Уничтожением сирийского химоружия может заняться Норвегия
Уничтожением сирийского химоружия может заняться Норвегия
Об этом в понедельник сообщили в МИД королевства. Речь идет о 500 тонн зарина и 50 тонн горчичного газа. Россия ликвидировать сирийское химоружие на своей территории отказалась.
О том, что ООН, США и Россия попросили Осло принять участие в уничтожении 500 тонн зарина и 50 тонн горчичного газа из запасов Сирии, еще в воскресенье сообщил норвежский телеканал NRK. В понедельник эта информация появилась и в американском издании Wall Street Journal.
МИД Норвегии появившиеся данные подтвердил не сразу. Изначально глава внешнеполитического ведомства Бёрге Бренде сказал лишь, что страна взяла на себя обязательства поддержать резолюцию ООН об уничтожении сирийских химарсеналов, однако помощь может ограничиться финансовыми вложениями.
Чуть позже Бёрге Бренде, впрочем, сообщил, что «специально созданная группа экспертов в ближайшие дни должна будет дать свое заключение по вопросу о том, возможно ли уничтожение боевых отравляющих веществ на территории королевства». А представитель МИД Норвегии Ранхильд Имерслунд рассказала журналистам, что США готовы предоставить норвежцам свои мобильные установки для уничтожения отравляющих веществ. «Норвегия всегда откликалась на просьбы ООН, и намерена серьезно подойти к рассмотрению нынешнего запроса», — добавила госпожа Имерслунд.
Напомним, после того как Россия отказалась уничтожать сирийское химоружие на своей территории, поиском стран, готовых принять и ликвидировать его у себя, занялись США. Изначально американцы надеялись заручиться согласием соседей Сирии — Турции и Иордании. Однако те оказались не в восторге от этой, связанной со многими рисками, в том числе и экологическими, идеи. Тогда США обратились с подобными неформальными предложениями к ряду европейских стран, включая Албанию, Бельгию, Францию и Норвегию.
Опыта в уничтожении химоружия Норвегия не имеет. Однако она давно и успешно участвует в самых различных миротворческих форматах. «На сегодняшний день ее военный и гражданский персонал задействован в Афганистане, Южном Судане, Косово, Демократической Республике Конго, Либерии, Судане, Гаити и других странах, — напомнил «Ъ» эксперт ПИР-Центра Андрей Баклицкий. — В 1990-е годы норвежское финансирование и технологии помогали России обеспечить безопасность своих ядерных материалов». Что касается отсутствия опыта в области химического оружия, то норвежцы, по словам эксперта, «будут работать не в одиночку». «Уже понятно, что стран, готовых предоставить технологии и финансирование для решения сирийской проблемы наберется много, в отличие от желающих взвалить на себя ввоз отравляющих веществ на свою территорию», — заявил он «Ъ».
Елена Черненко