Жизнь и смерть регионального ТВ в цифровую эпоху обсудили в России

В преддверии поэтапного отключения аналогового вещания российские власти вспомнили о региональных телеканалах. Совет Федераций готовится осенью обсудить возможность цифрового эфирного вещания каналов "21-й кнопки".
Но пока суть да дело, "регионалов", с кнопкой и без нее, спасает Всемирная паутина и фокусирование на местном контенте. Как жить в эпоху цифровой трансформации, обсудили в Москве генеральные директора и топ-менеджеры региональных телеканалов. Встреча бизнес-клуба была организована ТК "Мастер решений".
Переходить на цифровое вещание Россия начала в 2009 году, сформировав сначала один мультиплекс, затем второй. С лета 2015 года операторы платного телевидения стали обязаны распространять все 20 каналов обоих мультиплексов бесплатно. При этом местные телеканалы не смогли попасть ни в один из двух пакетов, а инициатива по созданию третьего с участием регионалов была впоследствии заморожена. В 2016 года поправки в законы "О средствах массовой информации" и "О связи" ввели понятие "обязательный общедоступный телеканал субъектов РФ": в каждом регионе выбирается один телеканал, который операторы кабельного ТВ должны распространять бесплатно на 21-й кнопке.
Такая цифровая трансформация существенно изменила локальные ТВ-рынки: маленькие региональные компании постепенно лишаются вещания, а центральные каналы в их услугах больше не нуждаются. Более-менее успешно после внедрения мультиплексов на местах могут развиваться окологосударственные телеканалы и те, которые получили "21-ю кнопку", отмечали представители частных ТВ-компаний во время заседания бизнес-клуба. "В эфирную цифру нас не пускают, и это продлится еще несколько лет, пока не будет принято решение по третьему мультиплексу. И вот эти годы нам надо продержаться", — говорит генеральный директор ЗАО "СургутИнформ-ТВ" (телеканалы "С-1" и "86") Игорь Ярош.
"Появление мультиплексов повлияло на региональные телеканалы финансово. Компании, которые живут только от рекламы, могут себе позволять новые площадки, оборудование? Это могут себе позволить организации, где среди учредителей есть, к примеру, „Северсталь“ или „Ростелеком“", — сетует генеральный директор ГК "Рыбинск-40" (телеканал "Р40", входит в медиагруппу "РТС Media") Лариса Крылова.
Представители телекомпаний с госучастием не соглашаются, что преференции помогают им выживать. "Основной наш доход складывается из муниципальных заказов и контрактов, которые мы получаем на тендерах, предлагая лучшие условия. Вторая часть нашего бюджета — это коммерческая деятельность, размещение рекламы. Однако и нам изначально нужно было бороться за жизнь в новой реальности", — отвечает генеральный директор ПАО "Самара — Городские информационные системы" (телеканал "Самара — ГИС", учредители — Городской округ г. Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа г. Самара, — прим. "Теле-Спутник") Андрей Волков.
Сетевая хватка
В эпоху Интернета, каких бы это инвестиций не требовало, необходимо идти в Сеть — на такие площадки, как сервис "Яндекса" "ТВ Онлайн" и Peers.TV, в мобильные приложения сотовых операторов, соцсети и мессенджеры, на YouTube и OTT-платформы; и даже на форумы бесплатных IP-плейлистов, которые, по сути, являются пиратскими, посоветовал генеральный директор ЗАО ИА "Сибинформбюро" (телеканал "Тюменское время" на 21-й кнопке) Олег Налобин: "Если вы попались на глаза, значит, вас знают и смотрят".
При этом надо четко понимать, какая из площадок принесет больше прибыли. "Мы неизбежно пойдем во все среды. Это увеличивает отчасти наши накладные расходы и зону риска, потому что ты должен выбрать, где будешь более эффективен. Уже не будет той монетизации, которую мы получали при линейном телепросмотре. Она уходит в прошлое", — рассуждает Олег Налобин. "Для нас Интернет — это еще один способ доставки сигнала, причем — приоритетный", — соглашается Андрей Волков из "Самары — ГИС".
При этом не все региональные операторы видят для себя спасением вещание в Сети. "Интернет не приносит нам тех средств, которые нужны на поддержание телевидения. Поэтому основная среда, которую нужно продвигать, — это кабельное ТВ, IPTV как услуга телевидения с приставкой. Интернет — это средство повышения привлекательности и охвата, который не монетизируется", — уверен Игорь Ярош.
Андрей Волков поясняет, что уровень телесмотрения в Сети зависит от уровня проникновения Интернета в том или ином регионе. Глава телеканала свердловское "Областное ТВ" (телеканал имеет статус "21-й кнопки, в апреле 2018 года телекомпания запустила онлайн-телеканал "ОТВ 24", — прим. "Телеспутника"), Антон Стуликов сообщил, что в Свердловской области объем эфирного вещания составляет 90%, при этом в столице региона — Екатеринбурге — проникновение кабельного ТВ достигло 82%, а в отдаленных поселках спросом пользуется спутниковое телевидение. По данным исследования ВЦИОМ "Изучение привычек телесмотрения среди жителей Свердловской области" (опрошено 1 тыс. респондентов в 73 населенных пунктах), в августе 2017 года 75% жителей области являлись зрителями телеканала. При этом "Областное ТВ" активно развивает интернет-направление, готовясь, в том числе и к поэтапному отключению в России аналогового телевидения с 1 января 2019 года.
Остаться при своем
Собственный контент вне зависимости от площадки и способа его распространения для региональных операторов должен встать во главу угла, настаивают участники бизнес-клуба. "В регионах не нужен внешний трафик", — уверен директор по рекламе и маркетингу Gismeteo.ru Павел Алашкин. "Главное — внутренние программы", —соглашается Игорь Ярош.
"Местное телесмотрение из-за большого информационного шума становится более востребованным. Конкурировать с глобальным Интернетом и федеральными телеканалами мы не можем, но в наших силах правильно интерпретировать и подать региональную информацию. Это уже погоня не за новостями, а за качественным подходом к контенту", — рассуждает Лариса Крылова.
Андрей Волков из "Самара – ГИС" (у телеканала есть сайт samaragis.ru, канал на YouTube, мобильные приложения на базе iOS и Android) в ноябре 2017 года предложил учредителям объединить городские ТВ, газету и сайт муниципального образования в единый портал, чтобы каждый горожанин с утра набирал в Интернете не "Яндекс.ру", а, условно говоря, "ВСамаре.ру", где была бы полная информация по жизни города.
По итогам 2017 года, суммарное количество подписчиков официальных сообществ "Самары - ГИС" в социальных сетях (Twitter, Facebook, Instagram, "ВКонтакте", "Одноклассники" и т. д.) превысило 48 тыс. человек (40 тыс. по итогам 2016 года), просмотры на YouTube перешли отметку в 15 млн (в 2016 году – 12 млн). Охват интернет-аудитории samaragis.ru оценивается в 800 тыс. пользователей мира ежемесячно (в 2016 году – 750 тыс.).
Быть или не быть
Помимо Интернета, будущее и за виртуальной реальностью (VR), дополненной реальностью (AR) и искусственным интеллектов (AI), уверяют телевизионщиков ИТ-компании. Эти новые технологии региональные операторы могут применять при производстве контента, но в каком-то неопределенном будущем. Когда и сама технология станет массовой, и снизится стоимость ее использования для телеканалов. Директор по развитию Trinity Digital Ирина Джиоева, презентуя AR/VR- и AI-решения для бизнес-задач, в итоге согласилась с операторами, что пока такие компании как ее не могут предложить работающих и приносящих прибыль кейсов для регионального ТВ: "Технология окупается очень долго, и она достаточно дорогая. Работающих проектов не стоит ждать как минимум до 2021 года", — заключила она.
Даже к вещанию высокой четкости региональные операторы подходят взвешенно, зачастую пересчитывая, к примеру, для аналоговых каналов контент, снятый изначально в Full HD, в просто HD.
Телеканалы отдают себе отчет, что потеряли монополию на информационное вещание, уступив соцсетям и мессенджерам, блогерам и влогерам, и на производство контента среднего качества, с чем легко теперь справляется видеокамера сотового телефона. "Но при этом у нас остались кадры, которые могут делать красивые и оригинальные истории. Некоторые наши ролики собирают большое количество просмотров в соцсетях канала", — говорит Олег Налобин.
Итог дискуссии бизнес-клуба подвел главный редактор радио Mediametrics Андрей Кашуба. По его словам, не важно, куда доставляется контент, главное, чтобы на этой площадке был большой охват целевой для канала аудитории.