Жакип Асанов: «Такому прокурору не место в нашей системе»
Жакип Асанов: «Такому прокурору не место в нашей системе»
Генпрокурор объяснил, в каких случаях перед «неправильными» прокурорами закроют двери.
Редакцию нового Закона «О прокуратуре» одобрили депутаты мажилиса в среду на пленарном заседании. Представлять и защищать законопроект перед депутатами пришел лично генеральный прокурор Жакип Асанов.
В уже привычно образных выражениях глава надзорного органа начал с глубинного вопроса: «Мы искали наши стратегию и миссию. Какими должны быть стратегия и миссия прокуратуры? Без этого нельзя ответить на главный вопрос, для чего нужна прокуратура в целом».
Сегодня, по его мнению, прокуратура «распыляется», пытаясь объять необъятное: «Есть фраза: «Если даже резать воробья - это должен делать мясник». Каждый должен заниматься своим делом. А задача прокуратуры - это надзор за законностью. Каждый госорган, любое министерство должно обеспечить законность в зоне своей ответственности. А прокуратура взвалила на себя их обязанности и, как итог, распыляется».
От такого «распыления» и решено отойти. В законопроекте четко прописываются задачи прокуратуры, права и обязанности прокурора, сокращаются основания для проверок.
«Прокуратура идет с проверкой только тогда, когда контролирующие органы не справляются со своими обязанностями, - объяснил господин Асанов. - Наши проверки будут регистрироваться в обязательном порядке. Мы этого просили сами, чтобы навести в системе порядок в рамках данного законопроекта. Сейчас прокуроры проверяют столько, сколько захотят, нет ограничений по времени. Есть проверки, которые длятся год, так как нет требований. Теперь этот срок составит до 30 дней, и только в некоторых случаях этот срок можно будет продлить лишь на месяц».
Функционал прокуратуры останется прежним - защита прав граждан, соблюдение законности. Однако общий надзор не будет безграничным.
«Новый надзор будет осуществляться в трех формах - проверка, анализ и оценка правовых актов. Больше не будет бесконечных проверок, как ранее. Главный инструмент - это анализ, в первую очередь мы анализируем статистику, сведения, информацию в СМИ. Не надо никуда ходить и кого-то тревожить. Сейчас IT-технологии развиваются, и можно выявить правонарушения посредством этих технологий», - рассказал генпрокурор.
Первыми плюсы этого закона, по его мнению, почувствуют предприниматели, поскольку самостоятельно, по личной инициативе прокуроры не смогут прийти проверять бизнес. «Конечно, могут быть разные ситуации, однако, если нет преступления, прокурор не имеет права вмешиваться. Для этого как минимум нужно будет решение генерального прокурора», - подчеркнул Жакип Асанов.
Для проверок (вне уголовного дела) и вмешательства прокуратуры останутся только два основания: если какой-нибудь госорган нарушил права лиц, которые не могут самостоятельно защитить себя, или же нарушены права неограниченного круга лиц.
«Такие же ограничения по обращениям: если поступило заявление, прокурор не будет сразу же идти на проверку, как это было прежде. Он должен определить, в задачи какого органа это входит, либо разъяснить автору обращения, как это сделать. Например, кто-то не согласен с размером пенсии, или не может поделить с соседом земельный участок, либо его с работы уволили. Такие споры должны рассматриваться в суде. Прокуратура идет с проверкой, только когда контролирующий орган не выполняет свои обязанности», - пояснил господин Асанов.
Принципиальный момент - в законопроекте прописаны права субъектов проверок. Более того, генпрокурор подчеркнул, что сама прокуратура заинтересована в том, чтобы этими правами проверяемые активно пользовались. Особенно если вдруг возникли сомнения в честности и неподкупности прокурора.
«Во-первых, такого прокурора действительно пускать нельзя. Никаких документов ему не давать. И мы это четко прописали. Вот в действующем законе никаких прав нет у проверяемого. И поэтому, конечно, все, что хочет, можно делать. Теперь, чтобы пойти на эту проверку, если это субъект бизнеса, решение генерального прокурора надо. Если это не уголовное дело. Уголовный процесс - это особый порядок. Поэтому мы все написали, в каких случаях можно прокурора не пускать, в каких случаях можно дверь закрыть перед ним, в каких случаях вообще никаких документов не давать. И быстро сообщить, чтобы такого прокурора наказали, и не место такому чиновнику в нашей системе. Но есть случаи, когда прокурор действительно имеет право. В таких случаях у него должно быть постановление, должен прийти именно тот человек, который указан в постановлении, там должны быть указаны сроки, необходимый перечень. Если все это соответствует, надо пускать. Но я своих прокуроров ориентирую перестать ходить ногами. Нужна аналитика, глубокая аналитика. Мы в XXI веке, сейчас надо создавать IT-программы, через которые можно видеть все потоки, все денежные потоки, замаскированные хищения и так далее. То есть надо головой работать. Вчерашний век - ходить, сидеть, смотреть документы. Вот как за рубежом - полиции же не видно. Вот точно так же прокуроров не должно быть видно, не должны они раздражать и мешать другим работать», - твердо заявил генпрокурор.
Ирина Севостьянова