Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 5 января 2016 года № 20-11/5112 «О сложившейся ситуации по государственному долгу РК»
Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 5 января 2016 года № 20-11/5112
Депутатам
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
Сабильянову Н.С.
Базарбаеву А.Е.
Исимбаевой Г.И.
Киянскому В.В.
Оксикбаеву О.Н.
Сейтмаганбетовой Г.С.
На № ДС-155 от 10.12.2015 г.
Уважаемые депутаты!
На Ваш депутатский запрос о государственном долге Республики Казахстан сообщаю следующее.
1. О проведении мониторинга каждого полученного государством займа на предмет эффективности от его использования, возвратности с целью последующего ограничения объемов внешних заимствований
Государственный долг Казахстана на протяжении последних лет находится на безопасном уровне и не выходит за пределы, превышение которых создало бы угрозу развитию страны.
Контроль за ходом реализации и освоения государственных внешних займов осуществляется Министерством финансов на основе представленной центральными исполнительными органами, ответственными за реализацию проектов, финансируемых из средств государственных внешних займов, отчетности согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 2000 года № 616 «О предоставлении отчетности по государственным внешним займам».
Кроме того, Министерство финансов в целях определения эффективности мер по обеспечению результативности и эффективности использования бюджетных средств осуществляет оценку эффективности управления бюджетными средствами в соответствии с п. 4.3 Указа Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 «О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы».
Счетный комитет согласно статье 12 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле» осуществляет аудит эффективности:
-формирования и управления государственным и гарантированным государством долгом, а также долгом по поручительствам государства;
-использования связанных грантов, бюджетных инвестиций, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, и активов государства.
Уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту (Комитет финансового контроля) осуществляет аудит соответствия использования средств республиканского и местных бюджетов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, активов государства, соблюдения условий и процедур предоставления, использования государственных займов.
7 апреля 2015 года вопрос освоения средств займов и софинансирования из республиканского бюджета был рассмотрен на заседании Правительства. 8 соответствии с поручениями Правительства Министерством финансов совместно с заинтересованными государственными органами осуществляются меры по проведению тщательного мониторинга и контроля за освоением средств займов и софинансирования средств из республиканского бюджета.
2. О досрочном погашении ранее полученных государством займов, исходя из возможностей бюджета, в целях снижения нагрузки на государственный бюджет в будущем
Согласно подпункту 1) пункта 4 статьи 104 Бюджетного кодекса остатки бюджетных средств на начало года могут использоваться посредством корректировки бюджета на обслуживание и погашение основного долга по полученным займам.
Так, в период с 2004 по 2007 годы в условиях благоприятной экономической ситуации и наличии остатков бюджетных средств на начало года, в рамках активного управления правительственным долгом осуществлялось досрочное погашение дорогих в обслуживании внешних правительственных займов. В результате снизился размер внешнего долга, соответственно, и его доля в структуре правительственного долга.
Таким образом, в настоящее время долговая нагрузка находится в пределах нормы, поэтому досрочное погашение долга по внешним займам возможно при наличии профицита бюджета и остатков бюджетных средств на начало года.
3. Об усилении контроля за субъектами квазигосударственного сектора по погашению имеющихся у них займов и обязательств за счет собственных средств этих компаний в установленный срок, в том числе в случае их приватизации и преобразовании, не перекладывая погашения их займов на государственный бюджет
В Правилах разработки, утверждения планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также мониторинга и оценки их реализации, утвержденных приказом Министра национальной экономики от 27 февраля 2015 года № 149, предусмотрен мониторинг долга и долговая нагрузка национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 3 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах», общество обладает имуществом, обособленным от имущества своих акционеров, и не отвечает по их обязательствам.
Таким образом, общество владеет обособленным имуществом от своих акционеров и каждый сам отвечает по своим обязательствам.
Средства от продажи объектов национальных компаний и национальных холдингов будут направлены на снижение долговой нагрузки холдингов и национальных компаний или изъяты в республиканский бюджет через выплату дивидендов по согласованию с Главой государства (данный вопрос рассмотрен на заседании Национальной комиссии по модернизации экономики 28 сентября 2015 года).
Кроме того, лимиты отдельных видов административных расходов национальных управляющих холдингов (за исключением АО «ФНБ «Самрук-Казына»), национальных холдингов и национальных компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, а также национальных компаний, которые входят в состав национальных управляющих холдингов (за исключением национальных компаний, которые входят в состав группы АО «ФНБ «Самрук-Казына»), национальных холдингов и механизм проведения их мониторинга определены постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 1266.
При этом согласно подпункту 27) пункта 3 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» утверждение отдельных видов нормативов и лимитов административных расходов АО «ФНБ «Самрук-Казына» по предложениям, вносимым Правительством Республики Казахстан, относится к исключительной компетенции Совета директоров АО «ФНБ «Самрук-Казына».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Оглашено 09.12.2015 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.
Депутатский запрос от 10 декабря 2015 года № ДЗ-155
«О сложившейся ситуации по государственному долгу РК»
Уважаемый Карим Кажимканович!
Поводом нашего обращения к Вам стала сложившаяся ситуация по государственному долгу Республики Казахстан.
Как Вы знаете, Глава государства Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» вторым направлением определил оптимизацию бюджетной политики по проверенному в условиях влияния глобального кризиса принципу «Жить по средствам».
Этот принцип относится и к работе Правительства, исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора. Поэтому необходимо уменьшить долю внешних обязательств государства, поскольку каждый полученный Правительством Республики Казахстан займ увеличивает нагрузку на бюджет. Более того, далеко не всегда такие займы берутся на неотложные, остро необходимые нужды, способствующие развитию экономики страны.
Так, в 2015 году Правительство Республики Казахстан заключило соглашения о займе на сумму 40,0 млн. долларов США на финансирование повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий (20.07.2015г.), на сумму 88 млн.долларов США - на проект стимулирования продуктивных инноваций (09.06.2015г.), на сумму 100 млн. долларов США - на проект по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест (20.07.2015г.). В основном эти займы будут использоваться на консультационные услуги, обучение, исследования и организационные расходы.
По состоянию на 2 декабря 2015 года государственный долг Казахстана составил 7 684,5 млрд.тенге, увеличившись с начала текущего года на 2 074,0 млрд.тенге. В общем объеме долг Правительства составил 7 628,7 млрд.тенге (в том числе внешний долг составил - 3 279,4 млрд.тенге, внутренний долг - 4 349,7 млрд.тенге). Для сравнения: на 1 января 2009 года государственный долг Казахстана составлял 1 330,4 млрд.тенге, в общем объеме долг Правительства составлял - 1 015,6 млрд.тенге (в том числе внешний долг - 195,4 млрд.тенге, внутренний долг - 820,2 млрд.тенге). То есть с 2009 года долг Правительства увеличился на 6 613,0 млрд.тенге, в том числе внешний долг - на 3084,0 млрд.тенге.
Увеличение государственного долга связано с изменением обменного курса тенге к доллару США, получением новых займов. Несомненно, это вызывает дополнительные затраты республиканского бюджета.
В республиканском бюджете на 2016 год на обслуживание правительственного долга уже предусмотрено 451,0 млрд.тенге.
Долг АО «ФНБ «Самрук Казына» на 30 сентября 2015 года составил 6 279,0 млрд.тенге (23,2 млрд.долларов США), по состоянию на 30 июня 2015 года займы и обязательства АО «НУХ «Казагро» составили - 463,0 млрд.тенге (2,5 млрд.долларов США), АО «НУХ «Байтерек» - 1 310,0 млрд.тенге (7,0 млрд.долларов США). В случае неплатежеспособности этих национальных компаний погашение долга, вероятнее всего, будет осуществляться за счет бюджета. В этой связи заработанные субъектами квазигосударственного сектора деньги должны направляться на погашение их займов, а не на разные бонусы, премии, административные и прочие расходы.
На основании изложенного, просим Вас рассмотреть следующие вопросы:
1.О проведении мониторинга каждого полученного государством займа на предмет эффективности от его использования, возвратности с целью последующего ограничения объемов внешних заимствований;
2.О досрочном погашении ранее полученных государством займов, исходя из возможностей бюджета, в целях снижения нагрузки на государственный бюджет в будущем;
3.Об усилении контроля за субъектами квазигосударственного сектора по погашению имеющихся у них займов и обязательств за счет собственных средств этих компаний в установленный срок, в том числе в случае их приватизации и преобразовании, не перекладывая погашение их займов на государственный бюджет.
С уважением,
Депутаты,
Члены фракции партии «Нұр Отан»
Н.Сабильянов А.Базарбаев
Г.Исимбаева В.Киянский
О.Оксикбаев Г.Сейтмаганбетова