К вопросу об Акметализме
Доктор права (Кельнский университет), LL.M (Гамбургский университет), к.ю.н., КИМЭП Ж.М. Кембаев анализирует программу выхода из мирового кризиса, предложенную мировому сообществу Главой нашего государства Н.А. Назарбаевым
К вопросу об Акметализме
Доктор права (Кельнский университет), LL.M (Гамбургский университет), к.ю.н., КИМЭП Ж.М. Кембаев анализирует программу выхода из мирового кризиса, предложенную мировому сообществу Главой нашего государства Н.А. Назарбаевым
Идея «Акметализма» Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева
В конце января 2009 г. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев во время своего государственного визита в Индию, наряду с большим количеством политических и экономических вопросов развития казахстанско-индийского сотрудничества, затронул также некоторые аспекты, связанные с перспективами развития международных отношений в эпоху глобального кризиса и возможностью установления справедливого посткризисного мироустройства. В связи с этим Президент Назарбаев особо подчеркнул, что «будущее мира заключается в том, чтобы вся глобальная цивилизация имела совершенно справедливую единую мировую валюту - законную единицу для обмена товарами, которая бы была принята ООН и контролировалась соответствующими комиссиями».[1]
Свое детальное изложение программа главы государства получила в его статье «Ключи от кризиса», опубликованной в «Российской газете» от 2 февраля 2009 г. Отмечая, что «нынешний глобальный кризис - это вовсе не какое-то стихийное бедствие и не результат случайного стечения обстоятельств, а закономерное внешнее следствие... глубинного внутреннего дефекта», Президент Казахстана решительно призвал бороться прежде всего с причиной кризиса, с тем «дефектом», без устранения которого, все реформы мировой валютно-финансовой системы будут носить лишь косметический характер и не смогут предотвратить гораздо более тяжелые кризисы будущего времени.[2]
Справедливо полагая, что в основе всего мирового развития (в качестве его «мотора и сердца») лежит «мировой капитал» (или другими словами мировая валютная система), Президент приводит семь веских причин, почему ныне де-факто существующая мировая валюта (включая систему ее генерации, эмиссии и циркуляции на рынке) является: 1) нелегитимной в качестве всемирной валюты; 2) недемократической; 3-4) неконкурентной, несвободной и нецивилизованной (так как отсутствуют эффективные контролирующие институты и не установлены всеобщие правила игры на валютном рынке); 5-6) неподконтрольной и неответственной перед мировым сообществом; и, как следствие, 7) неэффективной и несоответствующей ключевым целям и ценностям развития мира и человечества.[3]
Отчетливо видя корень проблемы, Президент Назарбаев считает нецелесообразным использование национальной денежной единицы какого-либо государства мира (даже наиболее могущественного) в качестве мировой валюты и в этой связи предлагает заменить нынешнюю содержащую в себе «семикратный генетический дефект» единицу расчета на абсолютно новые бездефектные «мотор и сердце» путем внедрения подлинно легитимной мировой валюты.[4]
Таким образом, глава государства призывает мировое сообщество начать движение в сторону достижения высшей стадии международной экономической интеграции, а именно создания экономическо-валютного союза на глобальном уровне. В этом отношении весьма показательным является предложенное Президентом Назарбаевым название новой валюты - «акметал» (или «акме-валюта»), которое происходит от древнегреческого слова «акме» (в свою очередь обозначающее не что иное как высшую стадию развития) и которое должно открыть абсолютно новую эпоху в истории человечества - «акметализм».[5]
Основные положения международной экономической интеграции
а) Понятие, виды и цели МЭИ
Для дальнейшего изложения идеи Президента Назарбаева имеет смысл хотя бы вкратце осветить основные положения международной экономической интеграции (МЭИ) - процесса, берущего свое начало в необходимости объединения усилий государств для решения общих экономических проблем и влекущего за собой усиление взаимозависимости национальных экономик государств мира.
Есть все основания утверждать, что в настоящее время МЭИ осуществляется в рамках двух основных уровней:
1) на глобальном уровне и
2) на региональном уровне в рамках региональных интеграционных объединений (РИО).
Если первый уровень потенциально может охватить все государства мира, то круг участников региональной интеграции заведомо лимитируется рамками определенного региона (от лат. regio - область), т.е. (в контексте международного права) территорией (в.т.ч. группы близлежащих стран), обладающей совокупностью общих естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий, которые, в свою очередь, отличают этот регион от других регионов.
При этом с точки зрения геополитики можно выделить как минимум 10 макро-регионов:
Северная Америка;
Южная Америка;
Европа;
Большой Ближний Восток (от Марокко до Пакистана);
Африка, расположенная к югу от Сахары;
Индия;
Китай; Юго-Восточная Азия;
Австралия и Океания;
и постсоветское пространство (или Евразия).
Данное деление является конечно же весьма условным, тем более, что регионы не являются чем-то неподвижным и раз навсегда данным. Например, лет двадцать назад можно было бы уверенно выделить в качестве самостоятельного региона Восточную Европу. В настоящее время одним из официальных кандидатов на вступление в Евросоюз является Турция и ее (возможное в долгосрочной перспективе) членство в Евросоюзе конечно же заставит пересмотреть саму концепцию Европы. Еще одной важной характеристикой вышеуказанного деления является то, что, с одной стороны, имеются регионы, представляющие собой отдельные государства (такие как Китай и Индия, а также очень схожая с ними в этом отношении Северная Америка, т.е. по существу США плюс Канада и Мексика), а, с другой стороны, регионы, состоящие из множества государств, которые, однако, во многом в силу существования уже сформировавшихся в качестве регионов других международных акторов, начали все более активно претворять в жизнь проекты региональной интеграции.
Далее следует отметить, что как в случае глобальной, так и региональной интеграции государства-участники интеграционных процессов преследуют в принципе следующие наиболее важные цели: а) обеспечение международного мира и безопасности посредством проведения согласованной внешнеэкономической политики; и б) повышение своего благосостояния путем осуществления более свободной внешнеэкономической деятельности и международного разделения труда, а следовательно расширения масштабов производства, повышения производительности труда и улучшения конкурентоспособности.
б) Глобальная интеграция
Если говорить об интеграционных процессах экономического характера на глобальном уровне, то, исходя из существующих реалий развития современного мира, речь прежде всего должна идти о Всемирной торговой организации (ВТО), функционирование которой принято считать самым значимым успехом в сфере экономического взаимодействия государств мира. На сегодняшний день ВТО насчитывает более 150 государств-членов, на которые приходится более 97 % мировой торговли.[6] Однако, несмотря на такие очевидные преимущества, вытекаемые из членства в ВТО, как доступ к международному механизму разрешения торговых споров, наибольшим достижением во взаимоотношениях государств в рамках ВТО можно однозначно считать принцип недискриминации в форме взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима. При этом следует иметь в виду, что закрепляя принцип недискриминации экономических субъектов государств-членов, такой огромный правовой массив, называемый правом ВТО, в большей части состоит лишь из различного рода исключений и изъятий по отношению к вышеупомянутому принципу.
Таким образом, основанная вскоре после Второй мировой войны в целях предотвращения новых войн путем налаживания более углубленного межгосударственного экономического сотрудничества, всемирная торговая система (до 1995 г. известная как ГАТТ) хотя и сумела значительно расширить свой численный состав и сферы своей деятельности, все же ни на йоту не смогла углубить взаимодействие между своими государствами-членами. Как следствие остается только констатировать, что в виду противоречивости своих национальных интересов современные государства мира даже не способны распространить принцип недискриминации по отношению ко всему объему проводимых между собой экспортно-импортных операций. К тому же в последние годы прогресс экономического взаимодействия государств на глобальном уровне вообще равен нулю, в частности, в виду неспособности развитых стран либерализовать свои сельскохозяйственные рынки. Более того, следует отметить, что в ВТО до сих пор еще не входят около 40 государств мира, что еще раз наглядно показывает насколько еще не готово международное сообщество ко сколь-нибудь глубокому экономическому взаимодействию в рамках единой целостной системы.
б) Региональная интеграция, формы и виды РИО
Во многом в силу невозможности глубокой интеграции на глобальном уровне одной из реальностей современного мира является то, что государства все более благотворят механизмам региональной интеграции, которые позволяют достичь наиболее глубокие и тесные стадии межгосударственного взаимодействия. Если в рамках ВТО государства мира до сих пор не могут в полном объеме воплотить в реальность принцип недискриминации, то, например, государства-члены наиболее развитого на сегодняшний день регионального объединения - Европейского союза - уже сформировали единое экономическое пространство, в рамках которого большинство из них уже ввело единую валюту.
При этом следует отметить также, что несмотря на возможную опасность деления мира на конкурирующие блоки, а, следовательно, потенциальную угрозу международному миру и безопасности, количество РИО быстро увеличивается с каждым годом и в настоящее время превысило 330,[7] что уже намного больше, чем количество суверенных государств в мире (для сравнения, в настоящее время насчитывается 192 государства-члена ООН), что в свою очередь объясняется тем обстоятельством, что большинство государств мира участвуют на сегодняшний день в двух и более РИО.
Несмотря на столь большое количество, все региональные объединения можно подразделить, по мнению автора, на следующие две основные формы:
1) простые, создаваемые в виде зон преференциальной торговли и зон свободной торговли, предусматривающие частичную и полную либерализацию торговли между государствами-членами соответственно; и
2) продвинутые - такие как таможенный союз, общий рынок и экономический союз.
На долю простых форм приходится в общей сложности до 92 процентов всех интеграционных группировок, а небольшая доля продвинутых форм региональных объединений (не более 8 процентов от общего количества) объяснятся тем обстоятельством, что они, в отличие от простых форм, предполагают безусловную «верность» только одному определенному блоку (т.е. одно и тоже государство может быть членом только одного, например, таможенного союза). В тоже время продвинутые региональные объединения могут сами являться участниками различного рода интеграционных схем. Так, например, Европейский союз заключил соглашения о создании таможенного союза с Турцией (вступило в силу 1 января 1996 г.), о создании зоны свободной торговли с Южной Африкой (вступило в силу 1 января 2000 г.), с Марокко (1 марта 2000 г.), с Израилем (1 июня 2000 г.), с Мексикой (1 июля 2000 г.) и с рядом других стран.
В тоже время, необходимо отметить, что создание продвинутых форм РИО не является исключительно Европейским феноменом и в настоящее время наблюдается на многих континентах мира. Например, в Африке функционируют Южно-Африканский таможенный союз и Восточно-Африканское сообщество, Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки и Западно-Африканский экономический и валютный союз (при этом последние три интеграционные объединения уже начали осуществлять меры, направленные на построение общего рынка); на Ближнем Востоке было объявлено о создании общего рынка в рамках Организации сотрудничества стран Персидского залива к 1 января 2008 г.; в Латинской Америке с 1995 г. действующим таможенным союзом является Меркосур, в рамках которого также предпринимаются шаги в сторону построения общего рынка и даже обсуждаются перспективы введения единой валюты.
Процессы региональной интеграции не обошли стороной и государства постсоветского пространства, которые с момента получения независимости предприняли целый ряд попыток создания эффективных интеграционных схем. В настоящее время, вне всякого сомнения, наиболее эффективным региональным интеграционным объединением является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое ставит перед собой такие же задачи и цели как в свое время Европейские сообщества, а именно - построение таможенного союза, а затем и общего рынка (ст. 2 Договора об ЕврАзЭС).
Таким образом, как это уже продемонстрировал Европейский союз и как это видно из практики деятельности других объединений, можно констатировать, что создание таможенного союза является не самоцелью, а лишь одним из этапов на пути дальнейшей интеграции. Устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров, неизбежно влечет за собой формирование общего рынка (или другими словами - единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров, но также и услуг, капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Далее, логичным следствием функционирования полностью сформировавшегося единого экономического пространства становится необходимость проведения единой финансово-валютной политики и создание экономического союза путем введения единой валюты. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время Европейский союз, хотя и очень медленно, но идет к построению политического союза, стремясь проводить на основе единого экономического фундамента скоординированную внутреннюю и внешнюю политику.
Взгляды Президента Н.А. Назарбаева на соотношение глобальной и региональной интеграции
Позиция Президента Н.А. Назарбаева относительно будущего мироустройства полностью отражает тот факт, что МЭИ осуществляется на двух уровнях: глобальном и региональном. При этом, анализируя точку зрения Президента, можно сделать однозначный вывод, что казахстанский лидер является приверженцем прежде всего межгосударственного экономического взаимодействия на глобальном уровне, что подтверждается его недавними высказываниями в Индии относительно того, что идущие параллельно с всемирной интеграцией процессы регионального объединения государств (также называемые регионализацией) потенциально могут привести «к большому хаосу».[8]
В этой связи следует отметить правоту видения Президента, в виду того, что хотя как глобальные, так и региональные интеграционные процессы преследуют одинаковые выше обозначенные политические и экономические цели, процессы регионализации несомненно несут в себе риск обострения соперничества между различными группами государств в целях установления своего политического и экономического первенства и переход их борьбы на совершенно иные, дотоле невиданные уровни конфронтации. В этой связи можно без сомнений констатировать, что именно в виду угрозы раскола мира на антагонистские группы государств, идея глобальной интеграции является в целом более предпочтительной.
В тоже время, четко осознавая всю слабость схем межгосударственного взаимодействия на глобальном уровне и абсолютную неготовность государств мира к глубокой интеграции в рамках всего международного сообщества, Президент Назарбаев обращает внимание на механизмы региональной интеграции, но не в качестве «цели в себе», а как на инструмент, способный сдвинуть с места и претворить в жизнь планы глобальной интеграции.
Действительно процессы региональной интеграции кроют в себе невероятно мощную, можно сказать «атомную», движущую силу. Эта сила потенциально может поставить точку на развитии человечества, но она же, при ее разумном использовании, может стать значительным катализатором человеческого прогресса. В этой связи казахстанский лидер говорит о необходимости использования этой энергии в правильном русле, для того, чтобы не позволить ей превратиться в инструмент фатальных конфликтов, а превратить ее в источник созидания и всемирного благополучия.
По мнению Президента Назарбаева, процессы региональной интеграции должны являться по своей сути предварительной стадией на пути перехода к «акметалу». Отмечая, что наш мир уже спонтанно готовится к очередной стадии своего самообновления путем введения региональных наднациональных расчетных единиц, он считает, что их главное предназначение заключается в «снятии (или хотя бы перераспределении) мировой нагрузки со старой дефектной системы мировой валюты и перенесении ее на систему региональных и континентальных эмиссионных центров для региональных наднациональных межгосударственных валютно-расчетных единиц».[9]
При этом Президент Назарбаев призывает международное сообщество характеризовать региональные валюты общим термином - «транзитал», т.е., иными словами эти валюты должны с самого начала рассматриваться как имеющие временный и переходный характер на пути к подлинно легитимной, демократической, бездефектной мировой «акме-валюте».
На основе вышеизложенного совершенно логично предположить, что существенным шагом на пути к «акме-валюте» должна стать имплементация еще одной основополагающей идеи Президента Казахстана, а именно предложенное им в 2003 г. введение «алтына» в качестве общей денежной единицы в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).[10] Идея общей региональной валюты, предложенная для ЕЭП, является полностью совместимым с целями и задачами ЕврАзЭС, что подтверждается словами Президента Назарбаева о том, что Республика Казахстан «вместе с партнерами по ЕврАзЭС и ШОС, готов постепенно шаг за шагом создавать благоприятные условия для создания регионального эмиссионного Центра валюты нового качества, которая могла бы взять на себя функцию Евразийской наднациональной расчетной единицы, которая по аббревиатуре этого словосочетания может так и называться - ЕНРЕ».[11]
Упоминание казахстанским лидером как ЕврАзЭС, так и ШОС (т.е. по существу Китая, который сам по себе является одним из самых могущественных регионов мира) возможно, следует толковать в контексте его вышеизложенного понимания соотношения процессов глобальной и региональной интеграции. Говоря более точно, есть основания предполагать, что, признавая первоочередность ЕврАзЭС, Президент Казахстана тем не менее считает, что региональная валюта в рамках ЕврАзЭС не должна рассматриваться в качестве самоцели, а должна быть в будущем готова к тесному взаимодействию с Китаем, как впрочем с Индией, Пакистаном и Европейским союзом. В этом отношении весьма показательными являются слова Президента Казахстана о том, что «при правильном учете интересов региональных и континентальных транзиталов» могла бы быть создана «уникальная возможность в будущем... для создания на основе ЕНРЕ новой межконтинентальной транзитной валюты, приближающей нас к грядущей мировой «акме-валюте».[12]
Историческое значение идеи «акметализма» Президента Н.А. Назарбаева
Уже в настоящее время можно с полным основанием утверждать, что идея «акметализма» Президента Н. А. Назарбаева имеет воистину историческое значение, так как казахстанский лидер первым не только из государственных деятелей мира, но и из мировой научной среды выдвинул идею глобальной интеграции на основе единой легитимной демократичной мировой валюты, одобренной всем мировым сообществом.
Глубоко осознав необходимость создания радикально новой, по-иному построенной модели мировой экономики, политики и глобальной безопасности, Президент Казахстана предложил мировому сообществу объединить свои усилия и сформулировать четкий План радикального обновления (ПРО) в целях разработки ключевых технологий конвертации старой валютной системы в новую систему «транзитала» и закрепления сценариев создания и развития региональных эмиссионных центров наднациональных региональных транзитных валют. При этом основополагающим предназначением ПРО должно стать сближение и сплочение всех стран и народов, их общее процветание и безопасность на основе твердого финансово-экономического фундамента, основанного на новой легитимной, демократической и стабильной «акме-валюте».
В эпоху глобального экономического кризиса Президент Назарбаев призвал все страны и народы мира сообща начать строительство нового «Ноева ковчега» путем введения наднациональных региональных транзитных валют. При этом, по его мнению, одним из первых центров этого строительства, предназначенного «для спасения активов от всемирного потопа глобального кризиса» вполне может стать Евразийский центр «транзитала», т.е. введение ЕНРЕ.
В этой связи хотелось бы отметить, что первым реальным шагом в сторону достижения этой благородной цели было бы завершение формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС между тремя наиболее экономически развитыми государствами альянса - Белоруссией, Казахстаном и Россией до 2011 г. (как это было решено на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 6 октября 2007 г.) и создание института принципиально нового характера - наднациональной Комиссии таможенного союза. Построение таможенного союза, а затем на его основе и единого экономического пространства («общего рынка»), а также создание подлинно наднациональных институтов в рамках Сообщества являются необходимыми, неотъемлемыми этапами на пути введения единой региональной валюты.
Интеграционные процессы, которые займут еще немало времени для достижения своего логического конца между близкими друг другу Евразийскими странами, потребуют конечно несоизмеримо большего времени относительно налаживания взаимодействия на межрегиональном и межконтинентальном уровнях. Об этом ясно говорится в статье Президента, согласно которой введение общемировой денежной единицы является делом будущего и «правильное имя» подберут ей лишь когда-нибудь наши потомки. Еще одним индикатором направленности идеи Президента Казахстана в будущее является то, что «валюта Нового мира должна существовать на базе всемирного Закона о мировой валюте, подписанного главами большинства стран мира и ратифицированного большинством парламентов мира».[13] Таким образом, казахстанский лидер предвидит те времена, когда мировое сообщество будет в состоянии принимать всемирные законы (возможно принимаемые большинством голосов), а не международные договоры (полностью основанные на суверенном консенсусе государств) как это принято сейчас.
Мир идет навстречу временам, которые полны непредсказуемости и проблем. Но ясно то, что человечество рано или поздно должно будет объединиться, чтобы быть способным дать достойный ответ гуманитарным, экономическим, экологическим, социальным и многим другим вызовам будущего. В противостоянии этим вызовам как и в любом другом деле всегда важен первый (самый нужный и трудный) шаг и гражданам Казахстана можно по праву гордиться, что этот шаг был сделан их Первым Президентом.
[1] См. Казахстанская правда. 27 января 2009 г.
[2] См. Назарбаев Н. А. Ключи от кризиса // Российская газета. 2 февраля 2009 г. / https://www.rg.ru/2009/02/02/autoritetno.html (2009. 14 января).
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] См. WTO membership in brief // https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/acc_e.htm (2008. 20 марта); The WTO in Brief: The Organization // https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/ inbrief_e/inbr02_e.htm (2008. 20 марта).
[7] См. Understanding the WTO: Regionalism: friends or rivals? // https://www.wto.org/english/ thewto_e/whatis_e/tif_e/bey1_e.htm (2008. 20 марта).
[8] См. Казахстанская правда. 27 января 2009 г.
[9] См. Назарбаев Н. А. Ключи от кризиса // Российская газета. 2 февраля 2009 г.
[10] Следует отметить, что после безуспешных попыток привлечь Украину в состав ЕврАзЭС (в мае 2002 г. данная страна согласилась стать лишь наблюдателем), 19 сентября 2003 г. между Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной было все же подписано Соглашение о формировании ЕЭП, который с одной стороны предусматривал поэтапное построение общего рынка и создание наднационального органа - Комиссии, а с другой определяла, что «каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции... она принимает участие и в каком объеме» (ст. 5 Договора). Последнее положение по существу позволяло Украине не оставлять своих амбиций относительно интеграции в Евросоюз, вступая в более интенсивное взаимодействие в рамках ЕЭП. Однако после Оранжевой революции в Украине и ее (окончательной ли?) переориентации в сторону Евросоюза, планы создания ЕЭП стали реализовываться только в рамках ЕврАзЭС.
[11] См. Назарбаев Н. А. Ключи от кризиса // Российская газета. 2 февраля 2009 г.
[12] Там же.
[13] Там же.