Вопросы закупок и развития местного содержания – приоритет НПП «Атамекен»

Вопросы закупок и развития местного содержания - приоритет НПП «Атамекен»

 

Заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» - Советник Премьер-Министра Республики Казахстан Жунусова Д.Б. рассказала о проводимой Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» работе по поддержке отечественного бизнеса в рамках закупок.

Дана Бейсеновна, тема регулируемых закупок всегда является одной из важнейших для бизнеса. В последнее время этому вопросу уделяется большое внимание и со стороны руководства страны. Какова роль Национальной палаты в этом направлении?

- Да, с момента создания Палаты одним из важных вопросов нашей повестки являются защита интересов отечественного бизнеса, а также обеспечение их доступа к регулируемым закупкам.

Работа нами проводится по двум направлениям.

Во-первых, это системная работа по совершенствованию законодательной базы. Мы проводим экспертизу нормативных правовых актов, вырабатываем совместно с бизнес-сообществом предложения, направленные на поддержку отечественного производителя, увеличение объемов закупок, проводимых конкурентным способом, использование национальных стандартов и исключение «заточек» под конкретного поставщика, а также сокращение сроков оплаты и т.д.

Как известно, с 1 января т.г. вступил в силу Закон о государственных закупках, в его реализацию приняты соответствующие правила, в которых все указанные предложения Атамекена учтены.

Во-вторых, в текущем году нами проводится анализ местного содержания в государственных закупках по товарам «экономики простых вещей».

Поясню в чем суть данной работы.

Впервые Правительством по предложению НПП были установлены целевые индикаторы (KPI) по местному содержанию для всех акиматов по четырем отраслям: легкая, мебельная, пищевая промышленность, а также производство стройматериалов. При этом, предусмотрено ежегодное повышение данного KPI на 20%.

Необходимо было создать нормативные условия для заказчика и поставщика, которые бы способствовали достижению этих KPI.

В частности, с 1 июля т.г. был установлен предварительный квалификационный отбор, что означает закуп товаров легкой и мебельной промышленности у ОТП, имеющих Индустриальный сертификат.

С 26 июля т.г. также начали действовать изъятия из национального режима в отношении автотранспорта, трансформаторов и кабельной продукции. Впервые, с момента создания ЕАЭС, Казахстан реализовал это право на поддержку отечественного производства и т.д.

В целях объективного понимания и учета происхождения товара, поставляемого в рамках государственных закупок - внесены изменения в части отчетности. То есть в настоящее время поставщик при поставке казахстанского товара должен обязательно предоставить сертификат СТ-КЗ, а если товар иностранного происхождения - сертификат этой страны. Аналогично и при выполнении работ. Это позволит как государству, так и бизнес-сообществу понимать реальную долю местного содержания в закупках и принимать на основе этого соответствующие меры. Кстати, это касается не только товаров «экономики простых вещей».

 Как мы видим, на бумаге заложены конкретные меры поддержки отечественных производителей. Что насчет реализации?

- Действительно, в данном вопросе необходима действенная реализация всех мер. В этих целях Департаментом закупок и местного содержания НПП на еженедельной основе проводится анализ информации о фактически проведенных закупках более 10 000 госзаказчиков по 4 отраслям «экономики простых вещей». По поручению Премьер-Министра, такая отчетность предоставляется всеми 17 акиматами.

Анализ проводится на предмет соблюдения нормативных актов в том числе в части выбора корректного способа закупки, предоставления правильного и полного пакета документов, а также на предмет верификации сертификатов СТ-КЗ и определения доли местного содержания при поставке товаров.

С марта т.г. выявлены массовые ошибки регионов по, казалось бы, элементарным вопросам.

Первое. Из проанализированных совместно с КТРМ, «КазИнСт» порядка 2000 технических спецификаций по 30% выявлены нарушения.

А именно, заказчиками указываются недействительные на территории республики ГОСТы, российские стандарты, стандарты конкретных организаций (так называемые технические условия), что приводит к снижению конкурентоспособности ОТП, «заточкам» под определенного поставщика.

В связи с этим, по поручению Правительства, КТРМ совместно с «КазИнСт» проводятся семинары непосредственно для заказчиков по разъяснению норм технического регулирования и корректного применения стандартов.

Второе. Незнание либо некорректное исполнение установленных нормативных правил. К примеру, во всех регионах были выявлены нарушения по закупу мебели и товаров легкой промышленности. То есть, закуп проводился иными способами, а не через ПКО, как это установлено приказом МФ.

Третье. Массовое некорректное заполнение отчетов заказчиками по исполненным договорам в части местного содержания.

К примеру, были случаи, когда в отчетности МИО по закупу мебели был указан сертификат СТ-КЗ, выданный на автопром. Или, когда при поставке партии товара, указывался СТ-КЗ на образец товара. В связи с этим, НПП направили предложения в МФ в части внесения изменений в правила закупок по отмене возможности применения сертификатов на образец товаров в закупках.

Более того, в некоторых регионах само наличие сертификата СТ-КЗ автоматически принималось как 100% местное содержание, тогда как необходимо вносить в систему именно тот процент местного содержания, который указан в сертификате.

В связи с чем, НПП совместно с МФ проводятся семинары для заказчиков (МИО) по разъяснению норм законодательства, корректности заполнения отчетов. Такие семинары уже прошли для акиматов ВКО, Костанайской, Акмолинской, Актюбинской, Карагандинской, Павлодарской областей и г. Нур-Султан.

Учитывая, что работа была начата в марте т.г., благодаря поддержке со стороны руководства Правительства по итогам 9 месяцев мы добились неплохих результатов. Так, рост ДМС по легкой промышленности вырос с 1% до 17%, мебельной - с 5% до 22%, по пищевой промышленности и строительным материалам - с 1% до 21%. Таким образом, мы планируем достичь поставленных Премьер-Министром KPI по местному содержанию.

Аналогичная работа планируется к проведению и по закупкам квазигосударственного сектора. Как вы знаете, 10 октября на встрече между главами НПП и Фонда Самрук-Казына были достигнуты эти договоренности.

Сегодня Фонд предоставляет отчетность о проведенных закупках в НПП один раз в квартал.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы информационный обмен происходил чаще - раз в неделю, как в случае с отчетностью по государственным закупкам.

Учитывая, что Национальная палата сама выдает Сертификаты о происхождении товара, созданы ли условия для заказчиков по верификации сертификатов СТ-КЗ?

- Действительно, понимая необходимость предоставления транспарентной и доступной информации для всех заказчиков по действующим выданным сертификатам СТ-КЗ, с 1 октября т.г. мы их ежедневно размещаем и актуализируем на официальном сайте «Атамекен». Это порядка 7 000 сертификатов СТ-КЗ, выдаваемых ежегодно.

До этого сертификаты размещались на сайте АО «Nadloc», но по многочисленным жалобам заказчиков и бизнеса о технических сбоях в информационной системе Nadloc, мы приняли решение все-таки размещать сертификаты у себя на портале. Надо сказать, все заинтересованные лица, начиная от госучреждений, квазигоссектора до самих представителей бизнеса, положительно восприняли такой подход.

На самом деле, выдача сертификатов - это уникальная функция Национальной палаты, поэтому мы заинтересованы в максимальной прозрачности нашей работы. Кроме СТ-КЗ, который подтверждает местное содержание, мы выдаем еще 6 видов сертификатов о происхождении товара для целей экспорта (более 40 000 сертификатов в год). Все они также размещены на сайте.

По СТ-КЗ неоднократно, зачастую в социальных сетях, проскальзывает информация о фальсификации сертификатов, неправомерной их выдаче. Какие действия предпринимает Нацпалата?

Процесс выдачи сертификатов СТ-КЗ делится на два этапа. Эта этапность установлена Приказом Министерства индустрии и инфраструктурного развития и изменить процесс в одностороннем порядке «Атамекен» не может.

Поясню суть вопроса.

Первый этап - это этап проведения экспертизы с обязательным выездом на производство и обследование технологического процесса, экспертизы документов, идентификации товара, и главное - расчет доли местного содержания. Это все делают эксперты-аудиторы, которые аккредитованы в КТРМ. Основной документ на выходе - это акт экспертизы, на основании которого, региональные палаты выдают СТ-КЗ.

То есть, в правовом поле закреплено, что НПП выдает сертификаты только на основании актов экспертизы независимых экспертов-аудиторов. Естественно, на них мы рычагов воздействия не имеем.

Соответственно, это имеет свои риски и это подтверждает статистика. По выданным сертификатам за период 2017-2019 гг., а это порядка 18 тыс., к нам поступили жалобы по 112 сертификатам. Из них нарушения по жалобам подтвердились по 44 сертификатам. То есть, это всего лишь 0,2% от всех выданных сертификатов за три года. При этом, надо отметить, что 40 нарушений из 44 - совершены по вине экспертов-аудиторов.

Согласно Правилам, когда в РПП поступает акт экспертизы, в большинстве случаев проводится «настольная» проверка заявок на предмет соответствия Правилам.

При этом, сотрудники РПП могут осуществлять выезд на место производства только если это новый товар, оборудование или есть изменения в технологических процессах производства. Таких случаев совсем немного. Отмечу, что в соответствии с действующими Правилами сотрудники РПП при выезде осуществляют только визуальный осмотр на предмет наличия оборудования, помещений, а также на полноту и правильность заполнения документации.

Таким образом, на практике, от ошибок либо неправомерных действий экспертов-аудиторов страдают предприниматели, НПП и ассоциации, но никак не сами эксперты-аудиторы.

Поэтому, в этом году, благодаря новому руководству Комитета технического регулирования и метрологии, мы достигли взаимопонимания о необходимости совместного контроля всего процесса выдачи, от взаимоотношений заявителя и эксперта-аудитора, до непосредственной выдачи сертификата.

Для удобства ведения такого контроля мы создаем информационную систему, которая будет готова уже в декабре текущего года. Она даст возможность повысить транспарентность процесса для каждого участника, повысить ответственность экспертов-аудиторов и качество проводимой ими экспертизы.

Более того, в данный процесс мы подключим Комитет, который будет оперативно реагировать по выявленным нарушениям экспертов-аудиторов.

Эти договоренности мы закрепим на днях в Соглашении с КТРМ, в котором будут отражены все наши совместные действия.

В результате такой работы и с переходом на цифровой формат сертификации «СТ-КЗ», можно ожидать высокого уровня прозрачности в процедурах сертификации, исключения возможности подмены документов, и транспарентности процедуры внутреннего аудита с опубликованием результатов.

 

Дана Бейсеновна, расскажите а какова ситуация с Индустриальным сертификатом?

- Выдача Индустриального сертификата - новая функция Нацпалаты. С 1 января т.г. она была закреплена в Законе об НПП. С марта т.г. начата поэтапная выдача сертификатов в соответствии с Правилами, которые широко обсуждались с бизнесом.

На сегодня выдано более 100 сертификатов на товары легкой, мебельной промышленности, машиностроения и др. Индустриальный сертификат уже применятся в государственных и квазигосударственных закупках. Так, за три месяца настоятельной работы НПП и Правительства в рамках госзакупок товаров легкой и мебельной промышленности через предварительный квалификационный отбор, сумма заключенных договоров с ОТП составила порядка 3 млрд. тенге (легкая - 2,4 млрд. тенге, мебельная - 541,6 млн. тенге).

Аналогичную работу мы планируем провести и по другим отраслям.

Но надо понимать, что Индустриальный сертификат - это документ, подтверждающий наличие производства, но не определяющий долю местного содержания. Таким образом, ИС - это не аналог сертификата СТ-КЗ.

В этой связи, в целях поддержки отечественных производителей, НПП направлено предложение о применении индустриального сертификата на этапе отбора поставщика, а на этапе поставки товара - предоставление сертификата CT-KZ.

Кроме того, мы планируем начать работу над расширением сферы применения Индустриального сертификата, как в целях доступа к закупкам, так и в целом для анализа уровня технологического развития предприятий и выработки на основе этого иных мер поддержки.

Вы ранее упомянули о работе Комиссий по контролю местного содержания. Расскажите подробнее об их деятельности?

- В 2017 году, в целях поддержки отечественных производителей по инициативе Национальной палаты, во всех регионах Казахстана были созданы Комиссии по контролю местного содержания.

В состав Комиссий под председательством заместителя акима региона входят представители местных исполнительных органов, заказчиков, региональных палат предпринимателей и отраслевых ассоциаций, самого бизнеса. Региональные комиссии стали площадкой общественного контроля процессов государственных закупок, где отечественный бизнес может взаимодействовать с заказчиками по вопросам правомерности и местного содержания.

Все Комиссии активно проводят контроль и мониторинг проводимых закупок товаров «экономики простых вещей» на предмет соблюдения всех предусмотренных законодательством правил и, конечно, поддержки отечественного бизнеса.

В качестве одного из последних примеров приведу закуп школьной мебели в городе Алматы, когда Комиссия обнаружила что закупка была проведена с нарушениями в части неполного представления документов поставщиками. По данному факту мы обратились в Комитет внутреннего государственного аудита МФ.

Вторым направлением работы Комиссий является общественный контроль закупа строительно-монтажных работ.

Нормативно мы максимально учли интересы ОТП. По инициативе НПП была установлена обязанность заказчиков требовать от проектировщиков применения материалов казахстанского производства, а также опубликовывать ПСД на сайтах местных исполнительных органов.

Для эффективной реализации данной нормы в 2018 году по предложению НПП был разработан Реестр строительных материалов, изделий и конструкций казахстанского производства, которым должны руководствоваться проектировщики.

Кроме того, с 1 июля т.г. утвержден Типовой договор по строительству, в котором также установлена обязанность Подрядчика использовать отечественные материалы из данного Реестра.

Этот многоэтапный процесс и находится на постоянном контроле Комиссий.

С начала 2019 года Комиссиями проведено 139 заседаний, выявлено 1105 объектов строительства (стоимость которых свыше 100 млн. тг.), по которым запланированы строительно-монтажные работы на общую сумму 944,7 млрд. тенге.

При этом, общая сумма материалов составила 441,3 млрд. тенге, из которых у отечественных производителей закуплено - 135,4 млрд. тенге.

Как отметил Елбасы, местное содержание в жилищном строительстве - это локомотив роста экономики. Поэтому мы прикладываем все усилия, чтобы создавались оптимальные условия для отечественных производителей.

В настоящее время НПП внесло предложение в Правительство о необходимости закрепления ответственности генподрядчика за отклонение от ПСД в части замены материалов отечественного производства на импортные товары.

В целом, еще предстоит важная работа по совершенствованию законодательства, проводимой под эгидой Министерства финансов. Атамекен в данной работе будет держать в фокусе защиту ОТП, доступ их к закупкам.

 

Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: