Жизнь и смерть регионального ТВ в цифровую эпоху обсудили в России

18 декабря 2019, 14:26
Фото: Pixabay

В преддверии поэтапного отключения аналогового вещания российские власти вспомнили о региональных телеканалах. Совет Федераций готовится осенью обсудить возможность цифрового эфирного вещания каналов "21-й кнопки".

Но пока суть да дело, "регионалов", с кнопкой и без нее, спасает Всемирная паутина и фокусирование на местном контенте. Как жить в эпоху цифровой трансформации, обсудили в Москве генеральные директора и топ-менеджеры региональных телеканалов. Встреча бизнес-клуба была организована ТК "Мастер решений".

Переходить на цифровое вещание Россия начала в 2009 году, сформировав сначала один мультиплекс, затем второй. С лета 2015 года операторы платного телевидения стали обязаны распространять все 20 каналов обоих мультиплексов бесплатно. При этом местные телеканалы не смогли попасть ни в один из двух пакетов, а инициатива по созданию третьего с участием регионалов была впоследствии заморожена. В 2016 года поправки в законы "О средствах массовой информации" и "О связи" ввели понятие "обязательный общедоступный телеканал субъектов РФ": в каждом регионе выбирается один телеканал, который операторы кабельного ТВ должны распространять бесплатно на 21-й кнопке.

Такая цифровая трансформация существенно изменила локальные ТВ-рынки: маленькие региональные компании постепенно лишаются вещания, а центральные каналы в их услугах больше не нуждаются. Более-менее успешно после внедрения мультиплексов на местах могут развиваться окологосударственные телеканалы и те, которые получили "21-ю кнопку", отмечали представители частных ТВ-компаний во время заседания бизнес-клуба. "В эфирную цифру нас не пускают, и это продлится еще несколько лет, пока не будет принято решение по третьему мультиплексу. И вот эти годы нам надо продержаться", — говорит генеральный директор ЗАО "СургутИнформ-ТВ" (телеканалы "С-1" и "86") Игорь Ярош.

"Появление мультиплексов повлияло на региональные телеканалы финансово. Компании, которые живут только от рекламы, могут себе позволять новые площадки, оборудование? Это могут себе позволить организации, где среди учредителей есть, к примеру, „Северсталь“ или „Ростелеком“", — сетует генеральный директор ГК "Рыбинск-40" (телеканал "Р40", входит в медиагруппу "РТС Media") Лариса Крылова.

Представители телекомпаний с госучастием не соглашаются, что преференции помогают им выживать. "Основной наш доход складывается из муниципальных заказов и контрактов, которые мы получаем на тендерах, предлагая лучшие условия. Вторая часть нашего бюджета — это коммерческая деятельность, размещение рекламы. Однако и нам изначально нужно было бороться за жизнь в новой реальности", — отвечает генеральный директор ПАО "Самара — Городские информационные системы" (телеканал "Самара — ГИС", учредители — Городской округ г. Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа г. Самара, — прим. "Теле-Спутник") Андрей Волков.

Сетевая хватка

В эпоху Интернета, каких бы это инвестиций не требовало, необходимо идти в Сеть — на такие площадки, как сервис "Яндекса" "ТВ Онлайн" и Peers.TV, в мобильные приложения сотовых операторов, соцсети и мессенджеры, на YouTube и OTT-платформы; и даже на форумы бесплатных IP-плейлистов, которые, по сути, являются пиратскими, посоветовал генеральный директор ЗАО ИА "Сибинформбюро" (телеканал "Тюменское время" на 21-й кнопке) Олег Налобин: "Если вы попались на глаза, значит, вас знают и смотрят".

При этом надо четко понимать, какая из площадок принесет больше прибыли. "Мы неизбежно пойдем во все среды. Это увеличивает отчасти наши накладные расходы и зону риска, потому что ты должен выбрать, где будешь более эффективен. Уже не будет той монетизации, которую мы получали при линейном телепросмотре. Она уходит в прошлое", — рассуждает Олег Налобин. "Для нас Интернет — это еще один способ доставки сигнала, причем — приоритетный", — соглашается Андрей Волков из "Самары — ГИС".

При этом не все региональные операторы видят для себя спасением вещание в Сети. "Интернет не приносит нам тех средств, которые нужны на поддержание телевидения. Поэтому основная среда, которую нужно продвигать, — это кабельное ТВ, IPTV как услуга телевидения с приставкой. Интернет — это средство повышения привлекательности и охвата, который не монетизируется", — уверен Игорь Ярош.

Андрей Волков поясняет, что уровень телесмотрения в Сети зависит от уровня проникновения Интернета в том или ином регионе. Глава телеканала свердловское "Областное ТВ" (телеканал имеет статус "21-й кнопки, в апреле 2018 года телекомпания запустила онлайн-телеканал "ОТВ 24", — прим. "Телеспутника"), Антон Стуликов сообщил, что в Свердловской области объем эфирного вещания составляет 90%, при этом в столице региона — Екатеринбурге — проникновение кабельного ТВ достигло 82%, а в отдаленных поселках спросом пользуется спутниковое телевидение. По данным исследования ВЦИОМ "Изучение привычек телесмотрения среди жителей Свердловской области" (опрошено 1 тыс. респондентов в 73 населенных пунктах), в августе 2017 года 75% жителей области являлись зрителями телеканала. При этом "Областное ТВ" активно развивает интернет-направление, готовясь, в том числе и к поэтапному отключению в России аналогового телевидения с 1 января 2019 года.

Остаться при своем

Собственный контент вне зависимости от площадки и способа его распространения для региональных операторов должен встать во главу угла, настаивают участники бизнес-клуба. "В регионах не нужен внешний трафик", — уверен директор по рекламе и маркетингу Gismeteo.ru Павел Алашкин. "Главное — внутренние программы", —соглашается Игорь Ярош.

"Местное телесмотрение из-за большого информационного шума становится более востребованным. Конкурировать с глобальным Интернетом и федеральными телеканалами мы не можем, но в наших силах правильно интерпретировать и подать региональную информацию. Это уже погоня не за новостями, а за качественным подходом к контенту", — рассуждает Лариса Крылова.

Андрей Волков из "Самара – ГИС" (у телеканала есть сайт samaragis.ru, канал на YouTube, мобильные приложения на базе iOS и Android) в ноябре 2017 года предложил учредителям объединить городские ТВ, газету и сайт муниципального образования в единый портал, чтобы каждый горожанин с утра набирал в Интернете не "Яндекс.ру", а, условно говоря, "ВСамаре.ру", где была бы полная информация по жизни города.

По итогам 2017 года, суммарное количество подписчиков официальных сообществ "Самары - ГИС" в социальных сетях (Twitter, Facebook, Instagram, "ВКонтакте", "Одноклассники" и т. д.) превысило 48 тыс. человек (40 тыс. по итогам 2016 года), просмотры на YouTube перешли отметку в 15 млн (в 2016 году – 12 млн). Охват интернет-аудитории samaragis.ru оценивается в 800 тыс. пользователей мира ежемесячно (в 2016 году – 750 тыс.).

Быть или не быть

Помимо Интернета, будущее и за виртуальной реальностью (VR), дополненной реальностью (AR) и искусственным интеллектов (AI), уверяют телевизионщиков ИТ-компании. Эти новые технологии региональные операторы могут применять при производстве контента, но в каком-то неопределенном будущем. Когда и сама технология станет массовой, и снизится стоимость ее использования для телеканалов. Директор по развитию Trinity Digital Ирина Джиоева, презентуя AR/VR- и AI-решения для бизнес-задач, в итоге согласилась с операторами, что пока такие компании как ее не могут предложить работающих и приносящих прибыль кейсов для регионального ТВ: "Технология окупается очень долго, и она достаточно дорогая. Работающих проектов не стоит ждать как минимум до 2021 года", — заключила она.

Даже к вещанию высокой четкости региональные операторы подходят взвешенно, зачастую пересчитывая, к примеру, для аналоговых каналов контент, снятый изначально в Full HD, в просто HD.

Телеканалы отдают себе отчет, что потеряли монополию на информационное вещание, уступив соцсетям и мессенджерам, блогерам и влогерам, и на производство контента среднего качества, с чем легко теперь справляется видеокамера сотового телефона. "Но при этом у нас остались кадры, которые могут делать красивые и оригинальные истории. Некоторые наши ролики собирают большое количество просмотров в соцсетях канала", — говорит Олег Налобин.

Итог дискуссии бизнес-клуба подвел главный редактор радио Mediametrics Андрей Кашуба. По его словам, не важно, куда доставляется контент, главное, чтобы на этой площадке был большой охват целевой для канала аудитории.


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?