Основные направления и меры в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в РК
Основные направления и меры в сфере противодействия
легализации (отмыванию) преступных доходов в РК
Казахстанская стратегия борьбы с отмыванием денег строится на тех же принципах, как и в других странах мира, и соответствует выработанным международным стандартам. Уполномоченным органом сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в Казахстане является Комитет по финансовому мониторингу, входящий в организационную структуру Министерства финансов РК. Деятельность уполномоченного органа регулируется Законом РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
Проблема отмывания преступных доходов носит поистине глобальный характер. В настоящее время мировой рынок глобализован, осуществляется свободный переток денежных средств и капитала из одной страны в другую в форме различных торговых отношений, инвестиций, благотворительности ит.п. В одной отдельно взятой стране всегда сложнее отмывать незаконные доходы, поэтому международные преступные группы умело используют особенности законодательства различных стран, совершенствуют методы и способы на базе современных технологий, новых финансовых инструментов, правовых механизмов для достижения поставленных целей. Имеются территории, страны в которых юридически закреплены низкие налоги, либо полностью отсутствующее налогообложение для компаний определенного типа, созданы условия для относительно анонимного ведения бизнеса, это так называемые оффшорные зоны. Все это поднимает значимость международного сотрудничества и совместного противодействия отмыванию преступных доходов. На сегодняшний день, по оценкам МВФ, общий объем отмываемых преступных доходов составляет до 2%-5% от мирового валового национального продукта.
Поэтому, основным направлением в Казахстане является формирование у граждан сознания общественной опасности и необходимости мер по противодействию отмывания преступных доходов. Надо понимать, что любому отмыванию денег предшествуют преступления, связанные с незаконным получением этих доходов (коррупция, хищения, неуплата налогов, наркоторговля и т.п.). Ведь необходимость в отмывании заработной платы, и других законно получаемых доходов отсутствует.
Вторым, направлением является развитие и углубление международного сотрудничества Казахстана в сфере противодействия отмывания преступных доходов. Известно, что незаконно получаемые доходы могут отмываться преступниками не только в Казахстане, но и в других странах в виде приобретений недвижимости, бизнеса, ценных бумаг, антиквариата и т.п. В то же время, международные преступные группы из других стран могут использовать возможности отмывания преступных доходов в Казахстане, либо использовать местные банковские и иные коммерческие структуры в качестве транзита преступных денег в третьи страны.
В этом плане Казахстан интегрирован в международную систему сотрудничества и взаимодействует в сфере противодействия легализации преступных доходов путем обмена данными, обмена опытом, оценки законодательства на предмет соответствия международным критериям и т.п.
Третьим, направлением является внедрение планируемого всеобщего налогового декларирования, 42-гошага Плана нации - 100 шагов институциональных реформ Н. Назарбаева. В настоящее время в Казахстане в виду отсутствия всеобщего налогового декларирования имеется благоприятная среда для отмывания преступных доходов. Так, практически любой гражданин РК (госслужащие подают декларацию о доходах и имуществе) имеет возможность приобрести машину, недвижимое имущество, ценные бумаги, бизнес и т.п., при этом у приобретателя на сегодняшний день отсутствует налоговое обязательство о декларировании доходов и расходов. Таким образом, остаются неизвестными источники происхождения денег на приобретения активов, что создает возможность преступникам легализовывать доходы, полученные преступным путем.
При этом необходимо отметить, что система финансового мониторинга -это постоянно развивающаяся система, которая создана и совершенствуется для того, чтобы повысить эффективность, прозрачность, надежность и устойчивость как национальной, так и мировой финансовой системы. Что приобретает особую актуальность в современных условиях.