Совершенствование системы госзакупок в Казахстане
1. Полагаем, что изначально в Закон «О госзакупках» был заложен «бюрократический принцип - подстраховки» возможно большим количеством документов от участников конкурсов / тендеров, а также выполнения участниками ряда дополнительных требований, явно противоречащих всей политике Президента РК, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности.
1.1 Данный бюрократический принцип автоматически перешел в « Правила осуществления госзакупок», и далее в « Правила осуществления электронных госзакупок»
1.2 Данный бюрократический принцип требовать от потенциального поставщика массу не нужных документов для подтверждения того, что он «не верблюд», вольно или невольно создает условия и массу возможностей для коррупционных деяний.
2. Также заметим что
· конкурсная комиссия - это временное структурное подразделение, какого либо Организатора госзакупок
· создается и осуществляет свою деятельность только на период проведения госзакупок на основании внутреннего приказа Организатора госзакупок, который в свою очередь основывается на ПП РК «О правилах осуществления госзакупок».
· конкурсная комиссия не является государственным уполномоченным органом
2.1 Но, конкурсным комиссиям фактически присвоены права, ставящие их выше государственных уполномоченных органов .
2.2 К примеру: для осуществления лицензируемой предпринимательской деятельности
· предприниматель и его предприятие должны соответствовать всем специальным квалификационным требованиям , предъявляемым к данному виду деятельности. (условно: наличию спец техники, специалистов, складов и т.д. и т.п.)
· Государственный уполномоченный орган после соответствующей проверки предпринимателя и его организации на предмет соответствия всем специальным квалификационным требованиям по данному виду лицензируемой деятельности оформляет лицензию по данному виду деятельности на данную организацию.
· И что же . Конкурсная комиссия, несмотря на наличие лицензии, выданной государственным уполномоченным органом, требует от предпринимателя дополнительно подтверждения специальным квалификационным требованиям конкурсной комиссии ( приложение № 6, 7, 8 к «Правилам осуществления госзакупок» ПП РК № 1301
3. Считаем, что необходимо внести кардинальные изменения в Закон «О госзакупках» с целью создания «зеленого коридора» для бизнес - сообщества, в главной части Закона, а именно:
· Кардинальное изменение перечня конкурсной документации, подготавливаемой потенциальным участником конкурса
Сокращенный вариант сравнительной таблицы
предлагаемых основных изменений Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2014 г.)
Примечание: Данная работа приводится в очень сильно сокращенном виде , чтобы уложиться в отведенное количество знаков (не более 15 000).
Желающим по запросу могу выслать полный вариант данной работы. E - mail: uk53_trz2008@mail.ru
№ № |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Обоснование |
||||||||||||
|
Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2014 г.) |
|||||||||||||||
|
Потенциальный поставщик товаров, работ, услуг, кроме общих квалификационных требований, установленных пунктом 2 настоящей статьи, должен соответствовать специальному квалификационному требованию в части обладания материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках |
Предлагаем данный пункт - исключить. |
Конкурсная комиссия не является государственным уполномоченным органом и не имеет никакого юридического права подвергать сомнению законность представленной лицензии потенциального поставщика.
По не лицензируемым видам деятельности. Полагаем, что здесь надо исходить из постулата - что Законом не запрещено - то разрешено!.
|
|||||||||||||
|
документа, подтверждающего проведение добровольной сертификации предлагаемых товаров, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании; |
документа, подтверждающего проведение обязательной сертификации предлагаемых товаров, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2005 года № 367 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции в Республике Казахстан |
В Постановлении Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2005 года № 367 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции» прилагается перечень продукции, который подлежит обязательной сертификации.
|
|||||||||||||
|
Статья 23 - 1, п 2 |
Обеспечение заявки на участие в электронных государственных закупках способом конкурса вносится в размере одного процента от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг, в порядке, определенном правилами проведения электронных государственных закупок. |
Обеспечение заявки на участие в государственных закупках способом конкурса вносится в размере от 40% до 100% процентов от суммы своего участия в данном конкурсе, в порядке, определенном правилами проведения государственных закупок (электронных или бумажных) |
1. Считаем, что сумма обеспечения в размере 1 % (банковская гарантия или денежный взнос) никак не стимулирует потенциального поставщика на ответственное отношение к исполнению принятых на себя обязательств, в случае признания его победителем конкурса. 2. Предлагаем поднять уровень сумм банковской гарантии / денежных взносов потенциальных Поставщиков, по предлагаемой шкале, а именно:
3. Примечание № 1: Предлагаемая нами шкала размеров банковской гарантии не является окончательной. 4. При таких ставках банковской гарантии любой потенциальный Поставщик «сто» раз подумает, прежде чем примет решение о своем участии в конкурсе. 5. Останутся те, кто имеет все возможности для выполнения данных требований госзакупок, полностью или частично, соответственно своей заявке. 6. Таким образом, наши предложения позволит «отсеять» следующие категории: · не платежеспособные организации; · не имеющие необходимой производственной базы; · не обладающие необходимыми профессиональными ресурсами; · рассчитывающие, только на 30 % ( аванс). 7. Возражение для тех, кто полагает, что банковская гарантия в размере 40 % от суммы своего фактического участия в тендере/конкурсе станет непреодолимым административным барьером для потенциальных участников тендера/конкурса. Банковская гарантия в размере 40 % от суммы своего фактического участия в тендере / конкурсе ТОЛЬКО ЗАСТАВЛЯЕТ потенциального участника трезво взвесить свои финансовые, производственные и прочие возможности и участвовать только в тех лотам, которые ему по силам. |
||||||||||||
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301 «»Об утверждении Правил осуществления государственных закупок (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.12.2013 г.) |
|||||||||||||||
|
Полагаем, что ниже указанные изменения и / или дополнения к настоящим правилам надо внести в Закон «О госзакупках», поскольку Закон первичен, а ПП РК - вторично. |
|||||||||||||||
|
Пункт 22 п. 1 абзац 2-ой |
юридическое лицо представляет нотариально засвидетельствованную копию устава, утвержденного в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда юридическое лицо осуществляет деятельность на основании Типового устава. |
Предлагаем данный абзац полностью убрать |
Наше мнение однозначно - каждый лишний документ в конкурсной документации потенциального поставщика (в т.ч. устав) является административным барьером на пути создания «зеленого» коридора для ведения бизнеса. |
||||||||||||
|
Пункт 63 абзац 3 |
В случае участия в конкурсе по нескольким лотам, потенциальный поставщик представляет обеспечение конкурсной заявки на каждый лот отдельно. |
По 3 - му абзацу данной статьи - предлагаем данный абзац исключить. |
Данная редакция 3 - го абзаца подвергает потенциального поставщика · Дополнительным финансовым расходам · Ведь банки выдают банковские гарантии далеко не бесплатно, перечисление денег тоже не бесплатно. · Далее непонятно, что мешает банку объединить суммы банковских гарантий по нескольким лотам и оформить одну банковскую гарантию с перечислением суммы гарантии по каждому лоту. · Так делалось раньше и непонятно, почему теперь решили создать дополнительное препятствие для предпринимателей. Считаем, что идет прямое лоббирование интересов банков. |
||||||||||||
|
Об утверждении Правил проведения электронных государственных закупок Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2012 года № 623 с изменениями и дополнениями на 20.12.2013 ПП РК № 363 |
|||||||||||||||
|
Общее примечания к настоящим правилам «Проведения электронных госзакупок» 1. « Правила проведения электронных госзакупок» № 623 практически ничем не отличаются от « Правил осуществления госзакупок» № 1301. 2. Все тоже самое, только немного добавилась электронная специфика. 3. Изучают, рассматривают и т.д. конкурсную документацию «живые» люди, со всеми вытекающими отсюда последствиями. 4. Единственный плюс от таких электронных конкурсов, то, что конкурсную документацию и прочее можно передать в электронном виде. |
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
В правилах этого нет. |
Примечание. Для облегчения чтения три столбца объединены. Для участия в электронных госзакупках, потенциальный поставщик, независимо от того, является ли он ЮЛ или ИП соответственно, должен в обязательном порядке иметь ЭЦП. 1. Поскольку это очень важно для дальнейшего понимания, приведем полную расшифровку следующих понятий • ЭЦП и перечень необходимых документов для получения ЭЦП, • БИН и перечень необходимых документов для его получения. • Лицензии и перечень документов для его получения 1.1 Перечень сведений, указываемых в государственном электронном реестре лицензий. 2. Электронная цифровая подпись представляет собой электронную версию печати организации и подписи ее руководителя. 3. Перечень необходимых документов для получения ЭЦП 3.1 Заявление установленного образца с номером заявки и подписью заявителя. 3.2 Документ удостоверяющий личность 3.3 Оригинал свидетельства о государственной регистрации с бизнес-идентификационным номером (БИН) и его копия, заверенная нотариально. 3.4 Доверенность установленного образца от юридического лица на заявителя, владельца регистрационного свидетельства. 4. БИН - бизнес-идентификационный номер - уникальный номер, формируемый для юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства. 4.1 Для оформления БИН необходимо предоставить следующие документы: 4.1.1 заявление по установленной форме (согласно Постановлению Правительства РК от 22.05.2007 г. № 406) 4.1.2 подлинник учредительных документов (Устава, учредительного договора) юридического лица 4.1.3 положение филиала (если есть) 4.1.4 подлинник Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, филиалов и представительств 4.1.5 копия РНН 4.1.6 копия статистической карты и доверенность представителя
5. Перечень документов, необходимых для получения лицензии (независимо от ее вида) статья 42 п.2 Закона «о Лицензировании» 5.1 Для получения лицензии и (или) приложения к лицензии (в случае наличия подвидов деятельности) представляются следующие документы: 1) заявление; 2) копии устава и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица (нотариально засвидетельствованные в случае непредставления оригиналов для сверки) - для юридического лица; 3) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица; 4) копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки) - для индивидуального предпринимателя; 5) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе 6) копия документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»; Дополнительно: Документы, подтверждающие соответствие Лицензиара, специальным квалификационным требованиям на заявляемый вид (подвид) деятельности. 5.2 В статье 8 п.5 Закона «О лицензировании» говорится: В электронном реестре лицензиара и государственном электронном реестре лицензий должны быть указаны следующие сведения: · наименование лицензиара; · дата выдачи и номер лицензии и (или) приложения к лицензии; · фамилия, имя, отчество (при его наличии), а также номер и дата выдачи свидетельства в случае государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя; · наименование, местонахождение, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица - для юридического лица; · вид деятельности и (или) подвиды деятельности; · срок действия лицензии; · регистрационный номер налогоплательщика; · номер платежного поручения и дата уплаты лицензионного сбора; · основания и дата переоформления лицензии и (или) приложения к лицензии; · основания и даты приостановления, возобновления действия лицензии; · основание и дата прекращения действия лицензии; · данные о филиалах, представительствах, объектах, пунктах, участках лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид (подвид) деятельности (в случае их наличия); Все выделения сделаны УК
6. Из всего изложенного по пунктам 1 - 5, вытекает, что наличие ЭЦП у ЮЛ или ИП полностью подтверждает легитимность данного ЮЛ или ИП, то есть данное ЮЛ или ИП имеет: • БИН • Свидетельства о госрегистрации / перерегистрации • Устав • Статкарту • Соответствующие лицензии на право занятия тем или иным видом предпринимательской деятельности • Документы, подтверждающие соответствие Лицензиара, специальным квалификационным требованиям на заявляемый вид (подвид) деятельности. • Расчетные счета в банках • Данные о филиалах или представительствах • Свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе То есть все документы, подтверждающие ЛЕГИТИМНОСТЬ данного ЮЛ.
5. Отсюда логически вытекает, что потенциальный поставщик, участвующий в электронных госзакупках, в своей конкурсной заявке не должен прикладывать все свои документы, указанные в статье 8 . Закона РК от 21.07.2007 № 303-III «О государственных закупках» и п. 22 статьи 3 Постановления Правительства РК от 27 декабря 2007 г. № 1301 «От утверждении правил осуществления государственных закупок»
8.1 И еще отсюда вытекает, что вся конкурсная заявка потенциального поставщика должна состоять только из 3 - х основных документов, а именно: · Приложение № _ к электронной форме конкурсной документации. Соглашение об участии в электронном конкурсе. · Банковская гарантия или денежный взнос · Свое ценовое предложение. Естественно таблицы ценовых предложений в масштабах Казахстана должны стандартизированы по видам товаров, иначе программа ВЭБ - портала их не прочтет. · Возможно, дополнительно какие либо сертификаты, подтверждающие качества товара и / или соответствия товара действующим стандартам, техническим условиям. 8.2 Эти 3 или 4 документа, потенциальный поставщик сканирует, заверяет свой ЭЦП, и оправляет на Веб - портал госзакупок. 8.3 Отдельно Техническую спецификацию представлять не надо, поскольку потенциальный поставщик подписывая своей ЭЦП «соглашение об участии в электронном конкурсе» автоматически обязуется поставить товар, оказать услуги и т.д. в соответствии с конкурсными условиями и техническим заданием данного конкурса 9. Все остальные документы, касающиеся данного потенциального поставщика, программа Веб - портала госзакупок на основании ЭЦП должна автоматически сама • получать из соответствующих интернет - ресурсов уполномоченных органов РК • И соответственно программа Веб - портала госзакупок должна автоматически принимать или отклонять конкурсную заявку потенциального поставщика со всеми вытекающими отсюда последствиями.
При представлении потенциальным поставщиком такой конкурсной заявки, как указано в п. 8 данной статьи, тендерная / конкурсная комиссия лишается практически всех возможностей законного устранения «нежелательных» потенциальных поставщиков Эффективность наших предложений: А). Для потенциальных поставщиков: 1. Значительная экономия денежных средств на подготовку тендерной / конкурсной документации; 2. Значительная экономия времени на подготовку тендерной / конкурсной документации; 3. Уверенность в объективности принятия решений конкурсной комиссией, поскольку возможности административного давления (телефонного права) нет; 4. Для победителей данного конкурса - возможность в кратчайшие сроки приступить к выполнению Договорных обязательств по государственным закупкам; Б). Для конкурсных комиссий: 1. Значительно уменьшает усилия госслужащих на время, финансовые средства необходимые на рассмотрение конкурсных заявок потенциальных поставщиков; 3.Уменьшает возможность возникновения конфликтных ситуаций с потенциальными поставщиками и как следствие: • Возможные судебные иски со стороны потенциальных поставщиков • Возможные отмены итогов конкурсов и последующие повторные конкурсы. |