Внести поправки в Правила приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию
Внести поправки в Правила приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию посредством государственной информационной системы «Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2013 года № 133
1. ВВЕДЕНИЕ
Компании осуществляющие закупки товаров, работ и услуг (далее - ТРУ), при проведении операций по недропользованию по контрактам на углеводородное сырье встречаются с рядом проблем и противоречий.
Одна из таких проблем связана с пунктом 205 настоящих Правил - В конкурсной документации не допускается содержание указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность закупаемого ТРУ отдельному потенциальному поставщику и (или) производителю закупаемого товара, за исключением следующих случаев осуществления закупок при проведении операций по недропользованию:
1) для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования;
2) для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга.
То есть получается что Компаниям, которым необходимо приобрести новые ТРУ в связи с производственной необходимостью, ранее не закупавшиеся, приходится указывать технические характеристики в конкурсной документации без права указания товарных знаков, фирменных наименований, моделей ТРУ и т.д.
2. ПРИМЕРЫ
В департаментах по информационным технологиям (далее - ИТ) нефтяных Компаний проводятся закупки серверного, сетевого оборудования, программного обеспечения, сервисных услуг и т.д. Технической группой отдела ИТ принимаются решения о приобретении коммутатора определенного производителя и определенной модели, но так как Правилами запрещено ссылаться на производителя и модель, то приходится подавать технические характеристики соответствующие определенной модели, вплоть до размеров и веса. Существует множество сходств в технических характеристиках разных производителей оборудования, следовательно есть риск получить оборудование соответствующие по требуемым характеристикам, но по качеству отличающихся. Все мы должны понимать что один и тот же тип оборудования производят множество различных производителей, некоторые из таких производителей зарекомендовали себя уже на протяжении многих лет по качеству и по надежности. Разумеется серьезной Компании не хочется в последствии сталкиваться с проблемами из-за некачественной сборки или более дешевых составных материалов. Нужно отметить что ИТ оборудование производится за рубежом.
Возможность указывания модели, производителя и т.д., закупаемого ТРУ весьма важно, так как указав только технические характеристики, то даже сами поставщики в недоумении связываются с недропользователями и запрашивают у них конкретизировать, что конкретно они хотят, то есть назвать модель и производителя.
Более сложная ситуация связана с приобретением программного обеспечения (далее - ПО). К примеру закупается геодезическое ПО, здесь также существует множество производителей и версий данного ПО. Штат геологов выбрали определенного производителя и версию, так как во-первых, проводилось обучение и во-вторых имеется опыт и навыки работе в данной программе. Указав только технические характеристики в конкурсной документации, есть риск получить совершенно иное ПО, но с такими же характеристиками. К примеру данный текст я печатаю в редакторе Word Компании Microsoft, но есть множество таких же редакторов с такими же функциями и такими же характеристиками, но других производителей, мне бы понадобилось время, чтобы освоить новую среду, а возможно некоторые необходимые мне для работы функции были бы не доступны, так как они запатентованы Microsoft.
Я не указываю примеров связанных непосредственно с нефтяным оборудованием, так как являюсь специалистом отдела ИТ, но работаю в нефтяной Компании. Я думаю, что и технические департаменты также встречаются с такими проблемами.
В части ИТ на территории РК оборудование одного и того же производителя поставляют все Компании занимающиеся поставками ТРУ для ИТ сферы, следовательно выбрав определенного производителя и определенную модель мы не ущемляет права поставщиков.
В данных Правилах также существует противоречие по приобретению ТРУ, которые не производятся в Казахстане и не имеют официальных дилеров. К примеру одна из геодезических программ, которая производится и продается только за рубежом. И если производитель является объектом интеллектуальной собственности, то соответственно мы можем закупить как с одного источник, но для этого необходимо, чтобы Компания за рубежом получила ЭЦП (электронно-цифровую подпись) и прошла регистрацию в реестре, чего сделать сложно или даже невозможно, так как данная Компания не является резидентом РК.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В связи с вышеизложенным материалом предлагаю рассмотреть поправки в приведенные Правила:
1. В конкурсной документации не допускается содержание указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность закупаемого ТРУ отдельному потенциальному поставщику и (или) производителю закупаемого товара, за исключением следующих случаев осуществления закупок при проведении операций по недропользованию:
1) для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования;
2) для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга.
3) для ТРУ не производимых на территории РК, но реализуемых местными Компаниями поставщиками.