Особый вид государственной службы

Магистр юридических наук

В Республике Казахстан единственным источником государственной власти является народ.

Государственный служащий любого ранга, наделенный властными полномочиями, аккумулирует в себе предоставленную им власть и использует ее как инструмент управления обществом во благо самого общества.

Государство, в лице государственных служащих, за предоставленное им определенное вознаграждение должно обеспечивать, прежде всего, четкое исполнение ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Казахстан в соответствии с которой Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

В Республики Казахстан созданы все необходимые условия для упрочения и развития института государственной службы.

23 июля 1999 года в Республике Казахстан был принят Закон «О государственной службе», который составил костяк законодательной базы, регламентирующий все стороны государственной службы, статус их работников, материальное обеспечение, соблюдение ими морально – этических правил поведения.

Указанные меры, наряду с жестокими требованиями законодательства о коррупции позволили в сравнительно короткий срок обрести современный, эффективный, профессиональный, высоконравственный аппарат государственной службы, в котором трудятся тысячи преданных Конституции Республики Казахстан государственных служащих, благодаря труду которых во - многом обеспечивается поступательное развитие Казахстана как демократического, правового, социального государства с развитой рыночной экономикой. Успехи Республики Казахстан признаны мировым сообществом благодаря мудрой политики Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, который по праву является автором и архитектором казахстанской модели государственной службы, включившей в себя наиболее прогрессивный и полезный опыт государственного строительства.

Тысячи государственных служащих трудятся в судебной системе, обеспечивая отправления судьями правосудия в точном соответствии с законом и в установленный законом срок, помогая восстанавливать нарушенные права и свободы, искореняя преступность и другие правонарушения. Не секрет, что слаженная, четкая работа аппарата судов, их канцелярий во – многом способствует упрочению авторитета судебной власти, укреплению независимости судебной системы, ибо граждане, представители юридических лиц, в основном контактируют не с судьями, а со специалистами судов.

Правовой статус лиц, занятых в сфере правосудия, регулируется не только Законом «О государственной службы», но и специальным законотворчеством и ведомственными нормативно – правовыми актами. Так структура государственного аппарата, функциональные обязанности должностных лиц подробно регламентированы в Конституционном Законе от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», Закона Республики Казахстан «О высшем судебном совете», уголовно-процессуальным Кодексом и гражданским процессуальным Кодексом Республики Казахстан, другими законами, нормативно – правовыми актами и т.д.

Согласно последних изменений, внесенных в Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», в целях организационного и материально- технического обеспечения судов при Верховном Суде Республики Казахстан образован Департамент по организационно – техническому обеспечению судов Республики Казахстан. В указанный Департамент входит и аппарат Верховного Суда Республики Казахстан, в местных судах образованы канцелярии судов, в областных и приравненных к ним судах – канцелярии областных и приравненных к ним судов, а в районных и приравненных к ним судах – канцелярии районных и приравненных к ним судов.

Исходя из сложившейся структуры государственного аппарата, в судебной системе на практике их работники зачастую стали называться работниками Департамента, либо работниками канцелярии. Такое название, на мой взгляд, несколько принижает роль служащих, которые трудятся на ниве правосудия, поскольку некоторые из них обладают довольно широкими полномочиями, например процессуальными.

Порядок назначения и освобождения работников канцелярии судов, Департамента по организации деятельности судов, специфика их службы, принадлежность к третьей ветви власти – судебной власти, регламентация их деятельности специальным законодательством и ведомственными нормативно- правовыми актами позволяют сделать вывод о том, что мы имеем дело с особым видом государственной службы – аппаратом судебной системы, поэтому было бы правильно называть работников этого аппарата – работниками (специалистами) судебной системы.

Термины аппарат судебной системы, работник (специалист) судебной системы требует своего законодательного закрепления.

С учетом важности выполняемых функций работниками (специалистами) судебной системы, именно к ним, как к опоре правового государства, должны быть предъявлены наиболее высокие требования.

Беспристрастная, независимая судебная система, сформированная из профессионалов, и в то же время из лиц, обладающих наивысшими морально – нравственными качествами позволит в дальнейшем обеспечить функционирование всех государственных органов и должностных лиц на высоком уровне. В этой связи, именно судебная система должна стать локомотивом формирования государственного служащего новой формации. Речь не идет о должности судьи или конкретной категории работников судебной системы.

К сожалению, в настоящее время главная задача специалиста канцелярии - это выполнение указаний, которые идут свыше. Ему не нужно проявлять инициативу, выводить закономерности, обладать высоким уровнем абстрактной логики, смотреть, анализировать результаты работы других, его задача - механическое выполнение рутинных операций, которые, как правило, сводятся к работе с бумагами.

Таким образом, одно из самых важных качеств для государственного служащего- чувство патриотизма, желание внести какие-либо позитивные изменения в жизнь страны сводится к нулю.

Вместе с тем, на примере нашего же государства мы увидели, что деятельность успешного предпринимателя предполагает постоянный творческий мыслительный процесс, новаторство и генерацию идей. Деятельность эффективного менеджера предполагает постоянное повышение своей квалификации, самосовершенствование.

Если провести определенного вида параллель между менеджером частной компании и работником судебной системы или любым другим государственным служащим можно сделать определенный вывод, который в настоящее время складывается не в пользу последних.

Считаю, что в нашей стране есть все условия и возможности для того, чтобы сформировать государственный аппарат из молодых, целеустремленных и стремящихся принести пользу Отечеству специалистов, которые и будут принадлежать к управленцам новой формации. И как было отмечено ранее, формирование такими специалистами необходимо начать с органов судебной системы.

Считаю, что помимо понятий политический государственный служащий и административный государственный служащий на законодательном уровне ввести понятие Специалист судебной системы, необходимо ужесточить требования при приеме на работу специалистов судебной системы, а также повысить их статус.

Так, л ицо, положительно сдавшее тестирование на занятие вакантной единицы следует направлять в качестве и.о. специалиста данного суда на шестимесячную стажировку, и по итогам работы лицо, получившее положительную характеристику председателя суда автоматически зачислять в штат данного суда. Прохождение собеседования не требуется. Таким образом, мы сможем изжить такие негативные явления при назначении на должность как блат, мздоимство, родство, кумовство. Следует отметить, что специалисты всех судов Республики Казахстан должны обладать единым статусом и различаться между собой только по полномочиям.

Выбирая работу в суде, все сотрудники должны подойти к этому выбору осознано и ответственно (возможно следует рассмотреть вопрос о достижении 23-летнего возраста ).

Специалистами областного и приравненного к нему суда следует назначать лиц, имеющих стаж работы по юридической профессии не менее трех лет, из них, не менее одного года в качестве специалиста суда первой инстанции.

- специалистами Верховного Суда РК может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, из них, не менее одного года в качестве специалиста областного и приравненного к нему суда, отмеченный на предшествующей работе поощрениями за надлежащее исполнение возложенных обязанностей.

На мой взгляд, было бы целесообразно передать часть полномочий и обязанностей судей специалистам суда. Указанный шаг приведет не только к постоянному самосовершенствованию, улучшению своей профессиональной квалификации, но и значительно разгрузит судей, позволив им сосредоточиться на улучшении качества отправления правосудия.

- Материальное финансирование специалистов должно обеспечивать возможность полного и «беспристрастного» осуществления деятельности.

- Формирование судебного корпуса должно осуществляться, как правило, из лиц, проработавших не менее 2 лет в качестве специалиста, получивших положительную характеристику председателя соответствующего суда, прошедших обучение в специализированной магистратуре и получивших степень магистра права.

На мой взгляд, введение данных требований положительно скажется на функционировании не только судебных органов, но и других государственных институтов, что соответственно позволит обеспечить на более высоком уровне защиту прав и интересов граждан и юридических лиц.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления