Будущее онлайн-телевидения в России

Pixabay Pixabay
Российская аудитория не готова тратиться на дополнительные сервисы.

Почему Netflix и Apple TB+ не приживутся в России, как будет развиваться рынок ОТТ-сервисов и за какими форматами будущее& В развитии ОТТ-сервисов на территории России наметились две конфликтующие друг с другом тенденции.

Во-первых, это "гонка контента": все в него вкладываются, стоимость растет, а каталоги платформ - развиваются. По словам генерального директора Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Александра Широких закупочная стоимость сериалов для интернета в последние годы выросла в 3 раза, спортивного контента - в 3-6 раз, кино - в 2 раза.

Развитие OTT-рынка стимулирует приход в сферу медиа сильных игроков вроде "Сбербанка", "Яндекса" и МТС. "Все онлайн-платформы вкладываются в оригинальный контент, не считая денег и не обращая внимания на его рентабельность, - отметил Широких.

Во-вторых, российская аудитория не готова тратиться на дополнительные сервисы. Например, клиент, подписанный на "Амедиатеку" и Ivi.ru, не станет платить еще и за Okko.tv, даже, если нужный ему фильм окажется именно там.

Одним из вариантов решения этого противоречия может стать создание бандлов, то есть конгломератов, объединяющих несколько онлайн-подписок в единое целое. Так считает Александр Кардаш, директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений PwC в России. Пример подобного объединения сервисов - это анонсированный в США запуск бандла, состоящего из Disney+, Hulu и ESPN+ со стоимостью подписки в $13. "Диснеевский" бандл составит серьезную конкуренцию Netflix, который стоит примерно столько же, но "в одиночку".

На этом демпинг среди крупных игроков не заканчивается. С 1 ноября в России состоялся запуск Apple TV+, чья стоимостью в месяц составляет 199 руб. По мнению Александра Кардаша, столь низкая цена может не только нанести урон российской системе онлайн-кинотеатров, но и обрушить цены на рынке. Однако такое мнение разделяют далеко не все эксперты. Так, Александр Широких считает, что видеосервис не окажет взрывного эффекта на OTT-рынок в России: "Apple TV+ не обладает для этого достаточной библиотекой контента в отличие от того же Disney".

Со временем рынок OTT-сервисов в России эволюционирует, и в стране останутся только два онлайн-кинотеатра. Среди наиболее вероятных - more.tv и Ivi.ru, как отметили эксперты. Но пока этого не случилось, а количество OTT-сервисов в нашей стране только растет. Помочь с поиском, по мнению Александра Широких, должна будет "служба одного окна", которая будет искать нужный контент во всех российских онлайн-кинотеатрах.

Эксперты обсудили влияние "анти-нетфликсовского закона" на российский рынок онлайн-сервисов, который был принят в России пару лет назад. Напомним, закон ограничил долю иностранных владельцев OTT-сервисов до 20%, поставив под вопрос деятельность стримингового сервиса Netflix в России.

По мнению Алексея Бырдина, генерального директора Ассоциации "Интернет-видео", без принятия этого закона рынок онлайн-кинотеатров выглядел бы точно также: "У Netflix слишком дорогая, по меркам России, подписка - порядка 700-900 рублей в месяц. Что сильно тормозит распространение сервиса в нашей стране. Кроме того, Netflix, как и другие западные онлайн-кинотеатры, предлагают специфический для российского зрителя набор контента. Megogo и Ivi.ru, например, намного лучше знают потребности населения".

Однако в Западную Европу Netflix "влетел со свистом". О том, как так получилось, красноречиво говорит пример Франции. После того, как количество англоязычного контента было ограничено, стриминговый сервис стал закупать местный контент на французском языке, обманув тем самым систему.

Участники круглого стола скептически высказались по поводу перспектив интерактивного кино. По мнению Алексея Бырдина "это очень специфическое, нишевое удовольствие. Большинству зрителей не хочется выбирать из нескольких вариантов развития сюжета один: для них важнее саспенс, заложенный авторами картины или сериала". Эффект от интерактивного кино нивелируется и в связи с резко возросшим качеством видеоигр.

Важной темой для обсуждения стало и будущее технологии VR. Эксперты сошлись во мнении, что виртуальная реальность нужна для видеоигр и обучающего контента.

Однако в кино и сериалах VR пока не нашла должного применения. По мнению Бырдина, технология VR, как и интерактивное кино, разрушает режиссерскую нить повествования: "Если за главным героем идет с ножом злодей, и зрители видят это в 360 градусов, то эффект от работы режиссера с кадром полностью пропадает".

По мнению Александра Широких, VR "не взлетела" в сфере кино и сериалов из-за плохого качества изображения, не предназначенного для просмотра на средних и больших экранах. Эксперты прогнозируют рост VR при массовом распространении 5G: высокая скорость соединения улучшит качество видео в этом формате и, соответственно, его популярности.

Несмотря на эксперименты с вертикальными форматами (например, "1968. Digital" Бекмамбетова и Зыгаря), в сфере медиа это пока не очень популярно. По мнению Герасима Гадияна, генерального директора ViNTERA.TV, причина в ограниченности устройств, на которых данное видео можно просматривать.

Но, по словам Алексея Бырдина, вскоре ситуация может резко измениться: растет аудитория mobile-only. Заигрывая с ней, Тимур Бекмамбетов снял вертикальный зомби-сериал для приложения Snapchat, а Стивен Спилберг готовит хоррор-сериал для Quibi.

Материал подготовлен на основе круглого стола "Рост онлайн-кинотеатров и контент будущего", который прошел в рамках конференции Digital TV Russia & CIS.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления