Развитие электронной коммерции в Центральной Азии

В 2015 году в Центральной Азии произошли важные изменения во внешних условиях для трансграничной электронной коммерции: вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) повысит прозрачность коммерции, в то время как членство Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе расширит потребительскую базу, сообщает Кursiv.kz .

Почему электронная коммерция?

По двум причинам. Во-первых, электронная коммерция снижает стоимость расстояния. Центральная Азия является самым высоким по стоимости торговли регионом в мире: огромные расстояния от крупных рынков затрудняют поиск покупателей, замедляют доставку товаров и увеличивают экспортные цены. Во-вторых, электронная коммерция может помочь вовлечь население, традиционно недостаточно представленное на экспортных рынках, включая представительниц женского пола, малые предприятия и сельских предпринимателей.

Среди стран Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) Китайская Народная Республика (КНР) выделяется показателями в области электронной коммерции. Согласно оценкам в 2015 году в КНР было 700 миллионов пользователей, что вдвое больше, чем в США и Японии вместе взятых. Ожидается, что к 2018 году КНР станет драйвером потоков глобальной электронной коммерции. Но насколько готовы остальные страны ЦАРЭС к использованию электронной коммерции?

Несмотря на наличие инфраструктуры, использование в бизнес-целях низкое

Для процветания бизнеса в интернете обязателен доступ к высокоскоростному интернету. В большинстве стран ЦАРЭС широкополосный доступ к интернету имеется, и в некоторых случаях интернет-инфраструктура способствовала высокому росту индивидуальных интернет пользователей в городской и сельской местности. Однако использование в бизнес-целях демонстрирует низкие показатели в сравнении с другими регионами Азии.

Несмотря на низкие показатели, есть примеры предпринятых частным сектором серьезных усилий по использованию электронной коммерции для стимулирования роста. Это казахстанский провайдер В2С www.chocolife.me и киргизский сайт электронной коммерции http://www.prodsklad.kg/, являющийся провайдером В2В по продаже сельскохозяйственной продукции для ресторанов и отелей. Оплата наличными при доставке остается распространенным методом оплаты из-за ограниченного использования кредитных карт и опасений по поводу конфиденциальности данных.

Киберзаконодательство прогрессирует на двух скоростях в регионе

Электронной коммерции необходима надежная нормативно-правовая база в целях защиты, как покупателей, так и продавцов. Данные свидетельствуют о том, что страны ЦАРЭС продвигаются в этом вопросе с разной скоростью.

Первая группа стран, включающая Азербайджан, КНР, Казахстан и Пакистан, имеют полное правовое обеспечение борьбы с киберпреступностью, и почти у всех есть законы о защите данных и конфиденциальности. У второй группы имеются законы в двух или нескольких областях. Из четырех основных законодательных сфер во всех странах, как минимум, есть законопроект об электронных транзакциях.

http://kursiv.kz/thumb/post_intext_1453436146pu.bmp

Законодательство имеет важнейшее значение для укрепления доверия в странах, где электронная коммерция является новой. В Туркменистане и Кыргызской Республике государственные служащие сообщают, что доверие потребителей остается низким, что ограничивает темпы роста электронной коммерции. В Азербайджане напротив общественное доверие к электронной коммерции выросло с 2009 года. Принятие законодательных актов по информационной безопасности и связанным с этим вопросам является важнейшим фактором, способствующим росту доверия потребителей. Для Таджикистана процесс присоединения к ВТО также стал драйвером повышения юридической прозрачности, что способствовало развитию электронной коммерции.

Цель трансграничной электронной коммерции - соседи

Электронная коммерция в рамках ЦАРЭС в основном является внутренней и городской, но все больше страны создают структуры, необходимые для облегчения трансграничных покупок. Многие страны ЦАРЭС направляют усилия в сфере электронной коммерции на своих непосредственных соседей. Афганистан смотрит в сторону Индии. Казахстан планирует использовать инициативу «Коридор Алматы-Бишкек» (ИКАБ) для расширения электронной торговли с Кыргызской Республикой. В свою очередь Кыргызская Республика надеется, что ИКАБ сможет помочь им извлечь пользу из членства в Евразийском экономическом союзе, а также от вступления Казахстана в ВТО.

Ускоренные потоки посылок создают проблемы для таможни

Трансграничная электронная коммерция приводит к увеличению частоты потоков небольших посылок, что положительно влияет на объем торговли. Но таможенные чиновники в Центральной Азии отмечают три неожиданные проблемы.

1. Как справиться с объемом потоков. Таможенные органы Узбекистана и других стран были завалены большими партиями небольших грузов с использованием бумажных таможенных систем. Установка системы «единого окна» сможет решить эту проблему. В Азербайджане создана национальное система «единого окна»; Казахстан, Таджикистан, Кыргызская Республика и Узбекистан развивают свои; а Афганистан, Казахстан и Туркменистан внедряют системы ASYCUDA ЮНКТАД для автоматизации таможни.

2. Неопределенность в оценке риска для небольших посылок. Увеличение объемов импорта также создает проблемы в оценке рисков, и не всегда понятно, как применять новые глобальные правила по антитерроризму и борьбе с отмыванием денег к мелким посылкам.

3. Путаница в том, как оценивать пошлины. При оценке таможенных пошлин на основе метода доставки посылок, а не природе товара, традиционные почтовые услуги извлекают выгоду из преференций, закрепленных в старых международных соглашениях, что не характерно для товаров, доставляемых экспресс-службами.

Что же дальше?

В странах ЦАРЭС наблюдается прогресс в создании условий для развития электронной коммерции. С развитием автоматизации инфраструктура распространяется в сельскую местность, а между тем как региональное сотрудничество способствует трансграничному обмену мы можем ожидать развития частного сектора.

Появляются новые направления электронной коммерции, которые могут особенно подойти для условий Центральной Азии. Онлайн-торговля в животноводстве, например, могла бы удовлетворить потребности сельских торговцев. Одним из примеров является сайт www.farmia.co, который сводит продавцов и покупателей в Сербии. Вывод традиционных сфер торговли в интернет также открывает возможности для создания рабочих мест в секторе услуг, таких как транспортные решения и платежные системы, которые вкупе могут помочь странам активнее использовать региональные соглашения, которые в быстром темпе переходят в онлайн режим в регионе ЦАРЭС.


22 января 2016, 15:15
Источник, интернет-ресурс: Деловой еженедельник «КУРСИВъ»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript