Презентация проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»

Основная цель законопроекта - формирование единой правовой основы для общего регулирования вопросов религиозной деятельности

Сегодняшние реалии требуют регулирования иных новых правовых норм, которые не были предусмотрены ранее - законопроект «о религиозной деятельности и религиозных объединениях»

 

Основная цель проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» - формирование единой правовой основы для общего регулирования вопросов религиозной деятельности.

Об этом заявил сегодня в Парламенте, выступая на презентации проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (тезисы):

Как вы знаете, в Мажилис Парламента Республики Казахстан поступили проекты законов, касающиеся религиозной деятельности.

Данная тема является важной, актуальной и крайне деликатной.

Основная цель проекта Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» - формирование единой правовой основы для общего регулирования вопросов религиозной деятельности.

Данный законопроект возник не сразу, он является результатом многолетней практики.

Первый юридический документ - закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» был принят в январе 1992 года, буквально спустя месяц после провозглашения независимости Казахстана. Закон преследовал демократические преобразования в сфере отношений государства и религии и снимал ограничения советской эпохи.

За 19 лет действия закона в него 7 раз вносились изменения и дополнения. При этом только в трех случаях поправки касались непосредственно данной сферы. Изменения и дополнения были связаны с усовершенствованием отдельных статей по разным направлениям, в том числе вносились по вопросам обеспечения национальной безопасности и по вопросам противодействия экстремизму, которые касались вопросов миссионерской деятельности и запрета на создание и деятельность религиозных объединений.

 Между тем сегодняшние реалии требуют регулирования иных новых правовых норм, которые не были предусмотрены ранее.

С этой целью был разработан новый законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» - самостоятельный основополагающий закон, в котором регулируются общие вопросы религиозной деятельности.

Законопроект регулирует вопросы создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений, их статуса и имущественных правоотношений, а также вопросы миссионерской и благотворительной деятельности.

Определяется компетенция уполномоченного органа в сфере религиозной деятельности и местных исполнительных органов.

Отдельные статьи посвящены религиоведческой экспертизе, изданию и распространению религиозной литературы, проведению религиозных обрядов и церемоний, международным связям верующих и религиозных объединений.

Сопутствующим проектом закона - «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» - вносятся поправки в 2 кодекса и 7 законов, которые позволят обеспечить действие норм основного законопроекта.

Данным законопроектом четко определяются вопросы административной ответственности за нарушение законодательства о религиозной деятельности.

Следует выделить некоторые такие новые составы как:

1) Нарушение установленных законом требований к проведению богослужений, религиозных обрядов и (или) собраний, осуществлению благотворительной деятельности, ввозу, выпуску, изданию и (или) распространению религиозной литературы и иных материалов религиозного содержания (назначения), строительству и переоборудованию культовых зданий (сооружений), -

2) осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест

3) использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения без положительного заключения религиоведческой экспертизы, -

4) Создание организационных структур религиозных объединений в государственных органах, организациях и учреждениях, организациях образования и здравоохранения, -

5) Руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, -

Вместе с тем, международный опыт показывает, что в ряде стран (Франция, Марокко, Алжир) по этим составам применяется уголовная ответственность. Причем с каждым годом такая ответственность все более усиливается и расширяется.

При этом в отличие от данных стран мы считаем, что мер, предусмотренных в рамках административной ответственности за нарушение законодательства о религиозной деятельности, более чем достаточно.

В заключение хочу выразить особую признательность за участие в работе презентации нашим уважаемым депутатам, а также представителям Верховного Суда, Генеральной прокуратуры РК, КНБ РК, Агентства РК по делам религий, Министерств внутренних дел, юстиции, культуры, обороны, образования и науки, здравоохранения, связи и информации Республики Казахстан, а также представителям религиозных и общественных объединений и неправительственных организаций и я надеюсь на их помощь в подготовке и обсуждении правовых норм законов!

Хочу передать слово руководителю рабочей группы, которым назначен депутат Сарпеков Рамазан Кумарбекович, являющийся сегодня модератором презентации.

 

Следите за новостями zakon.kz в: