Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 26 июня 2016 года № 20-11/1858 «О безопасности детских игрушек»
Ответ
на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 26 июня 2016 года № 20-11/1858
№ исх: 20-11/1858 от: 29.06.2016
Депутатам
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
На ДЗ-58 от 02 июня 2016 года
Уважаемые депутаты!
Рассмотрев депутатский запрос относительно регулирования вопроса безопасности детских игрушек, сообщаем следующее.
Техническим регламентом «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 798, установлено, что игрушки подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации. Перед выпуском в обращение на рынок игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности ТР ТС 008/2011.
При таможенном декларировании игрушек органами государственных доходов проверяется наличие сертификата соответствия, подтверждающего безопасность игрушек, и на постоянной основе проводится контроль данного вида продукции.
Согласно базе данных, органами государственных доходов в 2015 году было задекларировано 31012,5 тонн игрушек (код группы ТН ВЭД ЕАЭС 9503), общей стоимостью 88698,2 тыс. долларов США. За 5 месяцев 2016 года задекларировано 12680,9 тонн игрушек, общей стоимостью 25969,9 тыс. долларов США.
Законами РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», «О защите прав потребителей» закреплены компетенции по контролю над соблюдением требований Технических регламентов (ТР) за уполномоченными органами в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (с 1 января 2015 года) и защиты прав потребителей (с 7 мая 2016 года).
Комитетом по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет) осуществляется мониторинг безопасности детских игрушек, посредством закупа образцов продукции на стадии ее реализации и проведения экспертизы на соответствие требованиям ТР, а также камерального контроля по наблюдению за ввозом продукции и их сертификацией. Комитетом, в рамках мониторинга, с 2015 года отобрано 1182 пробы детских игрушек, из них 79% не соответствуют требованиям маркировки и 21% не соответствует по показателям безопасности.
По результатам выявленных нарушений субъекты предпринимательства привлечены к административной ответственности на сумму свыше 10 млн. тенге с изъятием из обращения 29,4 тонны опасной продукции.
В рамках камерального контроля за 2015 год проведены проверки в отношении 30 участников внешнеэкономической деятельности по ввозу детских игрушек, по итогам которых установлены факты ввоза в обращение без прохождения процедуры подтверждения соответствия 9,1 тонн продукции, что доказано в судебном порядке.
Касательно выданного в 2015 году филиалом АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» по Жамбылской области сертификата соответствия на 3 тонны пластмассовых игрушек производства КНР сообщаем, что в третьем квартале текущего года Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан будет проведена проверка данного органа.
По вопросу установления требований к психолого-педагогической безопасности игрушек отмечаем, что уполномоченными государственными органами проводится целенаправленная работа по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011). В мае 2015 года казахстанской стороной инициирован и разработан Проект изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), в части проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек (далее -Проект изменений).
На заседании Совета Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2015 года Проект изменений включен в План разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 года, № 79.
Проект изменений одобрен государствами-членами ЕАЭС и Решением Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 июня 2016 года (г. Москва) направлен на публичное обсуждение со сроком до 31 августа т.г.
По итогам публичного обсуждения планируется внести соответствующие изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011).
К. Масимов
Депутатский
запрос от 2 июня 2016 года № ДЗ-58
«О безопасности детских игрушек»
Оглашен 1 июня 2016 года
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.
Уважаемые Карим Кажимханович!
Сегодня всем известно, что игрушки выполняют особую развивающую роль в жизни каждого ребенка. Через игрушки и игры дети познают мир, формируют представления о красоте, доброте и других человеческих качествах.
Полки детских магазинов заполнены разного рода игрушками, а промышленность выпускает сотни новых видов игрушек. К сожалению, современный рынок детских игрушек, вызывает реальную обеспокоенность родительской и педагогической общественности в вопросах их безопасности.
На сегодняшний день вопросы по безопасности игрушек регулируются Законами Республики Казахстан «О безопасности игрушек» и «О регулировании торговой деятельности».
Согласно действующему законодательству контроль в области безопасности игрушек возложен на:
Комитет по защите прав потребителей в части контроля и мониторинга потребительского рынка игрушек;
Комитет технического регулирования и метрологии в части соответствия игрушек требованиям технического регламента;
Комитет по охране прав детей в части утверждения порядка проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек, согласования нормативных правовых актов в области безопасности игрушек.
На законодательном уровне для соблюдения качества производимой и ввозимой продукции детских товаров создана необходимая база, включающая технический регламент таможенного союза в области безопасности игрушек.
Однако, на уровне исполнения, соблюдения действующего законодательства является проблематичным, что приводит к реализации и потреблению некачественной или контрафактной продукции.
Безусловно, контрафактные детские товары, в частности детские игрушки, оказывают негативное влияние на здоровье ребенка и, как следствие, приводят к различным видам аллергических и иных видов заболеваний у детей.
Из всех видов контролируемой продукции игрушки остаются самой неблагополучной продукцией.
Так, согласно информации, размещенной на сайте Комитета технического регулирования и метрологии в ходе проверки Департаментом по Жамбылской области установлено, что сертификат соответствия выданный на 3 тонны пластмассовых игрушек производства КНР (срок действия до 24.04.2016 года), оформлен с нарушениями, а именно отсутствуют идентификационные данные для определения принадлежности ввезенной партии игрушек.
Таким образом, присутствует вероятность ввоза нескольких тонн игрушек под одним сертификатом соответствия, не прошедших испытания.
По информации, размещенной на сайте Комитета по защите прав потребителей в 2015 году, отобрано и исследовано 15 151 проба продукции, из которых несоответствующими требованиям Технических регламентов, выявлено - 3934 пробы, в том числе доля несоответствующей продукции детских игрушек и товаров для детей - 33%.
Кроме того, не все товары, ввозимые через таможенную границу на территорию Республики Казахстан подвергаются таможенному контролю.
Товары, связанные с детским потреблением, требуют особого контроля по качеству и потребительским свойствам, так как от этого зависит здоровье и безопасность детей, а также здоровье нации в целом. Для решения данной проблемы актуальными являются научные исследования по проведению комплексного анализа заболеваний, вызванных в результате воздействия на детский организм «опасной» продукции.
В Законе Республики Казахстан «О безопасности игрушек» отсутствует норма, устанавливающая компетенцию государственного органа в области здравоохранения.
Одной из попыток Правительства установить меры регулирования на пути потока игрушек на казахстанский рынок, является приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июня 2008 года № 337 «Об утверждении Правил проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек».
Однако для проведения психолого-педагогической экспертизы отсутствует законное основание по его проведению, так как из Закона Республики Казахстан «О безопасности игрушек» исключена норма, требующая наличия заключения психолого-педагогической экспертизы игрушек у лица, размещающего игрушки на рынке Республики Казахстан.
Действующие меры не обеспечивают должного контроля за безопасностью и качеством реализуемых на рынках товаров для детей.
На основании вышеизложенного я, как Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан, в целях защиты прав и законных интересов детей прошу вас, Карим Кажимханович, рассмотреть данный вопрос и принять соответствующие меры по регулированию вопроса безопасности детских игрушек.
О результатах рассмотрения настоящего запроса прошу информировать письменно в установленные законодательством сроки.
С уважением,
Депутат Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
Уполномоченный по правам
ребенка в Республике Казахстан
З. Балиева
Депутат Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
Н. Жумадильдаева