РФ и Казахстан не смогли достичь компромисса в вопросах полетов по транссибирским маршрутам

Москва и Астана не смогли уладить авиационный конфликт.
Как стало известно "Ъ", авиационные власти России и Казахстана так и не смогли достичь компромисса в вопросах полетов по транссибирским маршрутам и назначению второго перевозчика из РФ на маршруты в Казахстан. Стороны смогли договориться лишь об увеличении полетов "Аэрофлота" в Караганду. Улаживать споры теперь придется на уровне вице-премьеров обеих стран.

Вчера в Москве прошел очередной раунд консультаций авиавластей РФ и Казахстана по двухстороннему воздушному сообщению. Встреча прошла на фоне обострения отношений, едва не остановившего полеты между странами. Москва отказалась бесплатно пустить казахскую Air Astana на транссибирский маршрут для рейсов в Монголию, опасаясь создания прецедента — все иностранные компании за пролеты над Сибирью платят роялти российской стороне. Власти Казахстана в ответ грозили остановить рейсы "Аэрофлота" в страну. Кроме того, Москва требовала назначить второго перевозчика для полетов между странами, на что Астана не соглашалась (подробнее см. "Ъ" от 25 марта).

Как стало известно "Ъ", вчера стороны остались на прежних позициях. "Казахстанская сторона не готова оплачивать пролет по транссибирской трассе и не согласна на второго перевозчика, поскольку в стране нет второй конкурентоспособной авиакомпании, сопоставимой с российскими",— рассказал "Ъ" осведомленный источник. В свою очередь, Москва продолжает настаивать на предоставлении семи частот для второго перевозчика, не аффилированного с первым ("Аэрофлотом"). Теперь эти вопросы, по словам собеседника "Ъ", будут обсуждаться в ходе ближайшей встречи на уровне вице-премьеров.

В Минтрансе РФ на запрос "Ъ" не ответили. В Комитете гражданской авиации Казахстана "Ъ" подтвердили факт переговоров, но не уточнили итоги встречи, сославшись на то, что ключевые участники переговоров находятся в Москве. В Air Astana на звонки "Ъ" не ответили.

Впрочем, в повестке переговоров значились и менее острые вопросы, которые удалось решить. Стороны увеличат частоту полетов по отдельным направлениям, в том числе в Караганду — с четырех до десяти рейсов в неделю (сюда традиционно летает "Аэрофлот"). В то же время Москва пока не согласовала Казахстану регулярные гражданские рейсы из городов России в Байконур, рассказал собеседник "Ъ". Сейчас в арендованный РФ у Казахстана Байконур летают АЛРОСА, "Руслайн" и "Уральские авиалинии", но по разовым разрешениям. Это стало возможным после того, как в 2015 году Росавиация сертифицировала одну из двух взлетно-посадочных полос в районе города (в аэропорту Крайний) для гражданских самолетов. Но в отсутствие международного статуса аэропорта российские авиавласти решили сохранить статус-кво, говорит собеседник "Ъ".

Отметим, что либерализация полетов в странах СНГ традиционно сталкивается с рядом трудностей и сопровождается спорами. Так, в 2012 году РФ и Белоруссия конфликтовали по поводу числа рейсов между Москвой и Минском, а в 2014 году грузинские авиавласти обвиняли "Аэрофлот" в демпинге и в результате ограничили число рейсов для российской стороны. Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что, "вероятно, единственным выходом из патовой ситуации с Казахстаном должна стать либерализация полетов между двумя странами в соответствии с принципами Таможенного союза и Единого экономического пространства". По его мнению, методом обсуждения локальных претензий каждой стороны добиться консенсуса не удастся.

Елизавета Кузнецова; Александр Константинов, Астана
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
Следите за новостями zakon.kz в: