Лента новостей
0

Как решить проблему самозанятых в Казахстане?

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2014 22:21 Фото: zakon.kz
Студент
1. Введение: а как все начиналось?

Первые упоминания о понятии самозанятости относятся к временам перестройки. Именно в это время реструктуризация промышленности и быстрый рост темпов безработицы вынудили людей искать альтернативные способы обеспечения своего существования. К сожалению, в то далекое время явление самозанятости не признавалось законодательно, а порою и уголовно преследовалось.

Наступление эры рыночной экономики стало катализатором развития данного явления. Уже сегодня это не только способ заработать на кусок хлеба, но и стремление к самостоятельности, полная и эффективная реализация рабочей силы, возможность реализовать предпринимательский и творческий потенциал. Казалось бы, долгие годы существования самозанятости должны были сформировать соответствующую базу знаний о самозанятых, их структуре, составе и статистических данных, а также рычагах контроля и регламента их деятельности. Однако сегодняшние реалии показывают, что отечественные научные и законодательные источники не могут дать даже полного и однозначного толкования термина самозанятости. Животрепещущими и малоизученными остаются вопросы о формах самозанятости, ее особенностях становления и существования, методологической базы регулирования. На мой взгляд, неведение порождает страх и негативную оценку данного феномена, и восприятие его как проблемы. Кроме того, «доминируют уже готовые стереотипы общественного мнения, которые исходят из того, что наличие большого числа самозанятых – в целом это показатель неразвитости социально-экономической системы государства. Более того, все самозанятые автоматически зачисляются в социально уязвимые слои населения» [1].

Свое эссе я попыталась отразить в форме проекта с детальным и пошаговым описанием идеи, истории, основных терминов, рассмотрения примеров из других стран и путей решения обозначенной проблемы. На мой взгляд, такой подход помогает детально рассмотреть ядро проблемы со всех сторон и рационально разработать стратегию по ее ликвидированию. В нашем случае же, успешно применить концепцию о самозанятых на практике в Казахстане.

Итак, приступим!

2. Самозанятые: понятие и сущность

Прежде чем говорить о проблеме самозанятых, необходимо обозначить: Кто такие самозанятые? Какое место они занимают? Какое будущее они могут иметь в нашей стране?

Думаю для начала необходимо четко дефинировать, а кто относится к данной категории? На сегодняшний день понятие «самозанятые» трактуется в различных источниках неоднозначно. Так, например, в законе Республики Казахстан (РК) №149-II «О занятости населения» от 23 января 2001 года изменениями и дополнениямипо состоянию на 07.11.2014 г.) говорится, что «самостоятельно занятые - физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников»[2]. В рамках программы «Занятость-2020» Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан дало свое разъяснение к термину «самозанятость», а именно: "Самозанятость – это занятость, при которой размер вознаграждения напрямую зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг, где собственное потребление рассматривается как часть дохода»[3]. Если обратится к российским источникам, интересную версию предлагает российский автор популярного пособия «Рынок труда и доходы населения» Волгин Н. А., интерпретируя самозанятость как «форму экономической деятельности, когда сам человек находит для себя ее определенный вид, организует процесс труда, результаты которого обеспечивают его достойное существование»[4].

Перечень интерпретаций понятия можно продолжить и дальше. Но, на мой взгляд, проблема заключается в том, что в большинстве из них не упоминается, что самостоятельно занятое лицо не имет регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе, и соответственно не платит налогов. Как уже выше отмечалось, самозанятость возникла под воздействием ряда экономических и социальных факторов. Это неопровержимый факт, что в современных условиях наличие самозанятых в составе трудоспособного населения страны является неотъемлемым элементом функционирования рыночных отношений. Более того, нельзя не согласиться с мнением профессора Дуламбаевой Р. Т, которая считает, что «рыночная экономика выводит самозанятость на новый уровень товарного производства, использования наемной рабочей силы. Экономическая идеология рынка - переход каждого трудоспособного к самообеспечению и самозарабатыванию. Кроме того, рынок создает новые стимулы к труду через преобразование экономической действительности: создание института частной собственности, благоприятных условий для малого и среднего бизнеса»[5]

Итак, мы пришли к тому, что самозанятые в Казахстане – это лица, самотоятельно создающие и организующие свою деятельность. Давайте рассморим, кто может потенциально относится к этой категории:

Схема 1 Классификация статуса самозанятые

Согласно данным агентства по статистике, в Казахстане численность самозанятых составляет на 2012 год 2 млн. 693 тыс. 469 человек, или 32 % от трудоспособного населения, из них[6]:

-по территориальному признаку доминируют самозанятые, проживающие в сельской местности - 1 846 652 (68,6%), и соответственно, в городе «трудятся» - 846 817 (31,4% от общего числа);

-по уровню образованности: высшее и незаконченное высшее образование имеют 466 492 человека (17,3%), среднее профессиональное (специальное) – 763 960 человек (28,2%). Наибольшее число составляет население с основным, средним, общим и начальным образованием – 1 463 017 (54,5%);

-по сферам деятельности - 1 519 533 (56,4%) работают в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, 624 214 (23,2%) – в оптовой и розничной торговле, производят ремонт автомобилей, на транспорте заняты 174 705 (6,5%), в строительстве – 154 550 (5,7%), прочие виды услуг предоставляют 78 203 (2,9%).

К сожалению, приводимая статистика не учитывает еще два признака: гендерный и возрастной.

Так, к примеру, по состоянию на 2011 год из 2,7 миллиона самозанятого населения страны около 60 % составляли женщины[7]. Следующие статистические данные можно найти в республканских СМИ: «Лица в возрасте 35-54 года составляют 43,6% от общего числа самостоятельно занятого населения, молодежь в возрасте 15-28 лет – 27,4%»[8].

Но это только цифры... К большому сожалению, большинство самозанятых сегодня не готовы к официальному учету. Это и понятно, так как большиство из них может приносить деньги в казну в виде уплаты государственных налогов, при этом им не уделяется должное внимание на всех уровнях: консультативная, налоговая, образовательная и других видов поддержка. В большинстве постсоветских стран, для государства выгодно быстро перевести их в разряд учтенных, что автомотически вычеркивает их из списка безработных[9]. Я думаю, что к этому можно добавить и фобии самозанятых о ведении бесконечных бюрократических операций как отчетностей, адаптации к вновь создаваемым нормам и правилам ведения бизнеса, а самое главное потери и без того мизерного дохода. Одним словом, на сегодняшний день в этом поле складывается неблагополучная картинка. Давайте, разберем проблемы этого феномена!

3. Различия в восприятии понятия самозанятости

В процессе написания данного проекта, мною были проанализированы в основном работы отечественных и авторов. Я пришла к следующему мнению: проблема сосредотачивается в дифференцированном понимании понятия самозанятых.

Казахстан и наш ближайший сосед и геостратегический партнер - Россия, а также другие страны постсоветского пространства, воспринимают наличие самозанятых в структуре рынка труда как проблему, требующую безотлагательного решения. Государство видит в «независимых» предпринимателях угрозу социально-экономической устойчивости. Эту позицию можно понять, т.к. любые потери в своем бизнесе могут привести к социальной дестабилизации, а это вполне возможно, т.к. большинство из них располагают бизнесом с невысоким доходом.

Что касается отношения казахстанцев к самозанятым, то нужно отметить, что общество делится на два лагеря, бурно полемизирующих на злободневную тему. Некоторые считают, что самозанятые наиболее работоспособная и инициативная часть казахстанского общества. Так, госпожа Жусупова А., казахстанский социолог, автор фундаментального исследования, посвященного феномену самозанятости в Казахстане; утверждает, что "эти люди кормят не только себя, но и своих детей, стариков, еще и армию чиновников. Благодаря им в обществе сохраняется и политическая и социальная стабильность, так как они сами находят себе дело, не жалуются и не предъявляют претензий государству»[10] Другие напротив выступают за искоренение данного явления, опасаясь, что это маргинальная часть населения будет потенциально опасна и вполне может быть использована в различных антисоциальных действиях[11].

Если мы обратимся к зарубежным странам, то увидим позитивное отношение к этой категории населения, представляемой как один из мощнейщих инструментом в борьбе с безработицей. Можно привести пару примеров из статей, которые были мною проанализированы: оказание индивидуальных деловых и социальных услуг, программирование, посредничество, розничная продажа, риэлтерская деятельность, маркетинговые исследования, независимое консультирование, рекламирование и др. При этом выбор специализации для индивидуальных предпринимателей и лиц свободных профессий варьируется до 400 видов, как, к примеру, предлагает Кентский Университет в Великобритании[12]. Будучи собственником бизнеса, самозанятый не является чьим-либо наёмным работником, фактически, он представляет собой индивидуальное предприятие (далее - ИП). На мой взгляд, и как показывает зарубежный опыт, такой предприниматель может оказывать платные услуги как государственным, так и частным организациям по широкому кругу вопросов, позже может устроиться в эти организации, что является еще одним методом борьбы с безработицей. Считаю целесообразноым, рассмотреть опыт зарубежных стран, каким образом они пришли к такому пониманию, принятию и развитию обсуждаемого феномена.

4. Опыт зарубежных стран

Итак, возникновение самозанятости в Европе берет свое начало с 1970 – х годов, когда происходила реструктуризация промышленности, сопровождаемая потерей и сокращением рабочих мест, ухудшением социально-экономического климата[13]. Одним из эффективных инструментов становится вовлечение безработных в экономическую деятельность по средствам создания индивидуальных рабочих мест. По мнению автора статьи «Проблемы самозанятости в Казахстане» С. Джумамбаева«это позволяет многим странам во время циклических депрессий смягчить социальные последствия возрастающего уровня безработицы путём реализации ряда учебных предпринимательских программ, направленных на помощь безработным в создании собственных индивидуальных предприятий без наёмных работников»[14].

История показывает, что использование данного инструмента привело к разработке специальных программ развития самозанятости, которые были применены во многих странах Европы. Безусловно, что каждая страна, внедряющая подобные программы, адаптировала их под свои условия, поэтому в разных странах эти программы отличаются по своей структуре и используемым стратегиям. Но интересным фактом является то, что общее во всех европейских программах - это ориетация на определённые целевые группы безработных, если речь идет о разработке комплексных мер финансовой поддержки, повышении квалификации и обретении новых трудовых навыков, востребованных сегдня на рынке труда [15].

Так, впервые такую программу использовала у себя Франция, основной целью которой было получение базовых знаний и навыков, необходимых, для старта индивидуального предпринимательства. Позже, с 1980 года Франция приняла в качестве государственной программы «Безработные предприниматели», предусматривающая единовременную выплату пособия по безработице, сумма которой позволяла безработному сформировать первоначальный капитал, достаточный для создания нового индивидуального предприятия без наёмных работников[16]. Французская модель развития и поддержки самозанятости была ориентирована на лиц, получающих пособие по социальному страхованию и по безработице, на обездоленных людей и на отдельных индивидуумов, находящихся в поиске возможности для самостоятельной трудовой деятельности.

Второй страной, успешной использующей аналогичные программы стала Великобритания. Позже программы нашли свое практическое применение в 17 странах мира. На сегодня, в Германии Федеральное Агентство по трудоустройству предоставляет безработным, желающим открыть собственное дело, дотации. Например, дотация для получателей ALG (Arbeitslosengeld)[17]- пособия по безработице выплачивается на протяжении до 15 месяцев. При этом оно делится на два этапа: первые девять месяцев после открытия предприятия, учредитель получает ежемесячно дотацию в размере месячного пособия по безработице и ежемесячную полную сумму в размере 300 евро на социальное обеспечение. После этого, может начаться второй этап содействия, который длится шесть месяцев. В этот период выплачивается только паушальная сумма в размере 300 евро для социальных выплат. Перед началом второго этапа содействия основатели должны подтвердить их хозяйственную деятельность и предпринимательскую активность. Для подготовки всех желающих к созданию своего собственного бизнеса проводятся обучающие семинары, на которых участникам дают базовые знания и первоначальную информацию, необходимую для начала работы предприятия. Чтобы участвовать в такой программе, учредитель должен представить заключение эксперта, в котором содержится информация об устойчивости проекта на начальном этапе. Подобного характера заключения могут выдавать, например, торгово-промышленная палата, ремесленная палата, кредитные институты, налоговые консультанты[18].

Мы видим, что в передовых странах мира этот феномен, в первую очередь, использовали для борьбы с безработицей. На сегодняшний день, это категория населения, которая полностью интегрирована в общество, являясь его не потенциальной проблемой или бомбой замедленного действия, а вполне самостоятельной и уверенно шагающей в будущее частью среднего европейского класса. А почему бы и у нас не поменять отношение к самозанятым и из проблемы сделать выгоду?

5. Пути решения проблемы самозанятых в Казахстане

Рассмотрев понятия и принятия термина "самозанятых" и изучив зарубежный опыт в этом поле, я хотела представить Вашему вниманию мои предложение по улучшению положения самозанятых в нашей стране:

1.В первую очередь, нужно избавиться от негативного ореола понятия самозанятости. Далее, необходимо расширить существующе рамки понятия самозанятых и соотвествующе оформить это на законодательном уровне, а также необходимо учесть в данном понятии деление на ранее приводимые группы.

2.Считаю должным оказание профессиональной юридической и консультативной поддержки как постоянной формы работы государства/гражданского общества в лице НПО совместно центрами обслуживания предпринимателей (ЦОП), повышая их мотивацию к реализации государственных программ и популяризируя последних.

3.Особенным считаю, создание при ЦОН учебных центров, призванных проводить обучение основам предпринимательской деятельности; а также курсы повышения квалификации, и переквалификации на бесплатной основе. Возможно введение также тестирования на наличие и объективную оценку предпринимательских качеств. (При этом оплата за проезд до учебных центров должна производиться из бюджетных средств, также представителям сельской местности при возможности должны быть выделены места в общежитии).

4.Выплата дотаций лицам, прошедшим соответствующие курсы или семинары, отрывающим небольшой бизнес. Дотации должны быть направлены исключительно на реализацию бизнес – проектов. Так, на основе полученных знаний, самозанятые должны разработать бизнес-план или проект, предоставить его для получения оценки и заключения экспертов о его жизнеспособности. В случае получения положительного ответа, участник программы подает заявку на получение дотаций.

Срок выплаты дотаций должен быть не менее 18 месяцев и делиться на два периода: в первые 12 месяцев после открытия предприятия выплачиваются дотации в размере 3 минимальных заработных плат, а также пособие на социальное обеспечение (питание, проживание, проезд и т.д.) в размере 1 прожиточного минимума; следующие 6 месяцев выплачивается только пособие на социальное обеспечение. По истечении первого периода участник программы должен потвердеть предпринимательскую деятельность.

5.Придание статуса юридического лица индивидуальным предпринимателям, использующим наемный труд, что позволит отграничить самозанятое население от предпринимателей, а последним откроет возможности к кредитованию и будет гарантом социальной защищенности наемных работников.

6.Проведение ярмарок вакансий в высших учебных заведениях с привлечением различных предприятий, для трудоустройства или прохождения оплачиваемой практики молодыми специалистами с целью приобретения драгоценного первоначального трудового опыта. К сожалению, на сегодня мероприятия подобного рода носят исключительно формальный характер, а ведь молодежь – это будущее нашей страны.

7. Предлагаю, лицам вновь открывающим собственное предприятие, в том числе безработным, компенсировать полностью или частично затраты, связанные с оформлением документов для государственной регистрации в форме индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, юридические и нотариальные услуги, оплата государственной пошлины и прочие.

8.Считаю целесообразным, предоставление налоговых льгот новым предпринимателям в течение первых двух лет работы, способствующих мотивированию последних к легализации.

9.Предлагаю проведение пилотных проектов экспериментальным путем на примере одного из региона Казахстана. В случае получения положительных результатов применять перечисленные мероприятия во всех областях Казахстана.

Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что самозанятость очень сложный и живой организм. Решение ряда вопросов в данном аспекте нужно осуществлять планомерно, пусть даже методом проб и ошибок, разработав для начала прочную теоритическую базу. Полученные знания должны проверяться эмпирическим путем и затем корректироваться.

Самым важным является то, что государство, осуществляя те или иные преобразования, в первую очередь должно думать о самозанятых, стремиться завоевать их доверие, подлинно заботиться об их интересах, желаниях и проблемах, т. к. это наши граждане, и тогда, я думаю, успех будет на нашей стороне!


[1]Жусупова А. Феномен самозанятости в Казахстане как отражение специфики социально-экономического развития. Алматы, 2013 год

[4] «Рынок труда и доходы населения» учебное пособие под общей редакцией д.э.н., профессора Н.А. Волгина. М.: 1999 год.

[5]Самозанятость как новое направление занятости в Республике Казахстан).

https://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Economics/10_140920.doc.htm

[6]Жусупова А. Феномен самозанятости в Казахстане как отражение специфики социально-экономического развития. Алматы, 2013 год

[10]Жусупова А. Феномен самозанятости в Казахстане как отражение специфики социально-экономического развития. Алматы, 2013 год

[11]Сатпаев Д. Самозанятые: вне игры. https://www.avestnik.kz/?p=22774

[14]Проблемы самозанятости в Казахстане. Еженедельник «Деловая неделя», №26,

15. 06. 2011 года.

 

[17]пособие по безработице

[18][18]Проблемы самозанятости в Казахстане. Еженедельник «Деловая неделя», №26,

15. 06. 2011 года.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: