Лента новостей
0

Напряжение без напряженности: какие тарифы на энергию можно считать обоснованными

Тарифы на тепло и электроэнергию, фото - Новости Zakon.kz от 12.04.2023 16:04 Фото: Zakon.kz
Тариф на тепло вырастет на 25 процентов, на электричество – на 15 процентов, но ежегодно. Страна запомнила эти цифры, озвученные в Парламенте на презентации проекта закона "О теплоэнергетике". О том, какие тарифы действительно нужны, Zakon.kz рассказал депутат Мажилиса Дюсенбай Турганов.

Прогноз – или предупреждение – относительно роста тарифов озвучил министр энергетики Алмасадам Саткалиев, представляя проект закона "О теплоэнергетике" в Мажилисе Парламента РК. Почему тарифы должны вырасти? Если коротко: коммунальное хозяйство Казахстана обветшало, и деньги на его восстановление государство собирается взять из карманов пользователей коммунальных услуг. Точнее, сначала – из средств инвесторов, которые приватизируют коммунальные объекты, а уже те вернут свои затраты при увеличении тарифов.

Звучит логично, но насколько реальна эта схема? Напомним, первоначальный проект закона "О теплоэнергетике" уже включал ее, но против большого роста тарифов выступили антимонопольщики. И разработчик – Минэнерго – предложил компромисс. В чем он будет состоять на практике, рассказал депутат Мажилиса, член Комитета по вопросам экологии и природопользованию, руководитель рабочей группы по законопроекту "О теплоэнергетике" Дюсенбай Турганов.

Тарифы должны быть обоснованы не только экономически, но и социально. И при повышении тарифов должна быть предусмотрена монетарная компенсация тем категориям населения, которые нуждаются в государственной поддержке.

"Иными словами, субсидировать не предприятия, станции или теплопроизводящие организации, а непосредственно конкретные категории населения. Но вместе с тем добавлю, что сегодня те же ТЭЦ страдают от низких тарифов, от инвестиционной непривлекательности. Чтобы решить эти проблемы, необходимо создавать привлекательные условия для инвесторов, а также привлекать средства не только за счет займов. А, например, увеличив тарифную составляющую путем включения в тарифную смету амортизационных отчислений с оборудования, со станций и т.п.", – говорит Дюсенбай Турганов.

При этом странно, что за электроэнергию тарифы утверждает Минэнерго, а за тепло – Министерство национальной экономики РК. Ведь в том же МНЭ нет узких специалистов, которые бы разбирались в данном вопросе. Во-вторых, делить электроэнергию и тепло, которые фактически вырабатываются в одном котле – как в прямом, так и в переносном смысле, явный нонсенс.

К слову, сам мажилисмен знает энергетическую отрасль, можно сказать, от и до, поскольку по окончании Алматинского энергетического института, начав с должности электромонтера, прошел все секторы электроэнергетики до самых высоких постов, что позволяет ему сегодня профессионально понимать и ориентироваться в проблемах отрасли.

Кроме того, в бытность вице-президентом ОАО "Казахстанская компания по управлению электрическими сетями" КЕГОК совместно с Минэнерго в 2004 году участвовал в разработке первого закона "Об электроэнергетике".

А в 2019 году организовал с группой энергетических компаний разработку Аналитического отчета по текущему состоянию и перспективе развития энергетической отрасли РК, в котором были не только указаны проблемы энергетической отрасли в целом по Казахстану, но и предлагались пути их решения. Особое внимание уделялось тарифообразованию, состоянию тепловых сетей, замене и принятию новых нормативных актов, в том числе, законопроекта "О теплоэнергетике", который, однако, пролежал в правительстве РК два года. И вновь о нем заговорили, но уже в Мажилисе, лишь в конце 2022 года, когда произошли громкие коммунальные аварии сразу в нескольких городах.

На заседаниях рабочей группы при этом будет рассматриваться не только непосредственно законопроект постатейно, но и сопутствующие вопросы, такие как аналитический обзор текущего состояния и возможные перспективы развития с выявлением проблем отрасли. А также разработка предложений обеспечения надежного теплоснабжения и даже вопросы ВИЭ (возобновляемые источники энергии).

"В качестве примера назову такую проблему, как отсутствие в Казахстане государственного ведомства, ответственного в комплексе за состояние технической политики и развитие систем теплоснабжения. Конечно, есть разрозненные – что-то находится в МИИР РК, что-то относится к Минэнерго, тогда как регуляторные функции и вовсе расположены в МНЭ РК. И поэтому давно необходимо создать мастер-план. Ведь города развиваются, происходит разработка и корректировка их генеральных планов, к которым сразу необходимо привязывать схему теплоснабжения того или иного мегаполиса".Дюсенбай Турганов

Ранее и сейчас, пока законопроект обсуждается в Мажилисе, теплоэнергетический сектор регулируется действующим законом "Об электроэнергетике", нормы которого не обеспечивают всей многогранной специфики, экономических отношений, инновационной и инвестиционной политики государственно-налогового режима мониторинга теплового хозяйства.

В Казахстане холодно без ТЭЦ

В каком-то смысле нынешний законопроект "О теплоэнергетике" поглотил другой, более узкий – проект закона "О теплоснабжении".

"Хотя мы просили ускорить разработку и утверждение закона РК "О теплоснабжении" для формирования единой технической политики, урегулирования отношений, связанных с централизованным теплоснабжением. А также с определением места и роли станций с комбинированным режимом работы".Дюсенбай Турганов

Добавляя, что в связи с разработкой закона "О теплоснабжении" требовали доработки такие существующие нормативно-правовые акты, как методика расчета тарифов предельных уровней на регулируемые услуги, правила перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха и возврата средств потребителям по результатам перерасчета.

В обязательном порядке необходимо было разрабатывать и схемы теплоснабжения городов и населенных пунктов РК с населением свыше 100 тысяч человек, которые определяли бы необходимость и очередность развития систем теплоснабжения, теплоисточников, тепловых сетей в зависимости от конкретных условий на ближайший период и перспективу от 10 до 15 лет.

Но ничего из этого сделано не было. Более того, все перечисленные предложения на тот момент даже не были приняты во внимание. И тому, что пытаются о них вспомнить только сейчас, причина одна: осенне-зимние проблемы конца прошлого года в Экибастузе и Риддере. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Как ранее сообщал Zakon.kz, 5 апреля 2023 года министр энергетики Алмасадам Саткалиев представил в Мажилисе Парламента РК проект закона "О теплоэнергетике" с сопутствующими поправками. Вопрос надежного и бесперебойного функционирования теплоэнергетической отрасли имеет исключительную социально-политическую важность для Казахстана с его резко континентальным климатом и – особенно – суровой зимой.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: