Лента новостей
0

Создание «сухих портов» на территории Казахстана

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 24.04.2014 16:03 Фото: zakon.kz
Юрист
В целях улучшения условий для экспортеров предлагается нормативно закрепить возможность создания «сухих портов» на территории Казахстана. 

Одним из важных элементов для казахстанских экспортеров является существенное снижение временных и финансовых затрат, связанных с экспортом. Благодаря комплексному анализу экспортных процедур и оптимизации разрешительных процедур можно добиться сокращения временных и финансовых затрат экспортеров, что положительно скажется на конечной стоимости продукта и объема экспорта страны в целом.

Транспортировка - ключевой элемент экспортной политики. Именно транспортировка (создание скоростных магистралей, новых транспортных путей железнодорожного и автомобильного транспорта) является определяющим фактором в экспортной направленности. Отсутствие у Казахстана выхода к морю не является абсолютным препятствием для развития транспортных морских путей для казахстанских производителей. Так, существующие международные соглашения позволяют выстраивать транзитный путь на территории других государств по соглашению с ними.

«Сухой порт» обеспечит связь в цепочке транспортной логистике. К его функциям следует отнести:

- функцию оформления разрешительных документов для экспорта по принципу «одного окна» (использовать положительный опыт ЦОНов);

- функцию оператора для автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта;

- функцию внутреннего терминала, непосредственно связанного с морским портом;

- функцию логистического центра с современной инфраструктурой.

Что касается административных процедур по оформлению вывоза продукции за пределы Республики Казахстан, то тут следует учесть тот факт, что в нормотворческой сфере Правительство ведет работу по устранению барьеров для ведения бизнеса. В частности, речь идет о законопроекте «О разрешениях и уведомлениях», в котором предполагается объединить все законодательные нормы по разрешительным процедурам госорганов.

На волне этой тенденции вполне реально предусмотреть ряд законодательных мер, направленных на упрощение процедуры экспорта для казахстанских производителей. На данный момент процедура по вывозу товаров за пределы Казахстана включает в себя несколько этапов и зависит от типа продукции и вида транспорта.

Рассмотрим популярный вид продукции для северного региона страны - зерно, которую необходимо отправить железнодорожным сообщением, допустим, в Таджикистан. Для этого казахстанский экспортер - фермер должен:

- получить удостоверение на руководство погрузкой и креплением грузов (занимает 2-3 дня);

- составить и утвердить план на поставку вагонов (оформляется за месяц до предполагаемой отгрузки товара);

- оформить заявку-уведомление для начальника станции, где будет осуществляться погрузка;

- уведомить руководство элеватора о намерении отгрузить товар на ж/д платформу и согласовать дату отгрузки;

- согласовать дату отгрузки с зерновым инспектором, который должен присутствовать на момент отгрузки для оформления разрешительных документов;

- осуществить прочие действия по процедуре таможенного оформления, уплаты пошлин, прохождения карантинного фитосанитарного контроля, оформления сертификата происхождения товара и т.д.

На заключительном этапе все документы должны быть на руках и все уполномоченные лица должны быть на месте отгрузки. Однако на практике этот процесс не так прост для фермеров, поскольку зернохранилища и элеваторы, как правило, располагаются ближе к месту сбора урожая, и расстояние между областным центром и местом погрузки пропорционально увеличивает срок оформления документов.

Таким образом, на уровне отдельных производителей объем экспорта напрямую зависит от своевременности оформления разрешительных документов. Улучшение условий в области разрешительных процедур сократит временные и финансовые затраты экспортеров, что окажет положительное влияние на экспортный потенциал страны.

С другой стороны, вопрос увеличения экспорта готовой переработанной продукции сталкивается с проблемой погрузки товара. Так, современные условия контрактов с крупными зарубежными импортерами на поставку казахстанского товара подразумевают погрузку товара на паллетах (в некоторых случаях с термоусадкой). При этом, условия для погрузки товара, упакованного на паллеты, имеются только в крупных городах и у крупных казахстанских компаний, имеющие собственный железнодорожный тупик.

Этот вопрос обходится стороной, поскольку производители решают этот вопрос самостоятельно, испытывая высокие затраты на погрузку. Тем не менее, оба вопроса, касающихся как погрузки, так и процедуры оформления экспорта, можно решить в рамках создания «сухих портов» в Казахстане. Создание современных условий на «сухих портах» позволит решить эти вопросы. Создание вблизи «сухих портов» офисных и складских помещений, стоянок для большегрузного транспорта, гостиниц и пунктов питания принесет дополнительный доход в местный бюджет.

Каспийское море является водоемом, не имеющим естественного выхода в мировой океан.

Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств от 8 июля 1965 года, которая регулирует вопросы транзитной торговли стран, не имеющих выхода к морю.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: