Банки - не крупные покупатели валюты у нерезидентов
Банки - не крупные покупатели валюты у нерезидентов
Банки не являются крупными покупателями валюты у нерезидентов, несмотря на статистику Нацбанка. Все дело в особенностях статистической обработки данных, сообщает Кursiv.kz. со ссылкой на информацию директора департамента монетарных операций Национального банка РК Алии Молдабековой.
Пресс-служба Национального банка распространила сегодня пресс-релиз, в котором указываются особенности расчета этих данных.
В частности, в нем говорится, что по данным официальной статистки Национального Банка, банки второго уровня являются нетто-покупателями большого объема иностранной валюты у нерезидентов на межбанковском рынке. Так, к примеру, в марте этого года банки приобрели у нерезидентов $5 296 млн. В действительности же ситуация несколько отличается, и БВУ не являются крупными покупателями валюты у нерезидентов, - поясняет А. Молдабекова. Все дело в особенностях статистической обработки данных.
Дело в том, что некоторые банки второго уровня, хеджируя валютные риски, проводят встречные (покупка-продажа) валютные операции на межбанковском рынке с различными сроками исполнения, при этом в соответствии с требованиями Национального Банка отчитываются только по операциям со сроком исполнения до 2-х дней. То есть в официальную статистику Национального банка как раз не попадают операции банков по обратной продаже нерезидентам иностранной валюты, срок исполнения которых 2 и более дней.
В настоящее время Национальный банк вносит соответствующие изменения во внутренние требования к отчетности БВУ для исключения данного несоответствия, сообщает А. Молдабекова.
О тенговой ликвидности
В распространенном пресс-релизе Нацбанка также сообщается о ситуации с тенговой ликвидностью на денежном рынке.
По сравнению с 2015 годом, когда разговоры о нехватке тенговой ликвидности практически не утихали, в этом году нельзя не заметить очевидные позитивные сдвиги в увеличении объемов свободной ликвидности в банковском секторе, - отмечает А. Молдабекова. Этому предшествовали несколько действий Национального Банка.
Во-первых, был осуществлен переход на свободно плавающий обменный курс. Курсообразование стало основываться на рыночных факторах, как внешних, так и внутренних. Фундаментальные факторы, такие как: цена на нефть, курсы валют торговых партнеров Казахстана, создают основные предпосылки для волатильности курса национальной валюты. Ежедневно участники рынка под воздействием рыночных механизмов спроса и предложения самостоятельно находят баланс курса иностранных валют к тенге.
Во-вторых, 1 февраля 2016 года была повышена ставка вознаграждения по депозитам физических лиц в национальной валюте с 10 до 14 % и одновременно снижена ставка по депозитам в иностранной валюте с 3 до 2%. Это позволило повысить привлекательность тенговых инструментов, начался процесс дедолларизации. Изменение предпочтений депозиторов в пользу национальной валюты позволило банкам чувствовать себя более комфортно в вопросе ликвидности.
В-третьих, Национальный Банк установил со 2 февраля 2016 года базовую ставку на уровне 17% и возобновил операции постоянного доступа с симметричным коридором процентных ставок +/- 2 процентных пункта, полностью удовлетворяя спрос банков на тенговую ликвидность. Однако с момента возобновления операций постоянного доступа спрос на ликвидность со стороны профессиональных участников начал постепенно сокращаться, сообщают в Нацбанке. По данным А. Молдабековой, основные индикаторы монетарной политики и операции банков демонстрировали уверенный рост избытка ликвидности.
Кроме того, сообщает представитель Нацбанка, 1 апреля 2016 года регулятором сделан немаловажный шаг к повышению транспарентности и предсказуемости действий. Нацбанк приступил к опубликованию на официальном интернет-ресурсе данных по операциям на валютном рынке и данных по открытой позиции по операциям НБ РК.
Так, по состоянию на 22 апреля объем изъятой банковской ликвидности составляет 1 553,94 млрд тенге, что говорит о значительном избытке свободных не инвестируемых в экономику средств на финансовых рынках.
На этом фоне Национальный банк совместно с банками-первичными агентами также приступил к формированию кривой доходности по государственным ценным бумагам и одновременному развитию рынка ценных бумаг. Как пояснила А. Молдабекова, кривая доходности (безрисковая кривая) является первоисточником информации для внутренних и внешних инвесторов в вопросе стоимости заимствования и служит сигналом в вопросе оценки ожиданий профессиональных участников.