Почти на 5,2 млн тенге оштрафовал Нацбанк банки за допущенные нарушения
Почти на 5,2 млн тенге оштрафовал Нацбанк банки за допущенные нарушения
Национальный банк РК по итогам третьего квартала 2019 года провел мониторинг и анализ нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, услуг микрофинансовых организаций (МФО) и коллекторских агентств, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу НБ.
- И в результате данного анализа в отношении банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, коллекторских агентств, МФО и страховых организаций применены соответствующие меры воздействия, - говорится в сообщении.
Так, в отношении банков в третьем квартале 2019 года применено 73 меры воздействия, в том числе:
- 3 административных штрафа на сумму 5 176 250 тенге;
- 69 рекомендательных мер надзорного реагирования;
- 1 письменное предписание.
Как отметили в Нацбанке, банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством РК, а также нормативными правовыми актами Нацбанка, которые связаны с осуществлением:
- обслуживания банковских займов;
- платежей и переводов денег;
- обслуживания банкоматов и банковских счетов.
По порядку обслуживания банковского займа у банков выявлены нарушения, касающиеся:
- недостоверного указания банком размера ГЭСВ в персональных условиях по договору банковского займа;
- продажи банком заложенного имущества третьему лицу без проведения торгов, в нарушение требований закона об ипотеке;
- нарушения сроков уведомления заемщика о наличии просроченной задолженности по займу;
- несоответствия установленным нормам размера шрифта текста заявления к кредитному договору и другое.
По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:
- необоснованного списания денег по договору банковского займа с использованием платежного ордера при отсутствии соответствующего распоряжения заемщика;
- необоснованного взыскания банком денег в сумме неустойки (пени, штрафа) посредством платежного требования;
- несвоевременного снятия ограничения на распоряжения деньгами на банковском счете при отзыве платежного требования;
- необоснованного предъявления платежного требования при наличии денег на счете заемщика/ при наличии судебного акта на взыскание/на списание текущей задолженности;
- перевода денег в пользу страховой компании без распоряжения клиента в рамках договора займа и другое.
о порядку обслуживания банкоматов и банковских счетов выявлены нарушения, касающиеся:
- не обеспечения оперативного выявления технических сбоев в работе банкоматов;
- непредставления/несвоевременного предоставления ответов на обращения клиентов;
- открытия банковского счета клиенту без соответствующего заявления клиента;
- неполного информирования клиента при предоставлении выписок;
- взимания банком комиссии при отсутствии предоставления банковских услуг;
- несоблюдения порядка передачи клиенту ответа на его письменное обращение;
- не предоставления ответов на входящие обращения клиента.
В отношении коллекторских агентств в указанный период применено 5 мер воздействия, в том числе:
- 2 административных штрафа на сумму 505 000 тенге;
- 3 ограниченные меры, из них: 2 письменных предписания и 1 письменное предупреждение.
Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с:
- непредставлением запрашиваемой уполномоченным органом информацией и документов;
- несообщением при первичном контакте работником коллекторского агентства должнику информации, установленной правилами осуществления коллекторской деятельности;
- неосуществление фиксации процесса взаимодействия с должником с помощью средств аудио- или видеотехники в помещении коллекторского агентства.
В отношении МФО по итогам выявленных нарушений применено 8 мер воздействий, в том числе:
- 4 административных штрафа на сумму 1 262 500 тенге;
- 4 ограниченные меры воздействий, из них: 3 письменных предписания и 1 письменное предупреждение.
Результаты проведенного анализа показали, что МФО были допущены нарушения, связанные с:
- нарушением порядка списания просроченной задолженности по займу (без использования платежного требования);
- несвоевременным представлением сведений в кредитное бюро;
- несоответствием договора о предоставлении микрокредита требованиям законодательства Республики Казахстан;
- несоблюдением требований законов Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа.
В отношении страховых организаций в третьем квартале 2019 года вынесены 3 рекомендательные меры надзорного реагирования.
Страховыми организациями допущены нарушения, связанные с:
- нарушением порядка оформления калькуляции и фотографирования поврежденного транспортного средства;
- несвоевременным предоставлением письменного ответа на заявление клиента;
- несоблюдением порядка осмотра и оценки поврежденного транспортного средства.
Актуальные вопросы обращений и жалоб за данный период связаны с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, аннуитетным страхованием, добровольными видами страхования автомобильного транспорта, залогового имущества, жизни, накопительного страхования жизни.
Информация о принятых к вышеуказанным организациям мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) публикуется на официальном интернет - ресурсе Национального банка Казахстана www.nationalbank.kz в разделе «Примененные меры воздействия и санкции».