Пути развития правовой культуры населения и их роль в становлении правового Казахстана

Юрист

Благодарю организаторов настоящего конкурса за первую реальную возможность донести до Парламента Республики свои предложения по совершенствованию законодательства.

Давно хотела предложить комплекс мер, направленных на улучшение правовой культуры населения, одной из которых является предоставление гражданам права на участие в совершенствовании действующего законодательства.

Не часто, но все же, случаются ситуации, когда подавая предложения либо задавая вопросы в электронном формате на интернет-ресурс какого-либо государственного органа, люди не получают ответа. Не все отличаются настойчивостью и редко кто захочет повторить негативный опыт. При этом, разуверившийся человек и других будет пессимистично убеждать, что никому не нужны ни их вопросы, ни их предложения. Тем самым, все благие намерения государства сводятся на нет по вине единиц недобросовестных работников.

Будучи в твердой уверенности, что предложения по совершенствованию законодательства будут изучены и оценены, граждане страны более охотно подчинялись бы законам, в разработку которых внесена толика и их участия. Это приблизило бы народ к Парламенту в целях достижения общей цели.

Я уверенна, что в рамках настоящего конкурса организаторы получили очень много действительно стоящих предложений по совершенствованию законодательства. Ведь кто как не люди, ежедневно сталкивающиеся в своей узкопрофессиональной деятельности с неурегулированными законодательством ситуациями, могут предложить пути их решения.

В этой связи мной предлагается создать рабочую группу, которой была бы продолжена деятельность по приему предложений в действующее законодательство. Желательно, чтобы это был не только определенный сайт, либо приложение к сайту Парламента Республики Казахстан, но также организована «горячая линия», организовано обсуждение таких предложений на республиканских телевизионных каналах, установлены ящики по приему таких предложений во всех сельских акиматах. Ведь в отдаленных селах многие до сих пор не умеют пользоваться ни интернетом, ни электронной почтой.

Предлагается включить в эту рабочую группу опытных и добросовестных юристов, узких специалистов, которые отобрав действительно актуальные и необходимые предложения, вносили бы их на рассмотрение специальной комиссии Парламента для обсуждения вопроса о принятии их в разработку.

В этом случае право законодательной инициативы принадлежало бы каждому гражданину Республики, но реализация его происходила бы исключительно через Парламент. Тогда нашли бы свое реальное воплощение положения части 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, и части 1 статьи 3 Конституции - единственным источником государственной власти является народ.

Вторым пунктом, хотелось бы предложить введение специального курса «Ликвидация юридической неграмотности населения» для жителей отдаленных аулов. На периферии - районных центрах, мелких городах и селах зачастую люди не знают элементарных своих прав. Женщины годами терпят домашнее насилие со стороны мужей, а дети, растущие в таких семьях, принимают такой образ жизни как должное, и им ничего не остается, как претворять подобное в собственных семьях. Неуважение к женщине, насилие в семье передается из поколения в поколение, несмотря на все меры, направленные государством на борьбу с ними. К большому сожалению, создаваемые комиссии по оказанию помощи от домашнего насилия, работают только в крупных городах, тогда как именно в отдаленных селах необходимо их действие.

Многие граждане не знают, как написать заявление о расторжении брака, взыскании алиментов, взыскании суммы долга, а адвокаты в районных центрах только за написание подобного заявления, не говоря уже об участии в суде, просят у истцов суммы, колеблющиеся от 5 000 до 20 000 тенге. К слову, в сельских местностях эти суммы весьма значительны для бюджета семьи, ведь средняя заработная плата здесь составляет в среднем 50 000 тенге.

Зная, что в суде без расписки невозможно доказать передачу денег в долг, граждане надлежаще оформляли эти сделки. Многие не знают о том, что существуют сроки для принятия наследства.

Более трех лет существует в стране институт медиации, но он еще не получил достаточного развития. Медиаторы в основном сосредоточены в больших городах - Астане и Алматы, единично в областных центрах, они не выезжают с разъяснительной работой населению в районные центры областей.

Для устранения таких моментов предлагается в каждом сельском акимате ввести должность специалиста с юридическим образованием, прямой должностной обязанностью которого являлось бы именно проведение разъяснительной правовой работы с населением, обучение, дача консультаций. Привлечение специалистов можно было бы осуществлять по программе «С дипломом в село!» или из внутренних кадровых резервов.

Также предлагается разработать специальную программу по проведению занятий по наиболее важным необходимым для населения вопросам, лучше комиссионно, с привлечением преподавателей, психологов, судей, социальных работников, медиаторов. Участие последних необходимо в связи с тем, что большинство населения, до сих пор не знает, кто такой медиатор вообще.

Предполагается, что программа курса «ликвидация юридической неграмотности» будет включать в себя вопросы брачно-семейного, трудового, обязательственного, наследственного права. Также неплохо было бы включить в программу вопросы возбуждения уголовных дел в порядке частного обвинения, административных правонарушений, посягающих на личность и в сфере семейно-бытовых отношений, в сфере налогообложения, на транспорте. Особо хотелось бы выделить статус несовершеннолетних и специфику рассмотрения дел с их участием.

В целях еще большего повышения уровня правовой культуры населения, кроме всего прочего предлагается ввести онлайн-курс «Ликвидация юридической неграмотности», ведущая роль в котором была бы предоставлена преподавателям ведущих юридических ВУЗов, должностным лицам регистрирующих органов, органов по надзору за безопасностью труда, социальной защите населения, известным адвокатам, судьям, медиаторам. Предлагается проводить трансляцию курса на республиканских телевизионных каналах.

Таким образом, при минимальных затратах государственных средств, с использованием внутренних резервов, привлечением специалистов социальных программ поднятия сел, можно было бы повысить уровень правовой культуры населения, поощрить его на активную роль в становлении правового государства.

Проработав недолго преподавателем в юридическом колледже, я столкнулась с проблемой недоработки методической литературы для обучающихся. К примеру, если основные отрасли права достаточно изучены и у преподавателей имеется практический материал, что такие отрасли как предпринимательское, трудовое, страховое, банковское, таможенное право изобилием практического материала похвастать не могут. В последнее время многие учебные заведения более охотно стали принимать на работу в качестве преподавателей практиков. Студенты намного легче принимают материал, который излагается в плоскости, приближенной к их будущей профессии. Этот момент предлагается закрепить на законодательном уровне и не только для преподавателей юридических специальностей.

В целях повышения правовой грамотности населения, также предлагается пересмотреть учебные программы предмета «Основы права» для студентов ВУЗов и ССУЗов не юридических специальностей, старших классов общеобразовательных школ. Включить в программы не только теоретические аспекты, а опять же практические примеры составления наиболее распространенных видов договоров, необходимых в жизни каждого гражданина, исковых заявлений в суд, заявлений о прекращении уголовных дел. Необходимо донести до студентов основные положения наследственного, брачно-семейного, трудового права. То есть максимально научить будущих специалистов защищать свои права законными способами в наиболее чаще встречающихся жизненных ситуациях.

На уровень правовой культуры населения влияет и такой фактов как статистика. Органы предварительного следствия ежегодно рапортуют об увеличении количества раскрытых преступлений. Соответственно, на бумаге ежегодно растет уровень преступности, что тревожно воспринимается населением. Росту преступности не радоваться надо, а предпринимать действия ее снижению. Но фактически нынешний уровень преступности ни в какое сравнение не идет с уровнем предыдущих лет. Об этом говорит и направление государства на гуманизацию наказания.

Если глубже вникнуть в суть сухих цифр, выяснится, что большая часть преступлений, отраженных в нынешней статистике - это мелкие кражи. Предметами таких преступлений являются в основном сотовые телефоны, бытовые принадлежности, небольшие суммы денег. Зачастую через несколько дней или даже немедленно после поступления заявления, предмет кражи возвращается владельцу, что говорит об отсутствии претензий с его стороны к причинителю ущерба. Если раньше такие уголовные дела прекращались на стадии предварительного следствия, что теперь, в целях искусственного увеличения количества раскрытых преступлений, они доводятся до суда. Тогда как количество тяжких и особо тяжких преступлений ниже предыдущих лет.

В соответствии с п. 17 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 21 июня 2001 года «О судебной практике по применению статьи 67 уголовного кодекса Республики Казахстан», заявление о применении части 1 статьи 67 УК возможно только на стадии дознания, предварительного следствия и в суде первой инстанции до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Орган уголовного преследования и суд обязаны при наличии предусмотренной законом совокупности оснований для освобождения лица от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, обсудить вопрос о применении ст. 67 УК и мотивировать принятое решение.

То есть органу предварительного преследования, равно как и суду предоставлено право прекратить дело примирением сторон. Однако на практике такие дела проводятся до конца следствия, направляются прокурору, затем в суд, где практически 80 % таких дел прекращается. Хотя этого можно было бы избежать при своевременном разъяснении следователем или дознавателем потерпевшему и обвиняемому о возможности прекращения дела по такому основанию.

Если в ходе предварительного следствия подозреваемый или обвиняемый могут обойтись без защитника - адвоката, состоящего в коллегии адвокатов, то суде без такового невозможно обойтись. Ни для кого не секрет, что адвокаты, даже при выдаче «бесплатного» ордера, оплата которого происходит за счет государства, требуют с виновника кражи выплаты гонорара за участие в суде. Тогда как обвиняемый, не от хорошей жизни позарившийся на чей-то бывший в употреблении телефон, не имеет таких средств. То есть доведение уголовного дела до суда, заведомо подлежащего прекращению на предварительном следствии, ухудшает положение обвиняемого, приводит его к дополнительным как моральным, так и материальным затратам.

Хотелось бы внести изменения в уголовный процессуальный кодекс и обязать органы предварительного следствия в письменном виде разъяснять потерпевшему и обвиняемому о возможности прекращения дела за примирением сторон и в письменном виде отбирать у них согласие либо отказ от такового.

В этой связи также хотелось бы отметить следующий момент: в КоАП РК имеется статья 136, предусматривающая административную ответственность за мелкое хищение чужого имущества. В примечании к ст. 175 УК РК указано, что мелким хищением признается хищение чужого имущества, принадлежащего на праве собственности организации или находящегося в ее ведении, совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты в размере, не превышающем 10 месячных расчетных показателей.

Почему бы не ввести понятие мелкого хищения чужого имущества и в случае совершения кражи у физических лиц. Зачастую в таких преступлениях предметом кражи является имущество, стоимость которого не превышает 5 000 тенге. И за это человек получает судимость, что ставит крест на всей его будущей деятельности. Тогда как за ношение для личного употребления наркотических средств предусмотрена административная ответственность. Ранее возможно такие меры оправдывали себя, но в свете взятого курса на гуманизацию предлагается рассмотреть вопрос о переводе мелкого хищения чужого имущества физических лиц в пределах 5 месячных расчетных показателей из разряда уголовных в разряд административных.

Также мной предлагается ввести в обязанность нотариусов производить публикации разъяснительного характера, делать объявления по поводу сроков принятия наследства. Зачастую граждане пропускают срок принятия наследства либо отказа от него по незнанию закона. Тогда как в пункте 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2009 года № 5

«О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» указано, что р ассматривая заявление наследника о восстановлении срока для принятия наследства в соответствии со статьей 1072-3 ГК, суд может восстановить срок и признать наследника принявшим наследство при наличии следующей совокупности условий: отсутствуют доказательства фактического принятия наследства; срок пропущен по уважительной причине (болезнь наследника, а также обстоятельства, препятствующие подаче заявления о принятии наследства); наследник обратился в суд не позже шести месяцев после того, как причины пропуска э того срока отпали.

То есть незнание закона о существующих сроках для принятия или отказа от наследства не отнесено к уважительным причинам их пропуска. Поэтому и предлагается  пресечь причины, способствующие пропуску этих сроков.

Как видно из вышеизложенного, предлагаемые мной программы по улучшению правовой культуры населения не требуют больших затрат бюджетных средств. Их можно осуществить из резервов социальных программ, за счет работников существующих организаций с возложением на них небольшого круга дополнительных обязанностей. Я верю, что их применение таких мер, внедрение курса «ликвидация юридической неграмотности» станет отправной точкой в становлении нашего правового государства и оправдает себя также, как оправдало себя когда-то введение Центров обслуживания населения. Со своей стороны предлагаю всяческое содействие в реализации предложенного проекта, участие в разработке учебных программ, предоставление практического материала.

25 апреля 2014 года

С уважением, юрист Куйкабаева Д.Б.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления