области – уровень социальной напряженности удается смягчать более качественно, нежели в других традиционных индустриальных зонах страны. Акимат ВКО стал лидирующим по такому важнейшему критерию, как «развитие региональных социальных программ». Взаимодействуя с ведущими корпорациями региона Сапарбаев смог убедить их в нецелесообразности сокращения программ корпоративной социальной ответственности в 2013 году (в отличие от соседних Карагандинской и Павлодарской областей).

Астана. Имангали Тасмагамбетов запомнился в прошедшем году, как один из ключевых региональных госменеджеров, лидирующий в большинстве «личных» номинаций («личные и профессиональные качества», «перспективность акима», «способность к взаимодействию с центральными органами власти»). Однако итоговый результат делает все-таки команда акимата в целом, а потому второе место региона – сигнал Тасмагамбетову, что ее необходимо усилить.

Кызылординская область. Назначение Крымбека Кушербаева существенно повысило динамику работы региональных властей. В короткие сроки принята стратегия развития региона до 2020 года. В тоже время в ходе рабочей поездки по области Нурсултан Назарбаев обратил внимание на недостаточный уровень развития малого бизнеса, ориентированного на обслуживание транспортных потоков в регионе.

Достаточно успешным оказался 2013 год для акима Мангистауской области Алика Айдарбаева. В условиях накаленной социальной обстановки команда акимата взяла курс на обеспечение максимальной транспарентности принимаемых и реализуемых решений. В тоже время социальные проблемы Жанаозена, накапливавшиеся годами, не могут быть решены в сжатые сроки, поэтому угроза возобновления социальных и трудовых конфликтов сохраняется. Экономика области нуждается в нетривиальных решениях по обеспечению диверсификации, отходу от доминирования добывающей отрасли.

Замыкает группу лидеров акимат Жамбылской области. При этом, несмотря на позитивные оценки темпов развития области, она продолжает оставаться регионом с трудной социальной обстановкой. Новому акиму Кариму Кокрекбаеву придется приложить существенные усилия по сохранению достигнутых темпов социально-экономического развития. Команде акимата необходимо в сжатые сроки решить проблему большой доли самозанятого населения. Пока выбрана тактика поддержки малого бизнеса в границах основных транспортных коридоров области.

Среднюю группу региональных акиматов сформировали:
Карагандинская область (Бауржан Абдишев) – 3,45 балла.
Атырауская область (Бактыкожа Измухамбетов) – 3,34 балла.
г. Алматы (Ахметжан Есимов) – 3,33 балла.
Алматинская область (Ансар Мусаханов) – 3,30 балла.
Южно-Казахстанская область (Аскар Мырзахметов) – 3,20 балла.
Акмолинская область (Косман Айтмухаметов) – 3,13.
Карагандинская область несмотря на рост рисков, связанных с социальной обстановкой в моногородах, продолжает сохранять импульс к развитию. Сложная ситуация начала 2013 года, когда сразу два ключевых налогоплательщика региона заявили о двукратном сокращении программ корпоративной социальной ответственности, к концу года была преодолена благодаря программе поддержки моногородов от Министерства регионального развития. Аким области смог обеспечить оперативное реагирование на возникающие трудовые конфликты, благодаря чему был предотвращен их выход в политическую плоскость.

Бактыкожа Измухамбетов в 2013 году продолжал восстанавливать управляемость Атырауской области после масштабных скандалов и коррупционных дел в отношении экс-акима Бергея Рыскалиева. Измухамбетову пришлось существенно «зачистить» команду акимата от ставленников прежнего акима, одновременно сохраняя баланс интересов местных элит. В тоже время ключевой проект региона – запуск добычи нефти на Кашагане из-за технических сбоев задерживается, несмотря на поручения Президента, сделанные во время рабочей поездки в область. Более того, дальнейшее промедление с началом добычи нефти может нанести существенный удар по экономическим перспективам страны в 2014 году, планам строительства четвертого НПЗ и в итоге – по имиджу центральных властей.

Ключевое положение Алматы накладывает особые обязательства на команду акима города. Однако по большинству критериев качество работы акимата эксперты оценили, как весьма посредственное. В 2013 году акиму Ахметжану Есимову не удалось реализовать ряд уже анонсированных ключевых проектов – в первую очередь обеспечить ввод двух новых станций метрополитена. На протяжении всего года сохранялась напряженность с рынками южной столицы. В активе Есимова и лоббирование проекта горнолыжного курорта Кок Жайляу, который продолжает вызывать критику ряда экологических организаций города.

Акиматы Алматинской и Южно-Казахстанской областей сделали ставку на развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Это принесло определенные плоды. Однако работа по реконструкции стратегической трассы Алматы–Усть-Каменогорск запаздывает. В тоже время остается острой и главная проблема Южно-Казахстанской области – сохраняющийся высокий уровень коррупции.
Замыкает группу «середнячков» акимат Акмолинской области. Несмотря на достаточно скромный собственный потенциал области аким Косман Айтмухаметов стремится в полном объеме использовать возможности, предоставляемые близостью Астаны. В результате регион развивает те отрасли, которые ориентированы на обслуживание потребностей столицы: от переработки сельхозпродукции до местного туристического кластера.

И, наконец, аутсайдеры рейтинга акиматов:
Костанайская область (Нуралы Садуакасов) – 3,09 балла.
Павлодарская область (Ерлан Арын, Канат Бозумбаев) – 3,08 балла.
Западно-Казахстанская область (Нурлан Ногаев) – 3,05 балла.
Актюбинская область (Архимед Мухамбетов) – 3,04 балла.
Северо-Казахстанская область (Самат Ескендиров) – 3,03 балла.

В регионах-аутсайдерах преимущественно сельскохозяйственные северные области страны. В числе проблем северных областей страны – недостаточно эффективное использование земель частными собственниками, низкие темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве, недостаточно высокие темпы развития приграничного сотрудничества. Плохо работают акиматы и над решением проблемы монокультурной специализации в сельском хозяйстве областей.
В полном объеме эти проблемы свойственны Костанайской области. Кроме того, дополнительную критику Президента вызвала неэффективная работа Нуралы Садуакасова по региональной программе ФИИР. Как отметил глава государства, на территории области 14 запущенных в рамках программы производств не работают.
Для акимата Павлодарской области 2013 год выдался непростым. Неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках цветных металлов побудила основных доноров региона в самом начале года сократить отчисления на программы корпоративной социальной ответственности. Сокращение финансовых возможностей негативно сказалось и на темпах реализации ГП ФИИР. Наконец, недооценка введения последних норм в кодекс этики госслужащих, затрагивающих борьбу с коррупцией, привела к отставке Ерлана Арына. Новый аким Павлодарской области Канат Бозумбаев, в рамках организации работы акимата в 2014 году предпринял встречу с Александром Машкевичем. Однако, позиция «Евразийской группы» остается прежней – в текущих экономических условиях компания сворачивает поддержку местных властей.
В Западно-Казахстанской области акиму Нурлану Ногаеву не удалось наладить диалог с бизнес-сообществом. Ряд конфликтов с местными бизнесменами вышел в публичное пространство, в результате даже глава государства вынужден был обратить внимание на недостаточную работу акимата по поддержке малого бизнеса.
Сохраняется сложная ситуация и с развитием Актюбинской области. Несмотря на высокий собственный потенциал региона, работа команды акима вызывает нарекания. Область – одна из последних по критерию «поддержание политической стабильности». Особую озабоченность вызывают сохранение угрозы со стороны радикальных экстремистских групп, сохраняющаяся разница в оплате труда отечественных и иностранных рабочих, пробуксовка программы импортозамещения. В плоскости «личных» критериев оценки Архимед Мухамбетов стал аутсайдером в номинации «перспективы карьерного роста акима».
Северо-Казахстанская область получила наименьшие совокупные оценки экспертов. Несмотря на усилия команды Самата Ескендирова, область стала аутсайдером по критерию «развитие потенциала региона». Опора только на сельскохозяйственную отрасль и перманентный кризис в обрабатывающей промышленности ограничивают возможности акимата по ускорению регионального развития. Необходимость диверсификации региональной экономики упирается в ограниченные бюджетные возможности акимата.
Таким образом, несмотря на достаточно высокую динамику развития, достигнутую отдельными областями, возможности для форсированного роста во многом остаются неиспользованными. Главный вывод из оценок экспертов – власти в регионах однобоко понимают цели развития областей, делая акцент исключительно на строительстве. Акимы так увлеклись, что подчас генерируют заведомо неэффективные и затратные проекты. При этом текущее администрирование региональных программ остается на низком уровне. И главное тому свидетельство – ставшая хронической проблема недоосвоения бюджетных средств.




 

 
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: