Выступление Вице-министра финансов РК Бекетаева Р.Б. в Службе центральных коммуникаций (г. Астана, 3 июня 2016 года)
Выступление
Вице-министра финансов РК Бекетаева Р.Б. в Службе центральных коммуникаций
(г. Астана, 3 июня 2016 года)
Құрметті баспасөз өкілдері!
Ұлт жоспарының тоқсан үшінші қадамына сәйкес өткен жылы маңызды нормаларды қабылдау арқылы «Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау туралы» заңын іске асыруда жеткен нақты нәтижелерге тоқталып өтейін.
2015 жылғы 12 қарашадағы Заңмен біздің министрліктің Ішкі аудит комитеті қаржылық есептілік аудиті бойынша, аудит қызметін үйлестіруге қатысты, электронды аудит пен камералдық бақылауды қолдана отырып институционалды жаңа функциялармен нығайтылды.
Первое. 3 мая постановлением Правительства РК Комитет финансового контроля переименован в Комитет по внутреннему государственному аудиту. Это не просто изменение названия комитета, а реальная трансформация подходов и функционала Комитета.
Соответственно, чтобы подготовить кадровый состав Комитета Министерством финансов объявлен конкурс для выбора обучающей организации. Мы согласовали со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета единую программу обучения и основные подходы по дициплинам бухучет, аудит финотчетности, аудит соответствия и эффективности.
Аудит финотчетности по международной практике должны осуществлять сертифицированные аудиторы. Теперь после обучения все претенденты будут проходить сертификацию в Национальной комиссии при Счетном комитете.
Аудит финотчетности будет осуществляться по международным стандартам с учетом принципа существенности и применением выборки. Наша задача подготовиться начиная с местного бюджета к 2019 году к аудиту Счетного Комитета консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета. Аудит финотчетности будет осуществляться для отражения неучтенных активов и обязательств.
Сегодня метод начисления применяется только по расходам, поэтому мы подготовили Правила по учету поступлений, доходов бюджета,так как к 2019 году необходимо будет уже аудировать полноценный баланс.
Второе. Другое направление трансформации связано с использованием потенциала Служб внутреннего аудита. Выстроены принципы взаимодействия Служб внутреннего аудита и Комитета внутреннего государственного аудита, ориентированные на предупреждение нарушений с акцентом на помощь и профилактику. Ранее деятельность СВА зависила от понимания ее деятельности руководителем и носила разрозненный характер. Теперь же для СВА разработана типовая система управления рисков и Комитет по аудиту систематизирует наиболее часто повторяющиеся нарушения, направляет их службам во избежание их повторения в будущем для применения единообразных подходов.
Мы уже поменяли подходы госаудита через:
1) минимизацию выхода на объект с использованием аналитических процедур и информационных систем;
2) координацию деятельности СВА по поручениям для самоконтроля;
3) выработку единообразной практики применения законодательства;
4) изменение подходов в ключе не «наказать», а «дать рекомендации, предотвратить».
Третье. Этот механизм реализован через предусмотренное Законом создание Советов по аудиту и рискам во всех ЦГО и МИО - своеобразная площадка в соответствии с международными стандартами для предупреждения, имплементации положительной практики и обсуждение разногласий.
В рамках координации деятельности СВА на центральном уровне во всех госорганах уже созданы Советы. Систематическое обсуждение недочетов на Совете позволит предупредить нарушения и улучшить бизнес-процессы.
Мы сегодня работаем и с акиматами, обращая внимание на необходимость создания Советов. И что очень важно нужно доукомплектовать штат СВА, так как с 20 июня уже планируется обучение госаудиторов (на сегодня из 127 штатных единиц укомплектованы лишь 62, то есть 50%, по ЦГО из 182 укомплектованы на 161 единиц).
Со следующего года деятельность СВА будет оцениваться, и результаты оценки будут включены в отчет об исполнении бюджета.
Четвертое. Комитет внутреннего государственного аудита также меняет подходы в своей деятельности с констатации фактов нарушений на их предупреждение. По международным стандартам, мы будем стараться быть для объектов не противниками, пришедшими обязательно найти нарушения и наказать виновных, а своего рода помощниками, чтобы разобраться в ситуации и не допустить повторения неправомерных действий. Одним из таких элементов является камеральный контроль, о котором я расскажу позже.
Теперь, все аудиторские мероприятия спланированы на основе системы управления рисками для рассмотрения точечных вопросов.
Например, в текущем году только по одному профилю риска по государственным закупкам, который выявляет ориентированность под определенного поставщика установлено более 850 закупок 2015 года с нарушениями на сумму 61 млрд. тенге, по которым около 600 должностных лиц привлечены к ответственности. И все эти проверки осуществлялись без выхода на объект с использованием информсистем. К примеру, с начала года проведено 155 аудиторских мероприятий, что в 12 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1837).
Еще до вступления закона Комитет финансового контроля понимая необходимость изменения подходов по проведению контрольных мероприятий, направленных на профилактику совместно с Комитетом казначейства в пилотном режиме используя их электронную платежную систему предупредил необоснованное использование 2,7 млрд. тенге.
Используя данный положительный опыт мы ориентируем казначейство на проведение предаудита.
Пятое. Другим важным элементом Закона, направленным на предупреждение, является камеральный контроль.
Пока что мы реализуем его только в сфере госзакупок, но в последующем планируем его использовать по другим направлениям. Основные положительные особенности - дистанционное проведение, снижение административной нагрузки на объекты, возможность самостоятельного устранения и освобождение от штрафов.
Так, с начала 2016 года, камеральным контролем охвачено более 145 тысяч процедур госзакупок на сумму 1,2 трлн. тенге. Нарушения установлены (в каждой 5 госзакупке), на сумму 207 млрд. тенге.
На сегодняшний день нарушения устранены по 13 тысячам закупкам на сумму 174 млрд. тенге.
На данный момент, камеральный контроль уже осуществляется в «онлайн» режиме, т.е. сегодня проверяются и принимаются меры по госзакупкам проведенным накануне.
Следует отметить, что с начала проведения камерального контроля наблюдается снижение доли госзакупок с нарушениями с 32,% до 22%, что говорит о эффективности проведенной работы.
Камеральный контроль пока осуществляется по конкурсам и аукционам, при этом установлены два основных направления, а именно на этапе опубликования и на этапе подведения итогов.
В ходе проведения камерального контроля выделяются основные типы нарушений, связанные с установлением излишних требований, либо необоснованное отклонение и допуск потенциальных поставщиков.
Справочно:
№ |
Нарушение |
Доля, % |
1 |
Установление организатором/заказчиком в конкурсной/аукционной документации квалификационных требований и условий, не предусмотренных законодательством о государственных закупка |
70,0 |
2 |
Отклонение конкурсной/аукционной комиссией заявки на участие в конкурсе/аукционе потенциального поставщика |
16,0 |
3 |
Допуск конкурсной/аукционной комиссией заявки на участие в конкурсе/аукционе потенциального поставщика |
3,5 |
4 |
Осуществление государственных закупок отдельных видов товаров, работ, услуг среди иных потенциальных поставщиков в нарушение требований статьи 51 Закона |
3,0 |
5 |
Не разделение на лоты при проведении государственных закупок способом конкурса |
3,0 |
6 |
Неправомерное применение либо не применение конкурсной комиссией условных скидок к потенциальному поставщику |
2,5 |
7 |
другие |
2,0 |
Необходимо отметить, что камеральным контролем пресекаются нарушения, которые допускаются как по халатности и невнимательности исполнителей, так и, связанные с лоббированием определенных поставщиков.
Например, выявляются факты, когда заказчик требует обязательное наличие соответствующих параметров (материальных или трудовых ресурсов) точно подпадающих под определенного поставщика, что ущемляет права других поставщиков.
Другой пример, когда заказчики незаконно, по формальным основаниям, не допускают к участию в конкурсе так называемых «неугодных» поставщиков. Бывают случаи, когда определенного поставщика, не соответствующего требованиям, допускают к участию и признают победителем. Как правило, предлагаемые ценовые предложения последних гораздо выше других поставщиков.
Если сравнить результаты проверок законодательства о государственных закупках за четыре месяца прошлого и этого года, то выявленные нарушения превышают прошлогодний показатель в 3 раза - 49 млрд. тенге против 153 млрд. тенге, и охват конечно, выше - в прошлом году 42 тыс. закупок, в этом году 103 тыс. закупок. Нужно понимать, что в этом году все эти правонарушения уже предупреждены.
Даже поступающие жалобы на неправомерные действия организаторов, в целях исключения коррупционных проявлений, мы стараемся рассмотреть без выхода на объекты, путем анализа портала государственных закупок. Например, из поступивших в этом году 1 420 жалоб, рассмотрены дистанционно 1 062. За счет этого, только на командировочных расходах уже сэкономлено 62 млн. тенге.
На сегодняшний день камеральный контроль проводится с использованием единого веб портала электронных госзакупок, однако значительная часть процедур контроля осуществляется в ручном режиме. В целях исключения человеческого фактора, а также недопущения коррупционных рисков Министерством проводится работа по автоматизации процессов камерального контроля.
По его результатам будет совершенствоваться и веб портал электронных госзакупок. Так, по часто допускаемым нарушениям на програмном уровне будут установлены фильтры и форматно-логический контроль, которые не позволятдопускать нарушения на ранних стадиях, еще при вводе сведений в систему пользователем.
В наших планах внедрить функционал «электронного обжалования», с одновременным ведением Реестра жалоб, содержащего все сведения, начиная от поступления жалобы, заканчивая результаты его рассмотрения.
Кроме того, мы понимаем необходимость упрощения работы с порталом в части внедрения Реестра банковских гарантий и справок.
Другим важным аспектом Закона является то, что при своевременном исполнении уведомления, объектыв рамках камерального контроля освобождаются от адмответственности. В свою очередь, при неисполнении уведомлений применяются соответствующие меры воздействия. К примеру, за 4 месяца прошлого года за нарушения законодательства о государственных закупках были привлечены к ответственности около 700 человек, тогда как в этом году освобождено от ответственности 4,6 тысячи должностных лиц.
Комплексные меры о которых я вам ранее рассказал, включая принятие Закона «О государственных закупках» в новой редакции позволило в 5-раз увеличить среднее количество участников на один конкурс (с 1,2 до 5,6). Уже не единичные случаи, когда максимальное число участников, на один лот доходит до 50-ти.
Повысилась конкуренция, соответственно экономия увеличилась почти в 2-раза, и составила более 45 млрд. тенге. Хотелось обратить внимание предпринимателей через прессу, на то, что новые законыпозволяютоткрыто участвовать в обсуждении технической спецификации и просматривать заявки своих конкурентов, и комментировать их на сайте госзакупок. Поэтому призываю Вас к более активному участию в обсуждениях. Участвуйте в закупках и будьте уверены, что Комитет по внутреннему аудиту не оставит без внимания ни одного размещенного замечания
В завершение, хотел бы озвучить, что мировым сообществом дана высокая оценка проводимым в Казахстане реформам в сфере госзакупок. На ежегодном 12 - Всемирном Форуме по госзакупкам, проведенном в г. Астане 17-19 мая т.г. международные эксперты особенно отметили повышение прозрачности закупок, уровень автоматизации, эффективные механизмы мониторинга. Эксперты рекомендовали опыт организации закупок Казахстана для применения другими странами
Кроме того, Международное практикующее сообщество внутренних аудиторов на пленарном заседании в г. Праге также предложило распространить опыт Министерства финансов в части внедрения госаудита другим странам
Благодарю за внимание!