Об ограничениях и гарантиях государственного служащего
Предлагаемый проект Закона «Об ограничениях и гарантиях государственного служащего» направлен на недопущение коррупции и любых иных коррупционных проявлений.
Коррупция является угрозой безопасности любого государства, так как подрывает экономические, социальные и нравственные основы государственности и общества. Как показывает пример развития событий в соседних странах, в частности Кыргызстана, Украины и России, коррупция - это угроза политической, экономической независимости, а также целостности страны.
Основная суть предлагаемой концепции проекта – это «тотальное» ограничение отдельных сфер жизнедеятельности государственного служащего,внедрение контроля не только за доходами, но и его расходами, повышение социальных гарантий государственных служащих.
Данный подход основан на идее исключения стимулов коррупционного поведения в связи с невозможностью использования незаконных доходов и преимуществ деятельности государственного служащего, кроме как высокого социального статуса в обществе.
Кроме того, необходимо создать условия, препятствующие перемещению служащих в частный сектор экономики и стимулирующие непрерывный карьерный рост.
До принятия законопроекта предлагается закрепить в Конституции определение коррупции как основной угрозы независимости нашего государстваи ограничение личных свобод и прав государственного служащего как обязательного условия недопущения коррупции в стране.
Основные ограничения деятельности государственного служащего:
- декларирование доходов и расходов служащего и его близких родственников;
- запрет на превышение расходов над доходами служащего;
- мониторинг доходов и расходов служащего и его близких родственников, проведение их сравнительного анализа;
- запрет на наличие имущества и банковских счетов за рубежом;
- введение ряда требований при посещении зарубежных стран в туристических целях (декларирование и ограничение расходов, таможенный контроль и оценка ввозимых и вывозимых товаров);
- ограничения на покупку предметов роскоши (определение максимальной стоимости автомобиля, квартиры, ювелирных изделий и предметов искусства), уведомление о покупке товаров стоимостью, превышающих полугодовой доход служащего;
- запрет на использование отдельных видов имущества, не принадлежащего служащему или его близким родственникам на праве собственности (жилья, автомобилей и предметов роскоши);
- запрет на осуществление наличных расчетов (только с использованием зарегистрированной банковской карточки с развитием сети услуг);
- усиление этических требований (ограничение посещения ресторанов и иных объектов в сфере услуг категории «люкс» с установлением данной градации, нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, вызывающее агрессивное поведение, аморальное поведение в семейной жизни (измена, развод, использование платных интимных услуг, посещение порнографических сайтов) и пр.);
- отказ от гарантий неприкосновенности личной жизни (с изменениями в Конституцию): несанкционированное прослушивание телефонной, сотовой связи, просмотр переписки, визуальное, видео- наблюдение, свободное публичное размещение информации о личной жизни и деятельности государственного служащего;
- введение обязанности служащего по представлению доказательств законности доходов и расходов (отступление от презумпции невиновности), обязанности публичного опровержения информации, размещенной в СМИ, содержащей сведения о наличии признаков коррупционного поведения или нарушения этических требований;
- создание полиции по контролю за доходами и расходами государственных служащих и подведомственных структур за соблюдением этических ограничений и ограничений по наличию имущества за рубежом;
- увольнение с занимаемой должности по представлению полиции и на основании решений общественных комиссий по факту наличия подозрений в совершении коррупции или признаков коррупционного проявления. При восстановлении по решению суда введение ограничений по карьерному продвижению;
- установление видов (уровней) ограничений в зависимости от категории государственных служащих;
- действие ограничений в течение 5 лет после оставления государственной службы, при уходе в отставку – постоянно;
- усиление уголовной ответственности служащих правоохранительных органов за совершение коррупции (лишение свободы от 20 до 30 лет), введение дополнительных ограничений;
- применение конкурсного отбора исключительно на административные должности низших категорий с приоритетом карьерного продвижения государственных служащих;
- запрет на возвращение на государственную службу (только по решению Главы государства).
Социальные гарантии государственного служащего:
- установление уровня оплаты труда служащего превышающего средний размер оплаты в частном секторе (конкурентная оплата), ежегодная индексация оплаты труда в зависимости от параметров экономического роста (ВВП, доходная часть бюджета), но не ниже уровня инфляции;
- освобождение от подоходного налога и налога на имущество (дополнительный стимул раскрытия объектов налогообложения);
- предоставление жилья на период осуществления государственной службы с правом приватизации после ухода в отставку (улучшение жилищных условий (класс и площадь жилья) в зависимости от карьерного продвижения и потребностей соответственно), обязательное проживание с служебных квартирах при их предоставлении;
- пенсионное обеспечение на уровне оплаты труда по последнему месту работы;
- льготное социальное обеспечение членов семьи служащего (место в садиках, образовательных учреждениях, софинансирование обучения детей), бесплатное медицинское обслуживание.
В целом, коррупция признана одним из десяти главных рисков, которые будут влиять на развитие стран в будущем. Коррупция в Казахстане - это основной риск недостижения амбициозной задачи, поставленной Главой государства, по выхождению Республики в тридцатку самых развитых стран мира.
В государствах Европейского союза все чаще используется непрямой метод противодействия коррупции – мониторинг расходов служащих и их сравнение с его доходами, тогда как сейчас в Казахстане все усилия направлены на пресечение коррупционных доходов служащих.
В связи с этим, основная цель законопроекта – это исключение возможности использования коррупционных благ и преимуществ как основного стимула коррупционного поведения служащих.
Одновременно с ограничениями необходимо создание стимулов антикоррупционного поведения, что потребует затрат бюджета. Однако данные затраты несопоставимы с объемом коррупционного дохода. Так, по оценкам зарубежных экспертов объем коррупционного рынка в странах СНГ достигает треть ВВП данных стран.
Таким образом, коррупция крадет из бюджета и наших «карманов» примерно треть доходов.