МТК РК внедряет новые технологии в дорожную инфраструктуру

МТК РК внедряет новые технологии в дорожную инфраструктуру
Для Галины Назаренко любая дорога - не просто асфальт. Специалист с многолетним опытом, без труда может определить, из чего состоит дорожное покрытие. А от работы ее института зависит, какие материалы будут применяться в строительстве автотрасс и, в конечном итоге, их качество. Сейчас, например Галина испытывает на прочность новый геосинтетический материал. Ее помощник - лабораторная машина ИП-500 - говорит: четырехслойный полимер можно закатывать в асфальт.
Галина Назаренко, научный сотрудник отдела дорожно-строительных материалов АО «КаздорНИИ»:
- Здесь у нас прежде всего полиэтиленовая пленка, видите блестящее, она в данном случае непроницаемая, дальше идет армирующая сетка и 2 слоя тоже следом это из композиции полимера. Этот материал стал у нас в Казахстане выпускаться с 2013 года и уже нашел широкое применение на автодорогах и даже на автодороге «Западная Европа и Западный Китай».
А это Западно-Казахстанская область. О новых технологиях здесь и не мечтают, было бы хоть какое-то покрытие. В регионе из 12 районных центров только к 6-ти ведут асфальтированные трассы. То есть, всего 19% этих дорог имеют твёрдое покрытие. Например, от Уральска до района Казталовка порядка 350 километров. Реконструкция дороги началась 3 года назад, за это время отремонтировано всего 60 км.
Данияр Тастемиров, водитель:
- Часов 7-8 приходится ездить. Люди устают. Насыпь местами есть, а так, в основном, грунтовая дорога, грейдер весь разбитый, колея. Я сегодня ехал, там 6 машин в степи лежат. Большегрузные машины, КАМАЗы. Застряли.
Всё дело в недостатке финансирования, говорят в местном управлении автомобильных дорог. Например, ремонт километра республиканской дороги обходится в 1 миллион долларов и выше. В Приуралье же в реконструкции нуждаются более 80% дорог областного и 40% республиканского значения. Средств на капитальное восстановление всех трасс не хватает.
Местные власти большинства регионов чаще всего ожидают помощи из центра, финансируя ремонт областных дорог по остаточному принципу. От этого и такой результат. На это намекнул и глава профильного министерства. Аскар Жумагалиев на прошлой неделе проинспектировал дороги Северо-Казахстанской области. Оказалось, что почти 50 процентов трасс в регионе в плохом состоянии. В прошлом году из бюджета области выделено всего 900 миллионов тенге, в этом году почти в 3 раза больше, но и этого явно недостаточно.
Аскар Жумагалиев, министр транспорта и коммуникации РК:
- Если мы сравним с другими областями, ситуация достаточно нехорошая и она требует более активного вмешательства местных исполнительных органов.
Пока в регионах и министерстве думают над тем, где найти деньги на ремонт, в институте решают задачу, как продлить срок службы дорог. Ведь их качество пока оставляет желать лучшего. На совещании в октябре Президент заметил, в республике даже новые трассы, уже через год требуют ремонта. Над тем, чтобы таких фактов было меньше и работает этот институт. В лабораторию не так давно поступил новый материал - микросюрфейсинг. Двухсантиметровое покрытие, по утверждению разработчиков, обеспечивает не только долговечность, но и безопасность.
Галия Измаилова, директор департамента дорожных конструкций и материалов АО «КаздорНИИ»:
- В этом году эта технология была внедрена в Атырауской, Акмолинской и Алматинской областях. Эти области были выбраны именно из-за разных климатических условий. Наш институт вел научно-техническое сопровождение устройства этих участков и будем мониторить эти участки.
Между тем, в этом году на ремонт дорожной сети республиканского значения выделено 310 миллиардов тенге, на местные дороги почти 133 миллиарда. В целом же до 2020 года планируется привести в порядок 78% трасс и перевести в первую категорию 4 тысячи километров и во вторую категорию 7,5 тысячи километров.
Авторы: Арман Изжанов, Татьяна Напольская, Асель Русалиева.