Доклад Министра национальной экономики Сулейменова Т. М. на заседание Правительства РК по вопросам развития МСУ (г. Астана, 15 мая 2018 года)

Доклад Министра национальной экономики Сулейменова Т. М. на заседание Правительства РК по вопросам развития МСУ
(г. Астана, 15 мая 2018 года)

 

В рамках 98-го шага Плана нации - 100 конкретных шагов принят Закон по вопросам развития местного самоуправления, предусматривающий внедрение бюджета и коммунальной собственности МСУ на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа.

С 1 января 2018 года бюджет МСУ внедрен в 1062 сельских округах с численностью населения свыше 2 тыс. чел., а с 1 января 2020 года будет внедрен повсеместно (1381 сельских округа).

Введение самостоятельного бюджета позволило расширить финансовые возможности сельских округов и усилить роль МСУ в решение вопросов местного значения путем получения налогов напрямую в свой бюджет.

В бюджет сельского округа переданы 7 видов налоговых поступлений и другие неналоговые поступления, а также 19 направлений расходов.

Скорректированный план доходов бюджетов МСУ на 2018 год составляет 113,8 млрд. тенге.

В целях качественной практической реализации Закона утвержден План мероприятий по внедрению самостоятельного бюджета и коммунальной собственности МСУ.

Планом предусмотрены меры по обучению акимов сел и сотрудников их аппаратов, обеспечению готовности информационных систем и баз данных уполномоченных органов к внедрению самостоятельного бюджета и коммунальной собственности МСУ, обеспечению аппаратов акимов сел интернет связью и компьютерным оборудованием. Большинство мероприятий исполнено.

В целях повышения квалификации акимов сельских округов и сотрудников их аппаратов в регионах проводится обучение на системной основе.

При этом, регионам на примере Восточно-Казахстанской области уже с текущего года необходимо начать подготовку к внедрению бюджета и коммунальной собственности МСУ в остальных сельских округах (1381 сельских округа). В первую очередь это касается обучения акимов и сотрудников их аппаратов, а также проведения разъяснительной работы среди населения.

В свою очередь, наше Министерство во втором полугодии текущего года продолжит обучение в регионах, где внедрен IV уровень бюджета. Будут проведены практические учебные мероприятия и кустовые семинары с предоставлением справочно-информационных материалов.

Вместе с тем, ряд пунктов Плана мероприятий все еще находятся на стадии исполнения:

Первое. Регистрация незарегистрированных объектов недвижимости.

За период реализации Плана мероприятий количество незарегистрированных объектов недвижимости уменьшилось с 88,2 тыс. до 13,6 тыс.

Основные причины наличия незарегистрированных объектов недвижимости связаны со следующими факторами:

·          неоформленные объекты недвижимости;

·          выезд собственника за пределы РК;

·          отсутствие правоустанавливающих документов;

·          отсутствие денежных средств у физических лиц на оформление документов и др.

Хочу отметить, что согласно законодательству, в функции органов юстиции входит только регистрация. Органы юстиции не вправе обязывать лицо обратиться за регистрацией. Соответственно, необходимо личное присутствие владельца или доверенного лица при оформлении прав собственности.

Наличие незарегистрированных объектов недвижимости может привести к недопоступлению налогов в бюджеты сельских округов.

В этой связи, акимам совместно с органами юстиции необходимо усилить работу по разъяснению требований законодательства среди населения о необходимости подачи документов на государственную регистрацию прав.

Второе. Меры по снижению стоимости услуг за оформление правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.

В настоящее время, при оформлении и государственной регистрации прав на земельный участок расходы заявителя в среднем составляют 26,5 тыс. тенге, включая разработку землеустроительного проекта и установку границ, которые находятся в конкурентной среде.

В свою очередь, расходы заявителя на оформление правоустанавливающих документов на жилой дом, не введенный в установленном порядке в эксплуатацию, в среднем составляют 31 тыс. тенге. Сумма включает и изготовление эскизного проекта, которое находится в конкурентной среде. А в сейсмических регионах расходы могут составлять от 50 тыс. тенге.

В этой связи, для оказания помощи населению сельской местности предлагаем на переходный период (1-2 года) рассмотреть возможность оказания данных услуг на льготных условиях:

·          Министерству информации и коммуникаций совместно с Государственной корпорацией «Правительство для граждан» - по оформлению земельного участка;

·          Министерству по инвестициям и развитию совместно с Министерством информации и коммуникаций и акиматами - по оформлению жилого дома.

Третье. Актуализация баз данных по недвижимому и движимому имуществу.

В ходе планомерной работы количество неполных сведений и ошибок в базах данных сократилось с 2,3 млн. до 294 тыс..

Наибольшее количество неполных сведений и ошибок остается в базе данных МВД «Автомобиль». Информацию в разрезе уполномоченных госорганов вы можете увидеть на слайде.

Основными причинами наличия некорректных сведений являются:

·          отсутствие ИИН, наименования населенного пункта, площади объекта;

·          неверное указание категории транспортных средств и др.

В этой связи, Минфину совместно с министерствами юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства необходимо ускорить работу по завершению актуализации сведений в базах данных.

Четвертое. Интеграция информационных систем и баз данных уполномоченных органов.

На сегодняшний день завершена подготовительная работа по интеграции следующих баз данных и информационных систем:

·          «Регистр недвижимости» Минюста и «Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения» Минфина;

·          «Сервисный центр» МВД и системы Минюста «Физические лица» и «Юридические лица»;

·          «Земельный Кадастр» Минсельхоза и «Реестр налогоплательщиков …» Минфина.

Полная интеграция системы Минсельхоза «Земельный Кадастр» с базой данных Минюста «Регистр недвижимости» ожидается до конца первого полугодия текущего года.

Вместе с тем, работа по интеграции информационных систем МВД «Сервисный центр» и Минфина «Реестр налогоплательщиков…» со стороны МВД все еще не начата.

На основании изложенного, Министерству информации и коммуникаций, как координирующему органу, а также МВД и Минфину необходимо ускорить работу по интеграции вышеуказанных информационных систем.

Кроме того, были выявлены следующие проблемы по исполнению бюджета МСУ.

Первое. Основной объем налоговых и неналоговых поступлений начинают поступать не ранее февраля текущего финансового года, постепенно наращивая объемы к концу года. Это приводит к тому, что установленные изъятия в вышестоящий бюджет, или самодостаточные бюджеты в это время не имеют возможности проводить финансовые операции из-за отсутствия средств.

По возникшему вопросу Минфином внесены изменения в действующие Правила исполнения бюджета и его кассового обслуживания.

Второе. В начале текущего года платежи, направленные в бюджет МСУ в некоторых банках второго уровня ошибочно зачислялись в доход района (города областного значения).

В результате совместно проведенной работы Министерства финансов с Нацбанком проблема с банками устранена.

Однако на сегодня открытыми остаются вопросы, связанные с зачетом уплаченных налогов, относящихся к бюджету МСУ.

Во-первых, сумма ИПН по патентам за первые месяцы 2018 года была уплачена в декабре 2017 года.

Во-вторых, в Кабинете налогоплательщиков при исполнении обязательств за 2 полугодие 2017 года в формах налоговой отчетности за 2017 год отсутствуют БИНы сельских округов. Однако по обязательствам за 2018 год такой проблемы нет, но часть налогоплательщиков вначале текущего года оплачивали ошибочно в районный бюджет «по старинке».

В обоих случаях налоговыми органами проводится работа по переброске уплаченных налогов в бюджет МСУ в ручном режиме. По информации Минфина данная работа будет завершена до 20 мая 2018 года.

На этом работа по развитию МСУ не заканчивается. В настоящее время, проводится анализ внедрения нового уровня бюджета и коммунальной собственности в сельских округах. По итогам, будут приняты меры по устранению возникающих проблем, определены дальнейшие меры по развитию института МСУ, в том числе по передаче дополнительных налоговых и других поступлений для эффективного и самостоятельного решения вопросов местного значения.

По результатам вышеуказанных работ в установленном законодательством порядке нами будут внесены в Правительство соответствующие предложения по дальнейшему развитию местного самоуправления.

 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления