Евразийская экономическая интеграция: возможности для деловой среды

Вполне очевидно, что в период структурного мирового экономического кризиса, заставившего наши страны изыскивать новые точки экономического роста, интеграционному процессу был дан дополнительный импульс и принципиально новый скоростной режим, опирающийся на имеющуюся практику собственных взаимосвязей и международный опыт.
Ведь речь идет об интеграции как о понятном, привлекательном для гражданина и бизнеса, устойчивом и долгосрочном механизме, действующем вне зависимости от текущих политических и иных перепадов. Становление евразийского интеграционного объединения идет значительно динамичнее, поскольку берется в расчет опыт ЕС и других региональных объединений. Для Казахстана – родоначальника евразийского процесса- было принципиальным, что ЕАЭС будет базироваться на сугубо экономической платформе, позволяющей всерьез взяться за модернизацию экономики и снизить сырьевую зависимость страны. Обширные возможности уже открыты для бизнеса. Это объединенные динамично развивающиеся рынки, где действуют единые требования к товарам и услугам, во многом унифицированные с европейскими. Дополнительные перспективы и одновременно вызов открываются в связи с единым рынком государственных закупок, где в целом ряде товаров и услуг производители стран-участниц будут пользоваться правами и льготами отечественного производителя по всей евразийской территории. Разумеется, эти возможности эквивалентны и вызовам, ведь единые правила на евразийской территории распространяются на всех участников. Говоря об усилившейся предпринимательской конкуренции, нельзя не сказать о так называемой «конкуренции юрисдикций», то есть, о борьбе за предпринимателя. Любой евразийский предприниматель уже пользуется правом выбирать, в какой из евразийских стран ему регистрировать свой бизнес, где ему комфортнее и дешевле вести свои дела и заниматься таможенным оформлением грузов. Прочно войдя в ТОП-50 стран с наиболее благоприятным деловым климатом, Казахстан буквально пошагово реализует план по облегчению ведения бизнеса, состоящий как из решения инфраструктурных вопросов (автомобильные и железнодорожные пути, коммуникации), так и из устранения излишних бюрократических процедур и дублирующих друг друга государственных контрольных функций. В стране набирают обороты различные программы поддержки бизнеса, проводимые национальными институтами.
Практически ни один «евразийский», наднациональный вопрос, относящийся к компетенции бизнеса, в Казахстане не обходится без тщательного, детального обсуждения с отечественной деловой средой. Все предпринимаемые меры, которые в силу ряда причин нереализуемы у наших евразийских партнеров, должны позволить Казахстану не просто занять достойное место в евразийском пространстве, но и доминировать в ряде отраслей.
Преследуя модернизацию экономики, как важнейшую цель интеграции, мы стремимся наращивать долю обработанной и готовой продукции в казахстанском экспорте с евразийскими коллегами, которая уже превысила 50% в 2013 г.
Абдуалиева М.К., Заместитель директора департамента международной экономической интеграции министерства национальной экономики РК