О необходимости принятия закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности»

Доктор права (P.hD)

I. Название законопроекта Республики Казахстан

«О коммерциализации результатов научно-технической деятельности»

II. Краткая характеристика проблемы

В Республике Казахстан в отличие от технологически развитых стран высокая доля государственного сектора исследований и разработок, отсутствий наукоемких частных компаний, очень медленное развитие бизнеса, основанного на инновациях. Большая часть научно-исследовательских институтов в Казахстане – это государственные учреждения, что в свою очередь несут в себе проблему коммерциализации технологий. В итоге огромное количество технологий остаются невостребованными, НИИ и ученые ограничены в реализации своих разработок, что ограничивает их в возможности получать дополнительные доходы и все их внимание устремлено на получение государственного финансирования. Бизнес и наука отделены друг от друга, нет взаимодействия, нет совместных проектов, сотрудничества.

Действующее законодательство Республики Казахстан регулирует интеллектуальную собственность, сложилась устойчивая система ее охраны и защиты, но при всем при этом, необходимо как можно быстрее принять Закон Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности», который бы решил проблему коммерциализации технологий с непосредственным участием государственных научных организаций, обеспечивая механизмы коммерческого трансфера и взаимодействия с предпринимательским сектором.

С данной проблемой сталкивается не только Казахстан, но и многие другие страны, к примеру Россия, многие европейские государства. Камнем преткновения до недавнего времени в частности в европейских странах являлось ограничение для государственных научных организаций по созданию дочерних компаний, на данный момент общей тенденцией в европейском законодательстве является создание норм права, которые стимулируют государственные научные организации к участию в создании старт ап компаний.

Создание старт ап компаний в Республике Казахстан является приоритетом на сегодняшний день, в связи с этим необходимо разработать правовые нормы, создающие стимулы для процесса коммерциализации и на стимулирование инновационной деятельности в Казахстане. Поэтому есть необходимость в подготовке законопроекта, который бы мог создать правовую основу для развития коммерциализации технологий в Республике Казахстан.

III. Цели и задачи законопроекта

Основная цель Закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности» - стимулировать коммерческое использование технологий и его коммерческий оборот.

Сфера применения Закона – результаты научно-технической деятельности, в том числе полученные за счет или с использованием бюджетных средств, старт ап, государственные частные партнерства в научно-технической сфере.

Задачи Законопроекта:

1. Определить коммерциализацию, как один из профилей деятельности государственных органов, НИИ и ВУЗов.

2. Определить инструменты коммерциализации РНТ и ИТД.

3. Определить механизмы коммерциализации результатов научной, научно-технической и интеллектуальной творческой деятельности.

4. Развитие инфраструктуры офисов коммерциализаций в ВУЗах, НИИ, в промышленных предприятиях.

5. Правила и формы созданий старт ап компаний.

6. Ввести в глоссарии законопроекта термины с определениями, которые используются на практике, к примеру, «коммерциализация результатов научной, научно-технической и интеллектуальной творческой деятельности», «субъекты коммерциализации», «объекты коммерциализации», «инновационная инфраструктура», «технологическая платформа», «старт ап компания» и другие.

Для решения указанных задач необходимо урегулировать следующие вопросы:

1. Формирование системы стимулов коммерциализации через закрепление доли прибыли между ученым, научно-исследовательским институтом, офисом коммерциализации или другими посредниками, содействующим коммерциализации.

Целесообразно в проекте Закона определить порядок заключения соответствующих лицензионных соглашений и разделения роялти.

Необходимо, чтобы в Законе было прописано жесткая пропорция распределения лицензионных платежей (роялти) между исследователями, НИИ (ВУЗами) и посредническими компаниями. Например, предписывает, что минимально авторское вознаграждение автора составляет - 30%. Принимая во внимание, что практика распределения роялти не развита в Казахстане, предлагается определить законодательные рамки для выплат роялти при условии сохранении гибкости системы распределения роялти.

Таким образом, предлагается определить в Законе следующий механизм: применяется схема не менее 30% (ученому) на (НИИ, ВУЗ), а доля посреднической организации на содержании определяется на основе договора, но не менее 15%.

2. Разработка условий участия НИИ и ВУЗов в капитале старт ап компаний, имеющих особый статус (например, при регистрации, в выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет).

Старт ап компаний является важнейшим каналом коммерциализации технологий.

Бизнес тесно связанный с научными исследованиями или основанные учеными, имеют важное значение в инновационном процессе.

3. Создание правовой основы и определение статуса инфраструктурных организаций, которые действуют как агенты государства по реализации программ коммерциализации и оказание содействия участникам процесса коммерциализации.

Инфраструктурные организации – посредники (например, Центр коммерциализации технологии, офисы коммерциализации, бизнес инкубаторов, технопарков, технологических платформ и т.п.) играют ключевую роль при коммерциализации. По типу собственности посредники подразделяются на государственные (их деятельность финансируется государством полностью, например, ТОО «Центр коммерциализации технологий» при МОН РК), государственно-частные (их деятельность финансируется за счет долевого участия научно-исследовательского института/государства и частного партнера) и частные.

4. Определить механизмы коммерциализации результатов научной, научно-технической и интеллектуальной творческой деятельности:

1) Введение РНТ и ИТД в хозяйственный оборот путем оказания услуг на договорной основе физическим и юридическим лицам;

2) Заключении лицензионного договора и (или) договора о переходе исключительных прав на результат интеллектуальной творческой деятельности к другому лицу;

3) Создании юридического лица для практического применения (внедрения) РНТ и ИТД.

IV. Предмет регулирования законопроекта, предполагаемые правовые и социально-экономические последствия

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере коммерциализации технологий, включающие в себя правовое положение субъектов коммерциализаций технологий, организационные, экономические и социальные условия их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности субъектов, полномочия и ответственность органов управления и контроля, аудит.

V. Структура законопроекта

Предлагается ввести следующую структуру законопроекта:

Преамбула

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Субъекты коммерциализаций технологий

Глава 3. Объекты коммерциализаций технологий

Глава 4. Инструменты коммерциализации результатов научно-технической деятельности

Глава 5. Механизмы коммерциализации результатов научно-технической деятельности

Глава 6. Создание старт ап компаний

Глава 7. Ответственность субъектов коммерциализации технологий

Глава 8. Реорганизация и ликвидация субъектов коммерциализаций результатов научно-технической деятельности

В ходе разработки законопроекта наименования и порядок отдельных статей может изменяться.

VI. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие единого закона «О коммерциализации результатов научно-технической деятельности» позволит:

- устранить имеющиеся в действующих законах об интеллектуальной собственности противоречия, пробелы, дублирование норм;

- уточнить и сделать более благоприятными экономические условия деятельности субъектов коммерциализации технологий;

- совершенствовать работу органов управления и контроля субъектов коммерциализации технологий;

- совершенствовать порядок распределения финансового результата между участниками коммерциализаций технологий.

VII. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Поскольку одной из основных новаций законопроекта является предоставление субъектам коммерциализаций технологий правовой возможности распределять чистый доход среди своих членов в соответствии с долей их участия в его хозяйственной деятельности, оставаясь при этом в статусе коммерческой организации, потребуется внесение дополнения в Гражданский кодекс Республики Казахстан.

VIII. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Вопросы коммерциализации технологий регламентированы следующими законодательными актами Республики Казахстан:

1) Гражданский кодекс Республики Казахстан

2) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года

3) Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке»

4) Закон Республики Казахстан от 2 сентября 2011 года «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»

IX. Условия реализации законопроекта

Данный законопроект позволит расширить базу для согласования интересов государства (в лице министерств и ведомств), ученых и бизнеса. Однако подготовка законопроекта такого уровня – является достаточно сложной задачей.

Необходимо согласованная работа экспертов в данной области с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, ученых, НИИ, представителей бизнеса, иностранных инвесторов в сфере венчурного бизнеса, государства в лице уполномоченных органов как инициатора законопроекта с выделением бюджетных средств на разработку данного законопроекта.

X. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация указанного законопроекта не требует финансовых затрат из республиканского или местного бюджета.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления