В МОН рассказали о проектах по борьбе с коррупцией в сфере образования
В МОН рассказали о проектах по борьбе с коррупцией в сфере образования
Вице-министр Асхат Аймагамбетов возложил большие надежды на автоматизацию при записи детей в школы, детсады и кружки, а также при приёме учителей на работу.
Как покончить с коррупцией в сфере образования, обсудили на совещании в АДГСПК сотрудники профильного министерства и представители Агентства по делам госслужбы. Одним из главных методов борьбы с коррупцией является автоматизация, подчеркнул вице-министр образования Асхат Аймагамбетов.
«Это вопросы проведения олимпиад, приёмы в первые классы, перевода между школами, аттестации, приёма на работу в школу - все эти процессы постепенно будут автоматизированы, будет обеспечена прозрачность и чёткие процедуры», - рассказал вице-министр.
В 28 районах и пяти городах Казахстана выдача направлений в детские сады уже автоматизирована.
«Остальные регионы сейчас на подходе. Тоже внедряют, выделяют средства. Мы видим, что есть хорошие результаты. Общество видит через e-astana.kz. В пилотном режиме ряд регионов проводит автоматизацию приёма в первые классы. Здесь мы должны устранить все условия, чтобы были обеспечены права детей», - сказал он.
Онлайн также можно записаться на кружки, секции и в школы искусств.
«Важно, чтобы родители, во-первых, могли записывать своих детей удалённо, во-вторых, чтобы мы видели, есть ли там вакантные места. Это делается для того, чтобы без контакта с услугодателем мы могли записать своих детей на дополнительные кружки», - отметил он.
Автоматизация касается не только детей и их родителей, но и учителей. В Шымкенте стартовал проект по автоматизированному приёму педагогов на работу.
«По аттестации и приёму на работу педагогов. Тут есть риск коррупции. В пилотном режиме внедряем автоматизацию по передаче документов для аттестации в городские, районные и областные отделы образования. По приёму на работу очень много вопросов в южных регионах вызывает этот вопрос. В Шымкенте уже запустили проект по автоматизированному приёму на работу. Хотим, чтобы автоматизация была даже по остальному персоналу. Мы хотим, чтобы приём на работу проходил через определённую электронную систему. Делаем приоритет на этот вопрос», - сказал он.
В министерстве борются с коррупцией также путём изменения типовых правил. Например, МОН РК уже работает над включением в правила пункта о том, что приём в школы для одарённых детей должен осуществлятся по модели НИШ. Это значит, что проводить экзамен для поступления в эти школы будет сторонняя организация.
«Мы никого не будем просить, мы никого не будем агитировать, мы просто изменяем НПА, для того, чтобы остальным организациям нужно было просто его соблюдать. В типовые правила о деятельности мы включаем пункт о том, что приём в эти школы должен быть приблизительно по модели НИШ. Сейчас как: директор формирует комиссию, сами готовят эти тесты, задания, сами проводят экзамены и сами принимают решения. И мы хотим сделать так, чтобы сторонняя организация проводила этот экзамен, как в НИШ, они же будут смотреть насколько этот ребёнок соответствует, сколько он баллов набрал, и в то же день баллы будут публиковать в интернете и потом давали их руководству школ, для того чтобы они издавали приказ о зачислении», - объяснил Асхат Аймагамбетов, отметив, что такой опыт уже был внедрён в Карагандинской области и в течение трёх лет показал свою эффективность.
Благотворительность в школах приветствуется, но есть тонкая грань между благотворительностью и взяткой, заметил он.
«Есть тонкая грань, когда эта добровольная благотворительность или когда человек «помогает». Есть такие примеры, когда человек делает это не совсем добровольно. Добровольная помощь школам приветствуется, но есть процедура, как это делать. Необходимо, чтобы были счета, чтобы была прозрачность, чтобы школа и администрация к этому отношения не имела. Поэтому здесь тонкая грань, поэтому мы пресекаем такие факты и случаи, когда есть поборы и сбор денег», - пояснил Асхат Аймагамбетов.
Комментируя платные тестирования в школах Казахстана, вице министр подчеркнул, что в школьной программе не предусмотрены бесконечные срезы.
«Мы говорим о том, что, если дети хотят тестироваться, то можно сделать это онлайн на сайте национального тестирования. Также можно пройти в пункты проведения ЕНТ. Но в школах есть программы, и там должны заниматься именно этим. Поэтому мы говорим сегодня: департаменты по контролю в сфере образования эти вопросы будут мониторить, этот вопрос у нас на контроле», - отметил он.
Также Асхат Аймагамбетов добавил, что проводить школьные мероприятия за счёт родителей тоже неправильно.
«Раньше, помните, проводились мероприятия за счёт сил самой школы. Детям проводили новогодний утренник, дети сами играли в какой-то роли, участвовал педколлектив. Сейчас мы видим, что многие школы начали приглашать event-агентства, ребята не участвуют в процессе, сидят в зале и смотрят спектакль. Мы сказали, что это неправильно. Школьные и внутришкольные мероприятия по государственным праздникам или посвящённые Новому году школы должны проводить сами. Когда ребёнок через определенные роли, персонажи получает ценности. Это важно. Поэтому по всем направлениям министерство системно работает, и мы меняем нормативно-правовую базу», - подчеркнул он.
Амина Малакшинова