Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 26 октября 2016 года № 21-11/3008 «О необходимости пересмотра финансирования системы образования»

Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 26 октября 2016 года № 21-11/3008
 

На № ДЗ-107 от 22.09.2016 г.

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

 

Уважаемые депутаты!

 

На Ваш запрос сообщаем следующее.

В высокоразвитых странах доходы государственного бюджета в среднем составляют от 35-37% от ВВП (в англосаксонских странах), до 50-52% (в скандинавских странах), государственные социальные расходы составляют 32-44% от ВВП, в том числе на социальную защиту - 20-25%, на образование - 5-8%, на здравоохранение -8-10%.

Сравнение с финансовыми показателями зарубежных социальных моделей показывает, что в Казахстане доходы государственного бюджета в два раза ниже и составляют 14-15% от ВВП (или 10,3% в 2015 году).

Соотношение расходов, направляемых на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальная защита, культура, спорт), к общему объему расходов бюджета составляет 49,2%. Доля расходов системы образования в общем объеме расходов бюджета составляет 15,8%.

В целом, ежегодно увеличиваются расходы государственного бюджета на развитие системы образования. Так, если расходы государственного бюджета на образование в 2005 году составляли 261,2 млрд.тенге, то в 2015 году - 1 368,1 млрд.тенге, т.е. государственные инвестиции на образование за 10 лет увеличены в 5,2 раза. На сегодня госрасходы бюджета на образование составляют 1 653,3 млрд. тенге (3,7% от ВВП) или 4 592,5 млн. долларов с ростом по отношению к 2015 году на 20,8%.

Кроме того, в базу местных бюджетов переданы расходы на общую сумму 401,4 млрд. тенге, в том числе в 2017 году - 132,5 млрд. тенге, из которых наибольший объем - 97,3 млрд. тенге приходится на размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования.

По сведению Министерства образования и науки, для доведения финансирования системы образования до 6% от внутреннего валового продукта потребуется выделение из бюджета дополнительных средств: в 2017году -2903,5 млрд. тенге; в 2018году - 3101,4 млрд. тенге; в 2019году - 3316,8 млрд. тенге.

При сравнении объемов финансирования образования со странами ОЭСР необходимо учитывать налоговую нагрузку. К примеру, общая налоговая нагрузка во Франции составляет 62,7 %, в Казахстане- 15 %. Ставки КПН и НДС во Франции 38% и 19,6 %, в Казахстане - КПН20% и НДС 12%.

Между тем, такие индикаторы, как доля расходов на образование в ВВП, используемые международными организациями (МВФ, Всемирный Банк, ВОЗ, ОЭСР и др.), не имеют директивного характера и применяются для межстрановых сравнений. Принятие решений в сфере бюджетного планирования на их основе может привести к неадекватному и неэффективному расходованию бюджетных средств.

По мнению международных экспертов, более высокие государственные расходы на образование и здравоохранение могут улучшить результаты в этих сферах. Чрезмерные государственные расходы могут стать причиной значительного бюджетного дефицита, макроэкономической нестабильности и снижения темпов экономического роста, что может оказать негативное воздействие на показатели образования и здравоохранения.

В связи с этим для улучшения качества образования и здравоохранения необходимо найти правильное соотношение между расходами на такие услуги и поддержанием устойчивого состояния государственных финансов.

Механическое повышение уровня государственных расходов на социальные нужды может снизить эффективность проводимых реформ.

Основные механизмы по реализации 76 шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» предусмотрены в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы (далее - Госпрограмма), в том числе

финансовые ресурсы на реализацию мер по введению 12-летнего обучения (с учетом материально-технического оснащения школ, развития дополнительного образования и т.д.), внедрению подушевого финансирования при условии положительных результатов апробации, поэтапному переходу на обновленное содержание среднего образования и др.

Кроме того, Госпрограммой предусмотрены меры по развитию систем технического и профессионального, высшего и послевузовского образования, к примеру, внедрение бесплатного профессионально-технического образования для всех, которые в совокупности, также повлияют на увеличение расходов из государственного бюджета.

В целом, работа по обеспечению сбалансированности государственных финансов и стабильности социально-экономического развития проводится Правительством в соответствии с Концепцией новой бюджетной политики, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 июня 2013 года № 590. В этих целях в настоящее время решаются такие первоочередные задачи, как: концентрация бюджетных расходов на приоритетных направлениях

социально-экономического развития, повышение эффективности использования бюджетных средств и сокращение «бюджетного иждивенчества», поддержание государственного долга и долга квазигосударственного сектора на безопасном уровне, эффективное использование средств Национального фонда.

Премьер-Министр Республики Казахстан Б. Сагинтаев

 

Оглашен 21.09.2016г.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А

.

Депутатский запрос от 22 сентября 2016 года № ДЗ-107
«О необходимости пересмотра финансирования системы образования»

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович

 

Школа является системообразующим началом и основой государства. От того, какими будут наши дети, зависит будущее страны.

Глава государства, говоря о нестандартных и сильных ответах на вызовы нашей государственности, определил одним из направлений реформирования создание нации единого будущего, где одной из составных частей успеха будет культ учености и образованности. 76 шаг Плана нации гласит, что необходимо повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Составной частью качества человеческого капитала, от которого на 77% зависит возможность страны на успешное развитие, является образование.

Вместе с тем, финансирование системы образования Республики Казахстан осуществляется в 2 раза ниже, чем в странах ОЭСР. К примеру в Дании, Исландии, Швеции государственные расходы на образование составляют от 6% до 9% ВВП. Во Франции, Великобритании, Швейцарии, США это значение достигает 6%. Без увеличения финансирования в указанных объемах, исполнение реформы образования в нашей стране будет проблемным.

Качество образования зависит от решающей роли учителя. Необходимо, чтобы в сферу образования и в дальнейшем приходили лучшие представители нашего общества.

Вместе с тем, заработная плата около 40000 тенге в месяц воспитателя дошкольного учреждения, 50000 тенге начинающего учителя, 5000 тенге в месяц классного руководителя не является привлекательной для лучших выпускников школ. Для примера, заработная плата учителя в Германии 4000 евро, в Испании 3000 евро, в Китае около 1000 долларов в месяц.

Вторым фактором сильного образования является возможность получения каждым учеником страны качественного образования. А для этого необходимо кардинально улучшать состояние материально-технической базы школ. Это и современные компьютеры и мебель, соответствующая возрасту детей, и оснащенные всем необходимым кабинеты физики, химии, биологии, технологии и многое другое.

Первостепенной задачей эффективной системы школьного образования является воспитание гармоничной и духовно богатой личности. Для чего необходимо вовлекать учащегося в воспитательный процесс не только на уроке, но и во внеурочное время.

Дополнительное образование реализует возможность развития творчества учащихся, занятия спортом, любимым делом в свободное время, а также формирует креативное и инновационное мышление. Без дополнительного финансирования этот вид образования не сможет функционировать, так как подавляющее большинство школ общеобразовательные и не имеют в своем учебном плане свободных часов для организации дополнительных занятий. Без дополнительного внеурочного образования проводить воспитательную работу с учащимися затруднительно.

Каждая школа, детский сад должны стать местом, где создана обучающая среда, где дети могут получать образование на уровне мировых стандартов.

В связи с вышеизложенным в целях повышения качества человеческого капитала и во исполнение 76 шага Плана Нации предлагаем при распределении бюджета предусмотреть финансирование системы образования не менее 6% от внутреннего валового продукта.

Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

 

С уважением,

Депутаты фракции «Народные коммунисты»

 

И. Смирнова А.

Конуров М.

Магеррамов

 

Депутат фракции «Нұр Отан»

А. Тасболатов

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления