Мы вышли в рейд по адресам, где живут семьи абьюзеров. Адреса самые разные – высокий социальный статус и хороший доход еще не гарантия счастья. Состав рейда прост – участковый-мужчина, улыбчивая, миниатюрная женщина-инспектор и журналист.
"В отдел по борьбе с семейно-бытовым насилием я пришла около года назад. Была такая воодушевленная. Верила, что смогу многое изменить. Но оказалось, что менять свою жизнь хотят не все пострадавшие. Кто-то не видит выхода, кому-то страшно, кому-то некуда идти. Много тех, кто живет с агрессором ради детей. Мы работаем со всеми".Старший инспектор отдела по борьбе с семейно-бытовым насилием УМПС ДП Костанайской области Гульжанат Шаяхметова
Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
С нами в рейде участковый. Условие обязательное. Они знают свой контингент и чего можно ожидать от семейных дебоширов. Бывает всякое, в том числе и требование "убрать эту отсюда". "Эта" может ответить на грубость, но концентрирует все внимание на пострадавшей.
"Мы сразу бежим к женщине. Потому что с теми, кто в состоянии алкогольного опьянения, говорить бесполезно. Не драться же с ними. Моя задача – поговорить с жертвой, что ей нужно, как она видит ситуацию", – делится Гульжанат.
Даже если инспектор просто задает вопросы, паралелльно она цепко рассматривает лицо, руки жертв, ищет взглядом возможные признаки побоев. Многое говорят и женские глаза.
Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
Старший лейтенант полиции Данияр Айдаров обрисовывает первую ситуацию: сын выпивает и поколачивает мать, есть особые требования. Звонок в дверь, открывает как раз герой короткого разговора. Трезв, спокоен. Его мама тоже.
"Пока тихо у нас. С участковым на связи. Он (сын. – Прим. ред.) пока даже на улицу не выходит. Но это ненадолго. Вы лучше к соседке сходите. У нее сынок начал шуметь. Она вчера только жаловалась, но в полицию обращаться боится. У него только вид на жительство, выдворят из страны, она совсем одна останется", – говорит женщина, чьи интересы защищает Гульжанат и ее коллеги по отделу.
Такие обходы для сотрудниц отдела по борьбе с семейно-бытовым насилием – часть ежедневной работы. С 2021 года в отделе одни женщины. Начальник подразделения и подполковник полиции Мадина Валиева, а также инспекторы Гульжанат Шаяхметова и Макпал Бактыбекова.
У всех разная история прихода в отдел. У одной муж, двое детей, счастливый брак. Оттого бывает больно смотреть на то, как живут семьи, где женщин бьют и унижают. Но желание помочь перевешивает, и Макпал вновь и вновь берется за сводки.
А вот Гульжанат призналась, что сама прошла через ситуацию с бытовым насилием. В разводе. При этом понимает, что в некоторых случаях можно сохранить семью, если люди – как агрессоры, так и жертвы – готовы меняться.
Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
"Мы регулярно проводим семинары и встречи инспекторов отделов районов и городов. Там тоже девушки часто миниатюрные, скромные. Но не надо заблуждаться. Свою работу они знают. Для нас главное – защитить женщину и детей, успокоить, рассказать о вариантах развития событий. Все чаще жертвы семейных дебоширов выбирают защиту. Будь то особые условия, запрещающие употребление алкоголя, или запрет на приближение. Его выдают на 30 дней. А если и это не помогает, то кризисный центр для женщины и детей, или изолятор для дебошира", – рассказывают инспекторы отдела.
Фото: Zakon.kz/Дина Тукпаева
Практика показывает, что после дела Салтанат Нукеновой за помощью стали обращаться больше женщин. Помогает в этом и новый закон о семейно-бытовом насилии. Есть те, кто на связи с участковыми и женским защитным подразделением постоянно. Встречаются семьи, где помочь могут, лишь когда о скандалах сообщают соседи. Такое сегодня тоже стало возможным.
"Мы делаем важное дело. Чем большему числу людей поможем, тем больше будет здоровых детей, благополучных семей", – в один голос говорят инспекторы отдела по борьбе с семейно-бытовым насилием.
Костанайская область в числе лидеров по числу сообщений о семейно-бытовом насилии. Однако в регионе уверены, что страшнее, когда о проблеме молчат. Активная работа полиции в этом направлении дает свои результаты. Есть семьи, где ситуация нормализуется после того, как мужчину помещают в изолятор или же выносят защитное предписание для жертв. Инспекторы говорят – это часто отрезвляет агрессора.
К слову, каждый день эти женщины преодолевают стереотипы и барьеры, демонстрируя, что сила, решительность и сострадание не всегда зависят от гендерных различий. В Международный женский день общество отмечает не только достижения женщин-правоохранителей, но и их самоотверженность. Их пример может вдохновить других казахстанцев внести свой вклад в создание более безопасного общества.