15:34 25.11.2019

Тряслись коленки – артисты балета из Казахстана о дебюте в Лондоне

Andre Uspenski
Британскому зрителю были представлены два классических одноактных балета "Chopiniana" (Шопениана) на музыку Фредерика Шопена и "Scheherazade" (Шехерезада) на музыку Николая Римского-Корсакова.

Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая дебютирoвал в Великобритании. На сцене Лондонского Колизея солисты балетной труппы театра представили на суд искушенной британской публики два классических одноактных балета "Chopiniana" на музыку Фредерика Шопена и "Scheherazade" на музыку Николая Римского-Корсакова. О том, что творилось за кулисами одной из старейших сцен Англии, какова была реакция зрителей и что общего между алматинским и лондонским храмами искусства, рассказали сами солисты и руководители ГАТОБ, передает Zakon.kz.

Британскому зрителю были представлены два классических одноактных балета "Chopiniana" (Шопениана) на музыку Фредерика Шопена и "Scheherazade" (Шехерезада) на музыку Николая Римского-Корсакова. Стоит отметить, что дебют состоялся в крупнейшем британском театре, который является домашней сценой Английской национальной оперы и балета. Алматинский ГАТОБ не только впервые посетил лондонскую сцену, но еще и отправился туда без оркестра и декораций- их заменила современная фонограмма и видеография от известной латышской художницы Инетты Сипуновой, которая оформляла популярные спектакли мира. Видеография и проекция войдет в историю театральных постановок, так как такая техника была использована впервые.

- В театре такого статуса наша балетная труппа выступала впервые, Лондонский Колизей входит в Топ-5 лучших театров мира. Когда там оказываешься, понимаешь, что именно в мировой балетной среде оказался, где публика уже приходит знающая, все - ценители. То есть, уровень тех требований, которые предъявляет зритель и сама сцена, это дорогого стоит. Выступать там – редкая возможность, мы постарались ее не упустить, максимально подготовиться и достойно выступить. Из-за сжатого графика у нас было 2 дня. Впервые наш театр попал на такую сцену, мы заявили о себе, понимаем ответственность, которую несем перед отечественной культурой, - сказала директор ГАТОБ имени Абая Ая Калиева.

Она призналась, что волнение у всех, конечно, присутствовало, тряслись коленки, но, тем не менее, удалось направить вдохновение и энергию в правильное русло и выступить ярко.

Балет "Шопениана", создал знаменитый танцор 19-го века Михаил Фокин. В этом спектакле хореограф воплотил свои идеи через музыку Фредерика Шопена, частично отобразив и короткую жизнь композитора. Уже во время дебюта в 1893 году балет тут же назвали революционным из-за сквозных действий, единства музыки, хореографии и линейного повествования. Чуть позже балет получил второе название: "Les Sylphides".

Балет "Шехерезада"- xореографическая драма в одном действии на музыку Н. Римского-Корсакова. В основу сюиты композитор положил некоторые из широко распространенных арабских сказок сборника "1001 ночь": "О царе Шахрияре и его брате", повествующей о красноречии царевны Шахерезады, освободившей от смерти молодых жён Шахрияра. Мелодичные и певучие восточные темы Римского-Корсакова проходят через весь балет. В музыке слышится шум морского прибоя, весёлый праздник в Багдаде и сам рассказ Шехеразады- будто сама музыка рассказывает восточную сказку.

Главные партии в балетах "Шопениана" и "Шехерезада" исполнили ведущие солисты балетной труппы театра: Жанель Тукеева, Малика Ельчибаева, Динара Есентаева, Ариса Хасимото, Рахим Даиров, Азамат Аскаров и Нельсон Пенья. В этом и есть главная ценность подобных гастролей. Даже танцуя казалось бы зарубежные произведения, наши артисты балета демонстрируют уровень и особый стиль казахстанской школы балета.

- Чтобы это не было спортом, гимнастикой, а чтобы было настоящее искусство, к чему стремятся все наши артисты и к чему я их всегда призываю. Именно это зритель видит в нашей труппе, чему я очень рада, - рассказала главный балетмейстер ГАТОБ Гульжан Туткибаева.

Молодой Рахим Даиров станцевал в Лондоне партию юноши в балете Шопениана

- Гастроли были очень интересными, было волнительно и ответственно в то же время. Все знали, что Лондон – это абсолютно другой уровень. Лично я ожидал профессиональную публику, которая будет по-своему встречать, ожидал профессиональную сцену, и все это действительно было так. Когда впервые шагнул на сцену Колизея, мои первые эмоции – восхищение. Зрительный зал - это 4 яруса в золотых тонах в сочетании с бордовыми тканями. По размеру сцена была удобной, большой, примерно как наш ГАТОБ, но она была жесткая. Репетировали в Ковент-гардене, где был настоящий балетный пол Арлекин, плюс покрытие было идеальным для балета. Когда я вышел на сцену Колизея, было очень жестко, это новое ощущение, в этом есть интерес. Организация была на высшем уровне, - сказал Рахим Даиров.

На выступление казахстанских артистов балета пришли лорды, политики, а балетмейстер Колизея сказал, увидев нашу труппу, что с ней можно работать, дирижер Королевской оперы заявил, что хотел бы приехать в Алматы, познакомиться с оркестром.

- Культурный туризм набирает обороты, то, что мы представляем сейчас так Казахстан, это для нас культурный туризм. То есть, мы на правах паритетных партнеров можем присылать приглашения зарубежным театрам, и они, прочитав отзывы, видя наши выступления у себя, охотно соглашаются. Мы ехали в Лондон, чтобы показать свою культуру классического балета. Продемонстрировать, что в нашем театре эта культура есть и она имеет свои традиции. Да, прочтение немного другое, но на то мы и казахский балет с 85-летней историей, - сказала Ая Калиева.

Стоит отметить, что Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая в этом году проводит 85-й юбилейный сезон. Его гастроли в Лондоне были организованы в рамках Года молодежи и программы "Рухани жаңғыру" при поддержке Посольства Казахстана в Великобритании, а также полной финансовой поддержке Министерства культуры и спорта нашей страны.

2019 год для театра был очень важным, воплощено несколько новых проектов в течение этого года.

- Так как 2019 год был объявлен Годом молодежи, мы сделали большой акцент на культурно-просветительские и образовательные программы. Мы запустили программу абонементов – национальный, школьные, семейные, также отдельно продвигается программа "Каникулы в театре" для привлечения детей и молодежи. У нас запущены лектории для музыковедов, профессиональных балетмейстеров, простых слушателей, также проходит разговор со зрителем перед спектаклями, если это в рамках абонементов, профессиональные лекторы знакомят с историей каждой постановки, также проходят так называемые "ток-шоу" после премьер. Запущены программы по музею истории ГАТОБ, расположенному здесь же, в здании театра на верхнем этаже, есть виртуальный музей, где можно увидеть те детали, на которые трудно обратить внимание, когда приходишь в театр, так как не всегда можно разглядеть элементы орнамента, расположенные, например, высоко, - сказала Калиева.

Также театр стал полноправным участником двух крупных организаций – Ассоциации российских музыкальных театров (туда входят около 60 театров России и республик бывшего СССР) и Международной Ассоциации "Opera-Europe" (входит около 300 музыкальных театров и оперных фестивалей). Такие связи позволяют ГАТОБ идти в ногу со временем, быть в курсе всех изменений, которые происходят в мире театрального искусства.

Также в честь 85-летия ГАТОБ выезжал с полноценными гастролями в столичный театр Астана-опера, во Францию и теперь балетная труппа выступила в Лондоне.

Директор ГАТОБ имени Абая Ая Калиева добавила, что у театра на 5 лет вперед расписаны планы, государство полностью финансирует. Что касается 2020 года, то многие гастроли связаны со 175-летием Абая.

Альберт Ахметов

Фото Andre Uspenski и Emma Kauldhar

Главная Топ новости Zakon LIVE Все новости