В кризис нужно действовать быстро - Акишев
В кризис нужно действовать быстро - Акишев
Глава Национального Банка Данияр Акишев высказался о регулировании банковского сектора страны. Он отметил, что стресс-тестирование фининститутов покажет устойчивость игроков к изменениям, происходящим в экономике. Об этом он заявил в интервью каналу Россия 24, передает LS.
Банкир уточнил, что главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым было поручено провести стресс-тестирование банков. По его оценкам, процедура будет проводиться весь 2016 год.
«Мы думаем, что это хорошая оценка температуры банковского сектора, плюс понимание каждого игрока и его перспектив. Нужно быть реалистами. Если я вижу, что определенная бизнес-модель некоторых банков не позволяет ему устойчиво функционировать при каких-то стрессовых сценариях, и которые имеют высокую степень вероятности осуществления, то понятно, что банк уже сейчас должен думать о будущем. Банк должен думать о том, что может быть ему нужно искать либо средства акционеров или средства для объединения с более крупными игроками или поглощения мелких для улучшения своего финансового состояния. Если все это невозможно, тогда речь идет о том, что нужно уходить с рынка», - подчеркнул он.
Акишев отметил, что в Казахстане объявили о пакете мер поддержки банковского сектора.
«Не всегда регулятор банковского сектора, я не говорю только о Нацбанке, не всегда бывают гибкими. Сложные решения, они требуют калибровки, широкого обсуждения с банковским сектором. Естественно они растягиваются по времени. Тем не менее, в условиях кризисных явлений нужно действовать быстро. Мы видели, как банки очень жестко обожглись на внешнем фондировании, когда была очень высокая зависимость. Затем они участвовали в раздувании пузырей на рынке недвижимости и других рынках. Соответственно все регулирование выстроили так, ограничив их, выставив красные флажки. Все это было справедливо для того периода времени», - уточнил он.
Он считает, что успех деятельности Нацбанка будет зависеть от скорости решения.
«Те или иные секторы, уже не требуют такого жесткого закручивания гаек. Отменяются некоторые нормативы. Драйвером роста в перспективе может стать малый и средний бизнес (МСБ). Мы готовы снизить степень взвешивания рисков по этим кредитам с тем, чтобы уменьшить капитал банков. Я считаю здесь нужно двигаться быстрее, то есть нужно понимать, что в данном периоде это не является большим риском. Данная мера позволит банкам более активно работать в сфере кредитования МСБ. То же самое касается ипотеки. В Казахстане, к сожалению, ипотечное кредитование практически остановилось. Сейчас боятся того, что происходило в 2000-е годы, я считаю, что нельзя», - пояснил предправления.
Глава регулятора отметил, что Казахстан может ввести собственную программу количественного смягчения.
«Мы готовы рассмотреть подобную программу, как только в Казахстане появится возможность проводить операции подобного рода. К сожалению, сейчас предоставлять какую-то ликвидность в систему, когда происходят резкие колебания обменного курса, нецелесообразно. По мере стабилизации ситуации на рынке мы готовы рассмотреть данные инструменты. Мы готовы расширить весь потенциал залогового обеспечения, которые банки могут предоставлять Национальному банку. Необходимость программы количественного смягчения есть», - подчеркнул он.
Акишев добавил, что регулятор начал обсуждать с фининститутами возможность кредитования банков под залог нерыночных активов - под залог их кредитных портфелей.
«Это и есть в наших условиях некая тема количественного смягчения, которую мы можем предложить», - уточнил он.
Отвечая на вопрос журналиста о достаточности золотовалютных резервов (ЗВР) Казахстана, Акишев отметил, что совокупные резервы на конец ноября 2015 составили более $90 млрд. По отношению к ВВП это почти 50%.
«Запас прочности в Казахстане по внутренней методике выше, чем в России. Мы сумели накопить больше и эти резервы пропорциональны размерам экономики. Данная сумма позволяет нам, по крайней мере сейчас можно говорить, противостоять в будущем любым вызовам. Во-первых, сами резервы не тратятся сейчас на поддержание курса. Мы уже объявляли, курс формируется без участия Нацбанка. Также стараемся не продавать валюту», - уточнил он.
Акишев добавил, что при возникновении технических интервенций, связанных со сглаживаем определенных шоков, возникающих в отдельное время суток, регулятор может вмешиваться.
«Бывают моменты, когда скорость падения курса разгоняется за счет очень узкого валютного рынка и каких-то два-три игрока могут резко поменять температуру на рынке. Соответственно в такие моменты можем вмешаться», - прояснил ситуацию глава Нацбанка.
Акишев также прокомментировал проведение валютных интервенций для поддержки тенге. Как ранее сообщал LS, объем интервенций в сентябре достиг $1 млрд 157 млн. Объем продаж долларов из Национального фонда в октябре 2015 года составил $3,9 млрд.
Он считает, что политика, проводимая предыдущим главой Нацбанка Кайратом Келимбетовым, была не «самая правильная».
«Мы зависим от условий, которые происходят в России, в первую очередь, по обменному курсу. Изменение курса рубля началось с конца 2014 года. В Казахстане все это время курс держался на одном уровне, не рефлектируя на эти изменения. Это стоило денег. Национальный Банк сдерживал этот курс путем постоянных и масштабных интервенций. На мой взгляд это не самая правильная политика, особенно в условиях, когда внешняя конъюнктура стала плохой не в краткосрочном тренде. Было очевидно, что это изменение достаточно долгосрочное», - подчеркнул он.
Акишев отметил, Нацбанк, анализируя внешние события, принял решение о переходе на свободный курс тенге.
«Эта новая реальность, которая вокруг нас и в которой нам жить. В данных условиях Национальный Банк принял решение в августе перейти на свободно плавающий обменный курс. В это же время курс начал колебаться в значительных диапазонах. Причем не всегда эти колебания были только в сторону ослабления, накладывались внутренние факторы. Есть периоды налоговых платежей, также как в России. Соответственно курс начал колебаться и было достаточно сложно предугадать динамику курса», - полагает председатель Нацбанка.
Он также отметил, что население и предприятия готовились к данному событию.
«Мы разъясняли о том, что жить с переоцененным курсом национальной валюты, когда наши товары становятся наиболее дорогими, сложно и нельзя. Необходимо обеспечивать внутреннюю конкурентоспособность. Затем в сентябре и октябре месяце Нацбанк снова вернулся на валютный рынок и начал активно проводить интервенции с целью удержания курса на одном из значений. Но в целом было непонятно, потому что девальвационные ожидания присутствовали. Нацбанку приходилось даже уже после перехода на свободно плавающий курс продавать валюту на рынке. Я озвучил эту цифру, она к сожалению, не самая радужная. За это время население очень сильно «перевернулось» из депозитов в нацвалюте в депозиты в иностранной валюте», - резюмировал Акишев.