Утверждена Государственная программа развития образования и науки РК на 2020 - 2025 годы (аннотация к документу от 27.12.2019) (©Paragraph 2020 / 5.0.6.9)

Утверждена Государственная программа развития образования и науки РК на 2020 - 2025 годы

Аннотация к документу: Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы»

В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в т.ч. 4-й Цели, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения определены основные направления развития образования в мире: обеспечение предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для казахстанской системы образования.

В 2017 году Казахстан стал участником двух профильных комитетов ОЭСР - Комитета образовательной политики и Комитета по научной и технологической политике, что свидетельствует о международном признании достижений казахстанской системы образования.

Однако в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е - по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е - по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е - по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.

Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социально-экономического статуса семьи;

обеспечение соответствия навыков выпускников требованиям экономики;

профессиональное развитие и высокий статус педагогов;

вовлечение работодателей в подготовку кадров;

оценка системы образования и организаций образования;

построение эффективной структуры управления;

выстраивание коммуникаций с заинтересованными сторонами;

эффективное использование финансовых ресурсов.

Основными вопросами политики в области науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass, считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы PhD и постдокторантуры.

С учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.

В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд.тг.) увеличится финансирование науки.

Цели программы:

1. Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.

2. Увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

Задачи:

1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.

2. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.

3. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.

4. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.

5. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.

6. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.

7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.

8. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.

9. Укрепить интеллектуальный потенциал науки. 10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.

11. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.

Целевые индикаторы:

1. Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет - 85,3 %, от 3 до 6 лет - 100 %.

2. Результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) - математика - 480 баллов, чтение - 450 баллов, наука и естествознание - 490 баллов.

3. Индекс благополучия детей в Республике Казахстан - 0,73 балла.

4. Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального образования (далее - ТиПО) по государственному образовательному заказу - 75 %.

5. Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания высшего учебного заведения (далее - ВУЗа) по государственному образовательному заказу - 75 %.

6. Доля расходов на науку от внутреннего валового продукта - 1%.

7. Прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 %

8. Качество научно-исследовательских организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее - ГИК ВЭФ)) - 63-е место.

Источники и объемы финансирования:

На реализацию Программы в 2020 - 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге (республиканского бюджета (далее - РБ) - 9 565 млрд тенге, местного бюджета (далее - МБ) - 716 млрд тенге, Всемирного банка (далее - ВБ) - 13 млрд тг., частных инвестиций - 1 284 млрд тенге), в том числе:

2020 - 1 161 млрд тенге

2021 - 1 336 млрд тенге

2022 - 1 708 млрд тенге

2023 - 2 311 млрд тенге

2024 - 2 383 млрд тенге

2025 - 2 679 млрд тенге

а также другие средства, незапрещенные законодательством Республики Казахстан.

Постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

13 января 2020, 14:55
Источник, интернет-ресурс: ИС «Параграф»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript