Казахстан и Кыргызстан перейдут на единые тарифы для ж/д грузоперевозок
Казахстан и Кыргызстан перейдут на единые тарифы для ж/д грузоперевозок
Соответствующий законопроект РК «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о применении порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики» одобрили на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК депутаты, передает корреспондент Zakon.kz.
«Подписанное Соглашение временно применяется с 10 января 2017 года и предусматривает досрочное применение между двумя странами ряда норм Договора о Евразийской экономическом союзе (ЕАЭС)», - сказал министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек, представляя проект закона.
По его словам, это, во-первых, взаимное обеспечение доступа к услугам железнодорожного транспорта и инфраструктуры для казахстанских и кыргызских потребителей на равных условиях.
«Кроме того, будет обеспечен равный доступ железнодорожных перевозчиков к объектам инфраструктуры. В Казахстане вышеуказанные условия обеспечены в законодательстве с момента вступления в силу договора о ЕАЭС, то есть с 2014 года. Кыргызская сторона внесла соответствующие изменения в 2016 году», - напомнил глава ведомства.
«Во-вторых, применение сторонами унифицированных тарифов по видам сообщений в отношении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом между Казахстаном и Кыргызстаном транзитом по территориям в рамках договора о ЕАЭС. Применение унифицированных тарифов в первую очередь обеспечит увеличение объема перевозок путем создания благоприятных тарифных условий. Уже сегодня объем перевозок грузов между двумя странами в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 14%», - сообщил он.
В то же время мажилисмен Александр Суслов поинтересовался, как новый тариф повлияет на экономические показатели казахстанской железной дороги.
«До подписания Соглашения все перевозки из Кыргызстана и в Кыргызстан, производятся по транзитному тарифу, а он выше, чем предусматриваемый в Соглашении унифицированный тариф. Соответственно, стоимость перевозок будет значительно ниже. Имеются ли расчеты, как новый тариф повлияет на экономические показатели КТЖ», - спросил парламентарий.
В ответ на это Ж. Касымбек пояснил, что остальные стороны-участники ЕАЭС на протяжении двух лет уже используют унифицированные тарифы.
«Раньше мы имели внутренний, экспортный и импортный тариф, внутренний тариф был ниже, экспортный, импортный - выше, в ходе унификации тарифы стали едиными. В целом для экспортеров и импортеров тарифы снизились. По нашему мнению, Казахстан получил достаточные выгоды от внедрения унифицированных тарифов, потому что мы в большом объеме возим грузы в Россию», - подчеркнул глава ведомства.
В качестве примера он привел зерновиков и угольные предприятия.
«Это в первую очередь наши зерновики, которые работают на Москву, или наши угольщики, которые работают в России. Также это транзит в Белоруссию. И здесь нельзя говорить, что железная дорога получила убытки, потому что эти тарифы кыргызская сторона в случае готовности законодательства, должна была получить еще два года назад. Сегодня мы можем говорить, что в среднем по различным расчетам наши экспортеры получили выгоду почти на 100 миллионов долларов за этот период - полтора года», - заключил он.
Ксения Давыдова