Серьезным шагом интеграции является сближение нацзаконодательств стран ЕЭП на финрынке

Zakon.kz Zakon.kz
Об аспектах евразийской интеграции рассуждает Е.Б. Бакенов, директор департамента международной экономической интеграции, Министерство национальной экономики РК.
Главы Казахстана, Беларуси, и России в мае текущего года подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который выводит интеграционные процессы на качественно новый уровень. Огромный потенциал этого альянса очевиден и привлекателен даже из сухих цифр. 
ЕАЭС – это мировое лидерство по территории, восьмое место по численности населения, шестая по масштабам экономика с совокупным ВВП, достигающим почти 2,5 трлн. долларов. По оценкам специалистов к 2030 году вследствие интеграционных эффектов ожидается рост совокупного ВВП стран-членов ЕАЭС ещё на 1 трлн. долларов. 
Страны ЕАЭС владеют пятой частью мировых запасов газа и почти 15% залежей нефти. ЕАЭС обладает развитой промышленной базой, мощным кадровым, интеллектуальным и культурным потенциалом.

- Я абсолютно разделяю мнение ряда экспертов, что сегодняшние реалии ставят перед всеми нами новые цели и условия существования – развитие в рамках постоянно нарастающей внутренней и внешней конкуренции. С этой целью мы идем на поэтапное сближение и гармонизацию национальных правил в различных отраслях экономики.
В условиях глобальной нестабильности, также замедления темпов роста и возможной рецессии российской экономики нам крайне важны дополнительные инструменты решения этих сложностей, в том числе, увеличение объемов прямых иностранных инвестиций. Серьезным шагом на пути к интеграции является гармонизация и сближение национальных законодательств стран-участниц ЕЭП на финансовом рынке.

В итоге сильный финансовый рынок позволяет обеспечить внутреннее фондирование экономик наших стран. Это снизит зависимость от внешнего финансирования, уменьшит подверженность экономик стран-участниц ЕЭП внешним факторам. Конечно, это не означает закрытость финансового рынка. Более того, гармонизация законодательств стран-участниц не предполагает единую политику регулирования отношений с внешними игроками. В отличие от внешней торговой политики, которая едина в рамках ЕЭП, участники ЕЭП свободны в выработке внешней политики в отношении финансовых рынков. Поэтапная финансовая интеграция (без ущемления национальных рынков) позволит в конечном итоге более эффективно осуществлять трансформацию сбережений в инвестиции, расширить выбор доступных финансовых инструментов, снизить транзакционные издержки и, что самое главное, общий финансовый рынок будет более устойчив к финансовым рискам в силу большей глубины и ликвидности.

Еще одним важным аспектом интеграции является либерализация рынка труда ЕАЭС. Очевидно, что для качественного индустриального рывка мы обязаны привлекать и уже привлекаем профильных специалистов в новые для нашей экономики отрасли (автомобилестроение, фармацевтика и т.д.) В области трудовой миграции – достигнуты договоренности, в соответствии с которыми граждане стран Союза имеют право на труд в любом государстве Евразийского экономического союза. При этом гражданам не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Важное значение для формирования в перспективе общего рынка труда имеет норма по социальному страхованию трудящихся государств-членов, которое осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. То есть, к примеру, казахстанец, работающий в Минске или Санкт-Петербурге, имеет те же права на медицинское обслуживание, устройство детей в школу или детсад, что и жители Беларуси или России. Также значима реализация достигнутых договоренностей по налогообложению доходов физических лиц. В частности, в проект Договора о Союзе заложена правовая норма, в соответствии с которой будут предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц-граждан стран ЕАЭС с первых дней работы по найму, а не по прошествии 183 дней.

Структура современной экономики отличается значительной долей услуг в ВВП. Не исключение и Казахстан. В этой связи построение жизнеспособного экономического союза требует значительной либерализации рынка услуг.

ЕЭК и национальные правительства работают над формированием единого рынка услуг в отдельных секторах, который предполагает взаимное признание лицензий, разрешений на осуществление предпринимательской деятельности, возможность осуществления этой деятельности без дополнительного учреждения в качестве юридического лица, предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования без изъятий. Кроме того, единый рынок услуг предусматривает взаимное признание Сторонами квалификаций персонала поставщика услуг, гарантирование права получателей услуг.

Оборот взаимной торговли товарами стран «тройки» по итогам 2013 г. снизился на 5,5 процентов, при этом, внешнеторговый оборот ЕЭП сократился на 0,7 процента. Однако общие цифры не позволяют корректно оценивать тенденции. Необходимо отделять общий товарооборот от торговли товарами ТЭК. Во-первых, конъюнктура на эти товары крайне изменчива, во-вторых, эти товары выведены за евразийские нормативные контуры, их оборот регулируется в ручном режиме в двустороннем формате.

Ухудшение динамики взаимной торговли обусловлено еще и рядом внутри-евразийских факторов, прежде всего, исчерпанием так называемых среднесрочных эффектов интеграции, которые наблюдаются непосредственно после формирования интеграции. Мы наблюдаем выход объемов взаимной торговли на новый уровень, но не меняются качественные характеристики ее роста в долгосрочной перспективе. Действие среднесрочных эффектов основано на преимуществах доступа партнеров на рынки. В то время как долгосрочные эффекты обусловлены повышением емкости объединенного рынка за счет изменения структуры экономики.

Для евразийского интеграционного альянса освоение собственного рынка за счет повышения конкурентоспособности производителей трех стран является задачей-минимумом. Приоритет же - укрепление позиций на внешнем рынке. Конкуренция между юрисдикциями только усиливается, и это замечательно! Это стимулирует всех участников применять у себя лучшие административные практики. Сейчас активизируется процесс создания новых предприятий. Бизнес уже выбирает, где ему выгодней зарегистрировать свое предприятие с точки зрения налогов, административного давления и так далее. Здесь очевидно сильны позиции Казахстана, нашей юрисдикцией активно пользуются российские и белорусские предприниматели, что уже вызывает вопросы у наших евразийских коллег. Учитывая емкость общего рынка и наиболее благоприятную национальную юрисдикцию Казахстана, мы постепенно становимся узнаваемыми и привлекательными для зарубежных инвесторов.

Современный этап развития мировой экономики упорно доказывает, что инновационный путь является гарантией устойчивого экономического роста любого государства. Внедрение современных технологий, создание производств с высокой добавленной стоимостью способствуют повышению конкурентоспособности национальных экономик, продвижению товаров на зарубежные рынки.

Конкурентоспособность высокоразвитых стран основана, преимущественно, на технологических мощностях. Сегодня в этих государствах наблюдается опережающий рост рынка интеллектуальной собственности по сравнению с ростом ВВП. В частности, по оценкам экспертов, в странах с высоким уровнем доходов на душу населения по классификации Всемирного банка, к которым относится США, Германия, Япония и др., за 10 лет доходы от экспорта интеллектуальной собственности увеличились в 3,1 раза при росте ВВП в 2,1 раза.

Построение «экономики знаний», глобализация рынков, усиливающаяся конкуренция в производстве высокотехнологичных товаров стали ключевыми факторами, обусловливающими необходимость активизации интеграционного сотрудничества государств ЕАЭС. В этом плане всем участникам интеграции еще многое предстоит сделать.

Решение задачи по модернизации и диверсификации экономики Казахстана с серьезной долей МСБ во внутреннем валовом продукте страны во многом становится возможной и взаимосвязанной благодаря активизации интеграционного сотрудничества республики с коллегами по ЕАЭС. Совершенно очевидно, что региональная интеграция становится важным фактором устойчивого развития государства. И ей сегодня нет альтернативы.

Е.Б. Бакенов


Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления