Совершенствование системы госзакупок в Казахстане

Инженер

1. Полагаем, что изначально в Закон «О госзакупках» был заложен «бюрократический принцип - подстраховки» возможно большим количеством документов от участников конкурсов / тендеров, а также выполнения участниками ряда дополнительных требований, явно противоречащих всей политике Президента РК, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности.

1.1 Данный бюрократический принцип автоматически перешел в « Правила осуществления госзакупок», и далее в « Правила осуществления электронных госзакупок»

1.2 Данный бюрократический принцип требовать от потенциального поставщика массу не нужных документов для подтверждения того, что он «не верблюд», вольно или невольно создает условия и массу возможностей для коррупционных деяний.

2. Также заметим что

· конкурсная комиссия - это временное структурное подразделение, какого либо Организатора госзакупок

· создается и осуществляет свою деятельность только на период проведения госзакупок на основании внутреннего приказа Организатора госзакупок, который в свою очередь основывается на ПП РК «О правилах осуществления госзакупок».

· конкурсная комиссия не является государственным уполномоченным органом

2.1 Но, конкурсным комиссиям фактически присвоены права, ставящие их выше государственных уполномоченных органов .

2.2 К примеру: для осуществления лицензируемой предпринимательской деятельности

· предприниматель и его предприятие должны соответствовать всем специальным квалификационным требованиям , предъявляемым к данному виду деятельности. (условно: наличию спец техники, специалистов, складов и т.д. и т.п.)

· Государственный уполномоченный орган после соответствующей проверки предпринимателя и его организации на предмет соответствия всем специальным квалификационным требованиям по данному виду лицензируемой деятельности оформляет лицензию по данному виду деятельности на данную организацию.

· И что же . Конкурсная комиссия, несмотря на наличие лицензии, выданной государственным уполномоченным органом, требует от предпринимателя дополнительно подтверждения специальным квалификационным требованиям конкурсной комиссии ( приложение № 6, 7, 8 к «Правилам осуществления госзакупок» ПП РК № 1301

3. Считаем, что необходимо внести кардинальные изменения в Закон «О госзакупках» с целью создания «зеленого коридора» для бизнес - сообщества, в главной части Закона, а именно:

· Кардинальное изменение перечня конкурсной документации, подготавливаемой потенциальным участником конкурса

Сокращенный вариант сравнительной таблицы

предлагаемых основных изменений Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2014 г.)

Примечание: Данная работа приводится в очень сильно сокращенном виде , чтобы уложиться в отведенное количество знаков (не более 15 000).

 

Желающим по запросу могу выслать полный вариант данной работы. E - mail: uk53_trz2008@mail.ru

 

№ №

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование


Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2014 г.)

 

Статья 8 п.3

Потенциальный поставщик товаров, работ, услуг, кроме общих квалификационных требований, установленных пунктом 2 настоящей статьи, должен соответствовать специальному квалификационному требованию в части обладания материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках

Предлагаем данный пункт - исключить.

Конкурсная комиссия не является государственным уполномоченным органом и не имеет никакого юридического права подвергать сомнению законность представленной лицензии потенциального поставщика.

 

По не лицензируемым видам деятельности.

Полагаем, что здесь надо исходить из постулата - что Законом не запрещено - то разрешено!.

 

 

Статья 17, п. 4 пп. 1 абзац 2

документа, подтверждающего проведение добровольной сертификации предлагаемых товаров, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании;

документа, подтверждающего проведение обязательной сертификации предлагаемых товаров, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2005 года № 367 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции в Республике Казахстан

В Постановлении Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2005 года № 367 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции» прилагается перечень продукции, который подлежит обязательной сертификации.

 

 

Статья 23 - 1, п 2

Обеспечение заявки на участие в электронных государственных закупках способом конкурса вносится в размере одного процента от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг, в порядке, определенном правилами проведения электронных государственных закупок.

Обеспечение заявки на участие в государственных закупках способом конкурса вносится в размере от 40% до 100% процентов от суммы своего участия в данном конкурсе, в порядке, определенном правилами проведения государственных закупок (электронных или бумажных)

1. Считаем, что сумма обеспечения в размере 1 % (банковская гарантия или денежный взнос) никак не стимулирует потенциального поставщика на ответственное отношение к исполнению принятых на себя обязательств, в случае признания его победителем конкурса.

2. Предлагаем поднять уровень сумм банковской гарантии / денежных взносов потенциальных Поставщиков, по предлагаемой шкале, а именно:

 

Сумма участия Потенциального поставщика в конкурсе в тенге

Размер банковской гарантии денежных взносов в % от суммы участия поставщика в конкурсе

1

До 1 000 000

100

2

От 1 000 001 до 50 000 000

50

3

От 50 000 001 и выше

40

 

3. Примечание № 1: Предлагаемая нами шкала размеров банковской гарантии не является окончательной.

4. При таких ставках банковской гарантии любой потенциальный Поставщик «сто» раз подумает, прежде чем примет решение о своем участии в конкурсе.

5. Останутся те, кто имеет все возможности для выполнения данных требований госзакупок, полностью или частично, соответственно своей заявке.

6. Таким образом, наши предложения позволит «отсеять» следующие категории:

· не платежеспособные организации;

· не имеющие необходимой производственной базы;

· не обладающие необходимыми профессиональными ресурсами;

· рассчитывающие, только на 30 % ( аванс).

7. Возражение для тех, кто полагает, что банковская гарантия в размере 40 % от суммы своего фактического участия в тендере/конкурсе станет непреодолимым административным барьером для потенциальных участников тендера/конкурса. Банковская гарантия в размере 40 % от суммы своего фактического участия в тендере / конкурсе ТОЛЬКО ЗАСТАВЛЯЕТ потенциального участника трезво взвесить свои финансовые, производственные и прочие возможности и участвовать только в тех лотам, которые ему по силам.

 

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301 «»Об утверждении Правил осуществления государственных закупок (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.12.2013 г.)

 

Полагаем, что ниже указанные изменения и / или дополнения к настоящим правилам надо внести в Закон «О госзакупках», поскольку Закон первичен, а ПП РК - вторично.

 

Пункт 22 п. 1 абзац 2-ой

юридическое лицо представляет нотариально засвидетельствованную копию устава, утвержденного в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда юридическое лицо осуществляет деятельность на основании Типового устава.

Предлагаем данный абзац полностью убрать

Наше мнение однозначно - каждый лишний документ в конкурсной документации потенциального поставщика (в т.ч. устав) является административным барьером на пути создания «зеленого» коридора для ведения бизнеса.

 

Пункт 63 абзац 3

В случае участия в конкурсе по нескольким лотам, потенциальный поставщик представляет обеспечение конкурсной заявки на каждый лот отдельно.

По 3 - му абзацу данной статьи - предлагаем данный абзац исключить.

Данная редакция 3 - го абзаца подвергает потенциального поставщика

· Дополнительным финансовым расходам

· Ведь банки выдают банковские гарантии далеко не бесплатно, перечисление денег тоже не бесплатно.

· Далее непонятно, что мешает банку объединить суммы банковских гарантий по нескольким лотам и оформить одну банковскую гарантию с перечислением суммы гарантии по каждому лоту.

· Так делалось раньше и непонятно, почему теперь решили создать дополнительное препятствие для предпринимателей.

Считаем, что идет прямое лоббирование интересов банков.

 

Об утверждении Правил проведения электронных государственных закупок Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2012 года № 623 с изменениями и дополнениями на 20.12.2013 ПП РК № 363

 

Общее примечания к настоящим правилам «Проведения электронных госзакупок»

1. « Правила проведения электронных госзакупок» № 623 практически ничем не отличаются от « Правил осуществления госзакупок» № 1301.

2. Все тоже самое, только немного добавилась электронная специфика.

3. Изучают, рассматривают и т.д. конкурсную документацию «живые» люди, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

4. Единственный плюс от таких электронных конкурсов, то, что конкурсную документацию и прочее можно передать в электронном виде.

 

 

 

В правилах этого нет.

Примечание. Для облегчения чтения три столбца объединены.

Для участия в электронных госзакупках, потенциальный поставщик, независимо от того, является ли он ЮЛ или ИП соответственно, должен в обязательном порядке иметь ЭЦП.

1. Поскольку это очень важно для дальнейшего понимания, приведем полную расшифровку следующих понятий

• ЭЦП и перечень необходимых документов для получения ЭЦП,

• БИН и перечень необходимых документов для его получения.

• Лицензии и перечень документов для его получения

1.1 Перечень сведений, указываемых в государственном электронном реестре лицензий.

2. Электронная цифровая подпись представляет собой электронную версию печати организации и подписи ее руководителя.

3. Перечень необходимых документов для получения ЭЦП

3.1 Заявление установленного образца с номером заявки и подписью заявителя.

3.2 Документ удостоверяющий личность

3.3 Оригинал свидетельства о государственной регистрации с бизнес-идентификационным номером (БИН) и его копия, заверенная нотариально.

3.4 Доверенность установленного образца от юридического лица на заявителя, владельца регистрационного свидетельства.

4. БИН - бизнес-идентификационный номер - уникальный номер, формируемый для юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства.

4.1 Для оформления БИН необходимо предоставить следующие документы:

4.1.1 заявление по установленной форме (согласно Постановлению Правительства РК от 22.05.2007 г. № 406)

4.1.2 подлинник учредительных документов (Устава, учредительного договора) юридического лица

4.1.3 положение филиала (если есть)

4.1.4 подлинник Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, филиалов и представительств

4.1.5 копия РНН

4.1.6 копия статистической карты и доверенность представителя

 

5. Перечень документов, необходимых для получения лицензии (независимо от ее вида) статья 42 п.2 Закона «о Лицензировании»

5.1 Для получения лицензии и (или) приложения к лицензии (в случае наличия подвидов деятельности) представляются следующие документы:

1) заявление;

2) копии устава и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица (нотариально засвидетельствованные в случае непредставления оригиналов для сверки) - для юридического лица;

3) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;

4) копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки) - для индивидуального предпринимателя;

5) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе

6) копия документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»;

Дополнительно: Документы, подтверждающие соответствие Лицензиара, специальным квалификационным требованиям на заявляемый вид (подвид) деятельности.

5.2 В статье 8 п.5 Закона «О лицензировании» говорится:

В электронном реестре лицензиара и государственном электронном реестре лицензий должны быть указаны следующие сведения:

· наименование лицензиара;

· дата выдачи и номер лицензии и (или) приложения к лицензии;

· фамилия, имя, отчество (при его наличии), а также номер и дата выдачи свидетельства в случае государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;

· наименование, местонахождение, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица - для юридического лица;

· вид деятельности и (или) подвиды деятельности;

· срок действия лицензии;

· регистрационный номер налогоплательщика;

· номер платежного поручения и дата уплаты лицензионного сбора;

· основания и дата переоформления лицензии и (или) приложения к лицензии;

· основания и даты приостановления, возобновления действия лицензии;

· основание и дата прекращения действия лицензии;

· данные о филиалах, представительствах, объектах, пунктах, участках лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид (подвид) деятельности (в случае их наличия); Все выделения сделаны УК

 

6. Из всего изложенного по пунктам 1 - 5, вытекает, что наличие ЭЦП у ЮЛ или ИП полностью подтверждает легитимность данного ЮЛ или ИП, то есть данное ЮЛ или ИП имеет:

• БИН

• Свидетельства о госрегистрации / перерегистрации

• Устав

• Статкарту

• Соответствующие лицензии на право занятия тем или иным видом предпринимательской деятельности

• Документы, подтверждающие соответствие Лицензиара, специальным квалификационным требованиям на заявляемый вид (подвид) деятельности.

• Расчетные счета в банках

• Данные о филиалах или представительствах

• Свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе

То есть все документы, подтверждающие ЛЕГИТИМНОСТЬ данного ЮЛ.

 

5. Отсюда логически вытекает, что потенциальный поставщик, участвующий в электронных госзакупках, в своей конкурсной заявке не должен прикладывать все свои документы, указанные в статье 8 . Закона РК от 21.07.2007 № 303-III «О государственных закупках» и п. 22 статьи 3 Постановления Правительства РК от 27 декабря 2007 г. № 1301 «От утверждении правил осуществления государственных закупок»

 

8.1 И еще отсюда вытекает, что вся конкурсная заявка потенциального поставщика должна состоять только из 3 - х основных документов, а именно:

· Приложение № _ к электронной форме конкурсной документации. Соглашение об участии в электронном конкурсе.

· Банковская гарантия или денежный взнос

· Свое ценовое предложение. Естественно таблицы ценовых предложений в масштабах Казахстана должны стандартизированы по видам товаров, иначе программа ВЭБ - портала их не прочтет.

· Возможно, дополнительно какие либо сертификаты, подтверждающие качества товара и / или соответствия товара действующим стандартам, техническим условиям.

8.2 Эти 3 или 4 документа, потенциальный поставщик сканирует, заверяет свой ЭЦП, и оправляет на Веб - портал госзакупок.

8.3 Отдельно Техническую спецификацию представлять не надо, поскольку потенциальный поставщик подписывая своей ЭЦП «соглашение об участии в электронном конкурсе» автоматически обязуется поставить товар, оказать услуги и т.д. в соответствии с конкурсными условиями и техническим заданием данного конкурса

9. Все остальные документы, касающиеся данного потенциального поставщика, программа Веб - портала госзакупок на основании ЭЦП должна автоматически сама • получать из соответствующих интернет - ресурсов уполномоченных органов РК

• И соответственно программа Веб - портала госзакупок должна автоматически принимать или отклонять конкурсную заявку потенциального поставщика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

При представлении потенциальным поставщиком такой конкурсной заявки, как указано в п. 8 данной статьи, тендерная / конкурсная комиссия лишается практически всех возможностей законного устранения «нежелательных» потенциальных поставщиков

Эффективность наших предложений:

А). Для потенциальных поставщиков:

1. Значительная экономия денежных средств на подготовку тендерной / конкурсной документации;

2. Значительная экономия времени на подготовку тендерной / конкурсной документации;

3. Уверенность в объективности принятия решений конкурсной комиссией, поскольку возможности административного давления (телефонного права) нет;

4. Для победителей данного конкурса - возможность в кратчайшие сроки приступить к выполнению Договорных обязательств по государственным закупкам;

Б). Для конкурсных комиссий:

1. Значительно уменьшает усилия госслужащих на время, финансовые средства необходимые на рассмотрение конкурсных заявок потенциальных поставщиков;

3.Уменьшает возможность возникновения конфликтных ситуаций с потенциальными поставщиками и как следствие:

• Возможные судебные иски со стороны потенциальных поставщиков

• Возможные отмены итогов конкурсов и последующие повторные конкурсы.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления