Особенности прекращения деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке
Особенности прекращения деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке
25 декабря 2017 года принят Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в новой редакции.
Налоговый кодекс введен в действие с 1 января 2018 года.
Налоговый кодекс предусматривают норму, позволяющую органам государственных доходов прекращать в принудительном порядке деятельность юридических лиц-резидентов, их структурные подразделения, структурных подразделений юридического лица-нерезидента, юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение без открытия структурного подразделения, индивидуальных предпринимателей.
Норма, предусмотренная Налоговым кодексом, способствует формированию актуальной базы данных о субъектах предпринимательства, позволяет исключить налогоплательщиков фактически прекративших осуществление предпринимательской деятельности.
Принудительное прекращение деятельности налогоплательщика проводится посредством подачи в суд искового заявления. При этом, предварительно проводится работа по анализу деятельности субъекта, сбору сведений. Не каждый субъект может быть подвергнут принудительной ликвидации.
Данные налогоплательщики должны одновременно соответствовать следующим условиям:
1) до 1 января календарного года, но не менее срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса:
не представлявшие налоговую отчетность;
не совершавшие экспортно-импортные операции;
не осуществлявшие платежи и (или) переводы денег по банковским счетам, за исключением случаев, если сумма платежа и (или) перевода денег за календарный год не превышает 141-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, а также получения пенсионных и (или) социальных выплат;
не состоявшие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
2) по состоянию на 1 января календарного года:
не состоящие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
не приостановившие представление налоговой отчетности в порядке, определенном статьями 213 и 214 настоящего Кодекса;
не имеющие на праве собственности объекты обложения налогами на имущество, транспортные средства, земельным налогом, единым земельным налогом, за исключением объектов обложения указанными налогами с физических лиц;
не имеющие задолженность по социальным платежам;
не имеющие налоговую задолженность по налогам и платежам в бюджет, таможенным платежам и налогам в размере более 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Данные положения не распространяются на налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с Налоговым кодексом, и осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.
Органами государственных доходов ежегодно не позднее 1 марта формируются первоначальный перечень субъектов, соответствующих условиям принудительной ликвидации, и не позднее 1 апреля размещается в средствах массовой информации сформированный перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации.
В перечне субъектов, подлежащих принудительной ликвидации, указываются:
идентификационного номера (при его наличии);
регистрационного номера налогоплательщика;
фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица либо наименования субъекта;
наименования налогового органа по месту нахождения субъекта;
адреса налогового органа для приема заявлений (претензий) кредиторов и (или) иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в случае принудительной ликвидации (снятия с учетной регистрации, прекращения деятельности) субъекта.
Не позднее 1 мая после размещения в средствах массовой информации сформированного перечня субъектов для получения сведений направляют запросы в: банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, - о платежах и (или) переводах денег; уполномоченные государственные органы - о наличии имущества, транспортных средств, земельных участков; регистрирующий орган - о наличии (отсутствии) сведений в Национальном реестре идентификационных номеров.
С целью исключения нарушения прав кредиторов по отношению к налогоплательщику, подлежащему принудительной ликвидации, заявления (претензии) кредиторов или иных лиц принимаются налоговыми органами с приложением документов, подтверждающих правомерность предъявляемых претензий, до 1 июня календарного года.
Окончательный перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации (снятию с учетной регистрации, прекращению деятельности), формируется не позднее 1 июля календарного года, при условии получения сведений, указанных в подпункте 3) пункта 2 настоящей статьи, и отсутствия заявлений (претензий) кредиторов или иных лиц.
Работа налоговых органов по прекращению деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке проводится ежегодно, поскольку исковое заявление для принудительной ликвидации в отношении таких субъектов направляется в суд не позднее 1 сентября календарного года.
___________________________
Судья СМЭС Карагандинской области
Беккожина А.К.